Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Безопасность любого государства служит важнейшей чертой экономической системы, обеспечивающая возможность развития экономики и повышения жизни общества посредством сокращения степени опасности для населения. Экономическая безопасность страны рассматривается как национальная, а также и как международная, региональная, областная и отдельно взятая определенной хозяйственной структуры.
Ключевым фактором воздействия на экономическую безопасность считается коррупция, так как именно коррупция ущемляет жизненно важные интересы личности, государства в целом. Коррупция снижает эффективность деятельности государства, противодействует интересам правительства в разных сферах общества, формирует прямую угрозу безопасности граждан, общества, государства.
Предметом исследования является служебное поведение.
Объект исследования – антикоррупционные требованию к служебному поведению.
Цель курсовой работы – изучение антикоррупционных требований к служебному поведению. Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1) Изучить понятие и сущность служебного поведения;
2) Рассмотреть коррупцию как угрозу внутренней экономической безопасности государства;
3) Раскрыть сущность антикоррупционной политики РФ, антикоррупционное законодательство;
4) Проанализировать и оценить масштабы коррупционной деятельности в РФ, а также уровень коррупции в разрезе регионов страны;
5) Выявить перечень требований к антикоррупционному поведению в РФ;
6) Разработать проектные мероприятия по совершенствованию атикоррупционной политики РФ.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, синтез, дедукция и индукция, графический, системный, логический и статистический методы.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, в частности, М. Л. Альпидовской, И. И.Брянцева, М. В. Вилисова, Е. Б.Галицкого, Ю. В. Латова, Р. И.Маликова, М. Ослона и др. Особую значимость в работах этих экономистов имела проблема взаимоотношений чиновников с представителями бизнеса и причин возникновения коррупционных связей.
В числе общетеоретических исследований по вопросам коррупции можно назвать работы В. В. Астанина, А. В. Евсеева, В. А. Затонского, Е. В. Каменской, Д. В. Кокорикова, З. П. Колесниченко, И. Н. Коновалова, М. А. Костенко, Н. В. Мамитовой, А. В. Малько и др. Отраслевой уровень представляют работы Н. Ю. Колофидиной, М. В. Костенникова, А. В. Куракина, А. В. Марьяна, А. А. Шевелевича, К. В. Харабета и др.
В рамках политических наук, рассматривающих коррупцию как один из инструментов борьбы за власть, обращают на себя внимание работы Э. В. Суворина, Н. С. Федоркина, A. Хайденхаймера, С. Хантингтонаи др. Уже это обстоятельство может привести к мысли, что правовое регулирование противодействия коррупции в современной России весьма и весьма многогранно.
Также в рамках данной работы использовалась правовая, аналитическая, научная литература, содержащая информацию об объекте исследования. Использованы публикации в таких периодических изданиях, как электронный научно-практический журнал «Государственное и муниципальное управление», «Вопросы экономики», которые целесообразно использовать в процессе изучения коррупции как угрозы экономической безопасности. Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, законодательство в области противодействия коррупции.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные выводы и предложения формируют научную базу для дальнейшей разработки антикоррупционных мер. Предложения и рекомендации могут быть использованы в преподавании учебных курсов «Государственное и муниципальное управление», «Региональная экономика и управление», «Юриспруденция», а также в практической деятельности органов государственной (муниципальной) власти.
Структура курсовой работы соответствует логике исследований и включает в себя введение, основную часть, включающей две главы, заключение, список нормативных правовых актов и литературы.
1.Теоретические аспекты антикоррупционных требований к служебному поведению
1.1. Понятие и сущность служебного поведения
Эффективность реализации государственными аппаратами их полномочий зависит от профессионализма должностных лиц, замещающих должности государственной гражданской, в том числе таможенной службы. Государственная служба тем и характеризуется, что это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего образования и стажа работы, определенных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также моральных, деловых и психологических качеств. Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства, предъявляя высокие требования нравственности, этике и моральному облику государственных гражданских служащих. Общество рассчитывает, что государственный гражданский служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно ему служить. В связи с чем нравственный аспект в вопросах государственного управления в решающей степени определяет цели государственной службы, ее ведущие принципы и нормы.
Понятие «служебного поведения» гражданских служащих впервые закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Однако законодатель, введя в научный оборот понятие «служебное поведение», не определил его границы и содержание.
Поэтому одни авторы используют его как синоним уже существующего понятия «организационное поведение», другие рассматривают его как составную часть более широкого понятия «организационное поведение», третьи, наоборот, утверждают, что служебное поведение – понятие более широкое, так как оно включает всю совокупность поступков и действий, совершаемых человеком в процессе не только его внутриорганизационных, корпоративных отношений, но и во взаимодействии с внешней средой, что для государственного гражданского служащего приобретает первостепенное значение в контексте его миссии как миссии общественного служения.
Под служебным поведением следует понимать совокупность поступков и действий должностного лица или группы лиц, осуществляемых в пределах установленных законом полномочий, в процессе взаимодействия между собой и с внешней средой по поводу выполнения ими своих должностных обязанностей.
Понятие «служебное поведение» раскрывается в статье 18 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в которой содержится перечень требований к служебному поведению гражданских служащих. Данные требования определяют, во-первых, корпоративное поведение должностных лиц в своей профессиональной среде, во-вторых, их отношение к своему служебному долгу, предписывая добросовестное исполнение должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне, в-третьих, соблюдение установленных Законом ограничений и предостерегая от совершения поступков, порочащих честь и достоинство гражданского служащего, и возникновения конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
Прежде всего, Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает характер взаимоотношений государственных служащих с гражданами, признание, соблюдение и защита прав и свобод которых, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяют смысл и содержание их профессиональной деятельности. Многоплановостью понятия «служебное поведение» гражданского служащего оправдывается и то многообразие средств, которые используются для того, чтобы направлять, регулировать, контролировать и оценивать его.
