Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие малого бизнеса в условиях современной глобализирующейся экономики привело к бурному формированию различных интегрированных форм организации бизнеса, которые предполагают использование разных видов объединений, видов и форм совместной деятельности. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики определяется интеграцией крупных и малых компаний. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Одной из таких популярных форм интеграции малого и крупного бизнеса является франчайзинг.
Среди множества западных (европейских или американских) договорных моделей, хлынувших на экономически рынок, набирает популярность франчайзинг. Перечень наиболее известных компаний, существующих на рынке многих стран благодаря коммерческой концессии, внушителен: «Макдоналдс», «Пицца-хат», «Кока-кола», «Пепси-кола», «Баскин Роббинс», «Русское бистро», «Ростикс», «Патио-Пицца», «T.J.I. Friday's» и многие другие.
Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время является одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить качество управления бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными. Франчайзингу изначально повезло больше, чем, например, лизингу, поскольку законодатель выделил коммерческую концессию в отдельный вид договора, достаточно подробно зафиксировав его основные положения в законодательстве.
В современных экономических реалиях франчайзинг является одной из наиболее прогрессивных и эффективных моделей взаимодействия крупного и малого предпринимательства, что объясняется пластичностью и гибкостью, обусловленной способностью малого предприятия, вооруженного современными методами ведения бизнеса, технологиями и инфраструктурой, достаточно эффективно адаптироваться к меняющимся условиям рынка.
Методологической и теоретической основой работы послужили исследования отечественных и зарубежных авторов в области франчайзинга и его применение как новой формы ведения бизнеса.
Объект исследования – франчайзинг и его виды.
Предмет исследования – франчайзинг как форма взаимодействия крупного и малого бизнеса.
Цель курсовой работы – провести исследование франчайзинга как формы взаимодействия крупного и малого бизнеса
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития франчайзинга
2. Охарактеризовать понятие, сущность и сферы применения франчайзингового бизнеса.
3. Проанализировать развитие франчайзинга в России.
Для достижения поставленной цели в работе были использованы теоретический метод исследования как статистический анализ, а также эмпирический метод – изучение литературы по теме.
1. История развития франчайзинга
1.1 Исторические корни франчазинга
Термин «франчайзинг» берет свое начало от старофранцузского понятия, которое определяет право на свободу ведения какой-либо хозяйственной деятельности, примером могут служить ярмарки, базары, эксплуатация паромов и переправ через водоемы, право на охоту, строительства дорог, сооружений, производства продуктов питания. В средние века такие привилегии были только у королей, предоставляющих франшизу на коммерческую деятельность любого типа.
По некоторым данным сам Папа Римский предоставлял право на сбор выплат в разных географических зонах определенным лицам для обеспечения наилучшего способа сбора налогов. Эти сборщики могли оставить себе существенную часть сборов. Современный франчайзинг хоть и является новым направлением в экономике несмотря на то, что его корни уходят почти в средневековье.
В США и в Австралии юридическое определение франшизы обозначает передачу прав государственной властью какому-либо лицу, в Великобритании означает передачу прав от имени короля или королевы. В средние века в Англии король или королева предоставляли знати права на сбор налогов с определенной территории в обмен на услуги, которые могут возникнуть с течением времени. Гражданам давалось разрешение, иными словами франшиза, на продажу товаров и услуг на рынках, на участие в ярмарках .
В наши дни в Великобритании все еще действуют франшизы предыдущих времен, которые предоставляют их владельцам права для содержания рынка, паромов постов и переездов.
Таким образом, еще с давних времен люди, наделенные властью, делегировали свои полномочия с целью обмена на капитал или необходимые услуги. Тем самым закладывался фундамент франчайзинга в его современном виде.
Система франчайзинга также затронула и торговую практику. В Лондоне времен XVII в. учреждались системы торговых гильдий, которые отдаленно напоминали современные системы франчайзинга.
Также в Великобритании в XIX в. использовалась система, носившая название «связанные дома». Суть системы заключалась в том, что власти предоставляли право торговать спиртными напитками лишь владельцам постоялых дворов по специально выданной лицензии. В те времена не все владельцы постоялых дворов могли позволить себе приобретение данной лицензии. Поэтому эту систему начали использовать местные пивовары. Они предоставляли владельцам постоянных дворов заем или аренду, а взамен требовали постоянный рынок сбыта для продукции .
Важным этапом в процессе становления франчайзинга является возникновение законов, которые регулируют регистрацию товарных знаков, а также их использование. Здесь следует отметить монопольное право, которое предоставлялось владельцу товарного знака на использование его, а также возможность привлечения к ответственности лиц, которые неправомерно использовали уже зарегистрированный товарный знак.
Подобный закон был принят в Великобритании в 1975 г., в Японии – 1888 г., Германия – 1894 г. В 1870 г. был принят закон в США, но из-за разногласий с актами Конституции был признан не соответствующим. Поэтому в действие вступил закон от 1881 г. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков можно признать окончательным событием XIX в.
С развитием мировой экономики развивалась и изменялась сама концепция франчайзинговых отношений.
В 40-е гг. XIX в. в Германии почти все пивовары предоставляли франшизы тавернам и постоялым дворам. Таким образом, владельцы постоялых дворов могли эксклюзивно продавать пиво и эль. Этот процесс и можно определить, как переломный момент становления той самой концепции франчайзинга, которая существует и по сей день .
Американская компания «Зингер» была первой компанией, которая ввела контракты на франчайзинговые отношения, впоследствии ставшие прообразом современного франчайзинга. С того времени другие фирмы стали активно использовать данную систему взаимоотношений для того, чтобы проникать на зарубежные рынки, так как они до этого были недоступными из-за больших затрат и факторов риска.