Например, в их число входят:
закрепленные Законом правовые нормы;
моральные нормы;
правила делового и общепринятого этикета.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1993. – № 5. – Ст. 3341.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 7. – Ст. 1151.
3. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 10. – Ст. 2241.
4. О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы: указ Президента РФ от 13.04.2010 года № 460// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 20. - Ст. 548.
5. О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы: указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 14. - Ст. 1053.
6. О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией: указ Президента РФ от 24 ноября 2003 года №1384// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 26. - Ст. 369.
7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 года № 683// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 14. - Ст. 1064.
8. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих: одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)//СПС Консультант плюс
II. Основная и специальная литература
9. Абашидзе, А. Х. Национальные и международные меры в борьбе против коррупции/А.Х. Абашидзе // Журнал международного права. - 2017. - № 4. – С. 13-18.
10. Бандурина, Н. В. Национальный план противодействия коррупции: проблемы и перспективы/ Н.В. Бандурина // Право и Экономика. - 2018. - № 1. – С. 4-9.
11. Безуглов В. С. История противодействия коррупции и опыт профилактики коррупционных правонарушений // Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики: сб. статей Межрегиональной научно-практ. конференции. 9 октября 2017 г., г. Самара. Самара, 2017. - С. 315–321.
12. Богданов, И.Я. Коррупция в России: социально экономические и правовые аспекты/И.Я. Богданов. — М.: ИСПИ РАН, 2017.- 240 с.
13. Бондаренко, С.В. Коррумпированные общества/С.В. Бондаренко. - Ростов-на-Дону: Госиздат, 2015. - 368 с.
14. Везломцев, В.Е. Понятие коррупции и правовое регулирование противодействия коррупции в России/В.Е. Везломцев// Международный пенитенциарный журнал. - 2018. - № 3. - С. 81-84.
15. Всероссийский центр изучения общественного мнения.[Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/
16. Газданова, А.В. Коррупция как угроза экономической безопасности РФ/А.В. Газданова// Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. – М., 2017. - № 5. – С. 14-18.
17. Грандонян К.А. Институт юридической ответственности за коррупционные правонарушения в России: история становления и современное состояние/К.А. Грандонян//Молодой ученый. - 2018. - № 2. - С. 4-9.
18. Григорова, Т.В. Коррупция в России: сущность, причины возникновения и социально-экономические последствия: Учебно-методическое пособие/Т.В. Григорова. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2013. – С. 111-114.
19. Денисов, С.А. Международные инструменты борьбы с коррупцией/С.А. Денисов. - 2015.- 268 с.
20. Долгова, А.И. Реагирование на коррупцию: практика противодействия в России и направления оптимизации борьбы/А.И. Долгова // Сборник коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. - 2015. - № 4. - С.7-24.
21. Кирпичников, А.И. Взятка и коррупция в России/А.И. Кирпичников. – СПб.: Альфа, 2017.- 342 с.
22. Клюковская, И. Н. Пути совершенствования антикоррупционного законодательства/ И.Н. Клюковская // Общество и право. - 2016. - № 2. – С. 24-26.
23. Коррупция в зарубежных странах. [Электронный ресурс]. URL:http://korrypcia_v_zarybeznih_strabah/2017/8%D0%B5-%D0%B8-89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D1%8
24. Латов, Ю.В. Коррупция в системе угроз национальной безопасности России / Ю.В.Латов // Актуальные проблемы экономики и права.– 2015. – 3 1. – С. 46–52.
25. Лупаина, О.В. Коррупция в системе государственной службы – угроза национальной безопасности и целостности России / О.В. Лупаина //Следователь. – 2018. – № 3. – С. 41–45.
26. Мохов А.П. Служебное поведение/А.П, Мохов//Государственное и муниципальное управление. – 2018. - № 2. – С. 15-19.
27. Мухаметов, Д.А. Сущность экономической коррупции / Д.А. Мухаметов, А.И. Аблязова, О.И. Клевцов // Аллея наук. – 2017. – Т. 2. – № 8.– С. 370–373.
28. Обзор судебной практики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://midural.ru/corruption/100735/100740/
29. Официальный сайт Генпрокуратуры РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.genproc.gov.ru/
30. Официальный сайт Следственного комитета РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://sledcom.ru/
31. Понятие и сущность коррупции. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/money/corruption/v_2018_godu_v_rossii_po_delam_o_korrupcii_osudili_8_5_tysyach_chelovek
32. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/
33. РИА-новости о коррупции. [Электронный ресурс]. URL: http://riank.ru/2015/01/%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B8%D0%B8/
34. Смирнов Ф.Ф. Влияние коррупции на эффективность государственного управления России // Развитие института государственной и муниципальной службы в регионах. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Том 1. – Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. – С. 171–176.
35. Хабриева Т. Я. Актуальные проблемы укрепления правопорядка и противодействия коррупции в условиях евразийской интеграции / Т.Я. Хабриева//Журнал зарубежного законодательства. - 2016. - № 4. – С. 12-15.
36. Transparency International. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalcorruptionreport.org/
III. Материалы судебной и другой практики
37. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»//СПС Консультант плюс
38. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»//СПС Консультант плюс