На рубеже XIX и XX вв. нефтеперерабатывающие, автомобильные компании аналогично стали предоставлять права на продажу произведенных товаров. Эта стадия развития франчайзинга характеризуется элементарным распространением прав на продажу товаров и услуг производителя.
Итак, история франчайзинга не так велика. Она насчитывает немногим более полутора века. Однако, в последние десятилетия он развивался гораздо большими темпами в силу увеличивающей популярности как способа ведения собственного бизнеса. Согласно статистике, лишь 15–17 % компаний, которые были созданы с чистого листа, выдерживают конкуренцию в первые пять лет работы на рынке. Для сравнения только 12% фирм, работающих по системе франчайзинга, прекращают свою хозяйственную деятельность в течении того же периода.
1.2 Концепция современного франчайзинга
Концепция современного франчайзинга сформировалась после окончания Второй мировой войны, когда вернулись миллионы американских солдат и военнослужащих. В следствие этого последовал гигантский скачок рождаемости. Поэтому образовалась большая потребность в различного вида товаров и услуг. Франчайзинг выступил в этот момент как идеальна модель, позволяющая ускоренно развить гостинично-туристический сектор и индустрию общественного питания .
1950-е гг. XX в. характеризуются как этап современного франчайзинга. Его открыл Рэй Крок, коммивояжер - продавец аппаратов для производства молочных коктейлей. Однажды он посетил паркинг-ресторан быстрого обслуживания, который управлялся родными братьями. Рэй был впечатлен вкусом продукции, производимой в ресторане и выкупил права на франчайзинг этого бизнеса. Это положило началу одной из самых успешных компаний в истории американского бизнеса.
60–70-е гг. XX в. можно назвать периодом наибольшего подъема для развития франчайзинговых отношений. Однако, этот период также характеризуется массовым количеством скандалов, которые могли скомпрометировать саму идею франчайзинга. Причиной массовых волнений послужило появления огромного числа «липовых» франчайзинговых отношений. Компании просто собирали деньги с частных предпринимателей и исчезали. Еще одной причиной можно назвать существование предприятия с недостаточно капитализацией, слабой системой управления. Они отличались высоким процентов разорения, после чего оставалась рухнувшая вереница разорившихся франчайзи.
Таким образом, уже к 1970 г. США охватила «франчайзинговая лихорадка». За двадцать лет появилось огромное количество мелких, средних и крупных фирм во всех
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бальжинимаев, Б.Б. Франчайзинг как инструмент развития малого бизнеса/ Б.Б. Бальжинимаев, Б В. Булатова //Студенческий. – 2019. – № 1-3 (45). – С. 28-31.
2. Бугрова, А. Продвижение франшизы 2019: проверенные инструменты и перспективные новинки – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://vc.ru/marketing/49404-prodvizhenie-franshizy-2019-proverennye-instrumenty-i-perspektivnye-novinki/ - Дата обращения: 16.05.2019.
3. Давыдова, Е. Л. Франчайзинг: учеб. пособие / Е. Л. Давыдова // – М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. – 244 с.
4. Земляков, Д. Н. Франчайзинг. Интегрированные формы бизнеса / Д. Н. Земляков // – М. : Издательство «Юнити-Дана», 2010. – 54 с.
5. Калмыков, В. В. Правовая природа договора франчайзинга в практике международных компаний / В. В. Калмыков // Всероссийский журнал научных публикаций. – 2016. – № 5 (6). – С. 67–77.
6. Клименко, Т.И. Франчайзинг как модель организации бизнеса в сфере услуг/ Т.И. Клименко, К.А.Полиектова //В сборнике: Компетентностный вектор: новые реалии и возможности для сферы услуг: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. отв. ред. Т. И. Клименко, И. С. Кабиров. 2018. – С. 33-38.
7. Кузнецов А.О. Франчайзинг: триединство выгодополучателей/А.О. Кузнецов А.О.//Вестник современных исследований. – 2018. - № 12.2 (27). – С. 80-82.
8. Лукашева, Н. Е. Анализ развития франчайзинга в России: итоги последнего десятилетия / Н. Е. Лукашева // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2016. – № 9. – С. 546–563.
9. Матузенко, Е.В.Франчайзинг: проблемы функционирования и направления создания бизнеса/ Е.В. Матузенко, О.А. Глазунова //Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 5 (72). – С. 224-233.
10. Рыкова, И. В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры / И. В. Рыкова // – М.: Современная экономика и право, 2010. – 67 с.
11. Семичева, В. О. Франчайзинг как перспективный вид бизнеса / В.О. Семичева // Символ науки. – 2016. – № 3-1. – С. 153-158.
12. Устюжанин, А. А. Зарубежный опыт и российская практика развития франчайзинга / А. А. Устюжанин // – М. : Издательство «Юнити», 2010. – 344 с.
13. Федорова, П.В. Франчайзинг и особенности его развития в России в кризисный период/ П.В. Федорова //В сборнике: Новые технологии - нефтегазовому региону: материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ответственный редактор П.В. Евтин. 2018. – С. 222-225.
14. Франчайзинг в России. Карта нового времени – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://status-media.com/biznes/franchajzing-v-rossii-karta-novogo-vremeni/ - Дата обращения: 16.05.2019.
15. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 448 с.
16. Шахова, М.С. Франчайзинг в России: состояние и перспективы. – М.С. Шахова. – М.: Наука, 2013. – 103 с.
17. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. Проф. О.И. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 520 с.
18. Ягудин С. Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг: Учебно-методический комплекс – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 272 с.