Фрагмент для ознакомления
2
Введение
2
Актуальность темы обусловлена проблематикой интеграции этнических меньшинств в последние
годы, как в глобальном сообществе, так и в Российской Федерации. Постоянный количественный
рост миграционных потоков, состоящих из людей разных национальностей и вероисповеданий, с
разным жизненным укладом, бытовыми нормами и прочими составляющими этнической
идентичности, делает даже некогда моноэтничные территории – регионами построения новых
поликультурных сообществ.
Потребность в более пристальном изучении этнических трансформаций и практики
межнациональных взаимоотношений, обуславливается ещё и тем фактом, что практически все
наиболее серьёзные вспышки межнациональных конфликтов в России за последние годы,
происходили неожиданно, как для специалистов – этнологов и социологов, так и для
региональных и местных властей.
Это свидетельствует о значительном латентном недовольстве старожильческого населения, часто
не выявляемом даже с помощью социологических методов.
Степень разработанности темы отражена в работах ряда авторов. Теоретические основы
определения понятия этнической (национальной) диаспоры было положено Л.Н.Гумилевым,
Н.Я.Данилевским, которые занимались изучением вопросов этнографии в начале XX века.
Современные социальные, психологические и экономические проблемы этнических диаспор
рассматриваются в работах Р.Р.Назарова, утверждавшего, что «этнические процессы, система
межэтнических взаимодействий и межгосударственных отношений тесно связаны с
формированием и развитием такого социокультурного феномена, как этнические диаспоры»;
Ж.Т.Тощенко, Т.И.Чаптыковой, выделявших основные признаки диаспоры, их функции –
сохранение этнического самосознания или четкое осознание принадлежности «своему» этносу.
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025
года определены основные направления государственной национальной политики Российской
Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации. 20 июля 2017 года состоялось
заседание Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, посвященное реализации на
региональном и муниципальном уровнях вышеуказанной Стратегии. В состав Совета входили
лидеры общероссийских национально-культурных объединений, представители научного и
экспертного сообщества, руководители федеральных органов законодательной и исполнительной
власти.
Глава 1 Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и национальных
диаспор реализации государственной национальной политики
1.1Теоретические подходы к сущности взаимодействия органов государственной власти и
национальных диаспор в реализации государственной национальной политики
3
По существующему определению, этническое меньшинство – это группа граждан, численно
уступающая остальному населению государства и не занимающая господствующего положения,
члены которой имеют этнические, религиозные или языковые отличия от остального населения и
демонстрируют солидарное желание сохранить свое культурное своеобразие и групповую
целостность [1].
В XXI в. национальные диаспоры играют важную регулятивную роль в обеспечении общественных,
равноправных взаимоотношений народов, в том числе в культурной, социально-экономической и
политической жизни всего многонационального и мультиконфессионального российского
общества.
В процессе роста и популярности национально-культурного самосознания возрождение
национальных диаспор играет значительную роль в развитии жизненно важных изменений и
формировании правовых, социальных и экономических правоотношений многонационального
общества и государства.
Эти особенности в системе национальных, исторических, духовных ценностей народов России
напрямую затрагиваются процессами мировой глобализации, что часто приводит к
нивелированию важных элементов равноправия и самоопределения народов, поддержке
национальных устоев, традиций и культурных ценностей национально-этнических общностей
нашей страны. При этом происходит коммуникативный рост, поиск и развитие присущей тому или
иному национально-этническому сообществу - диаспоре, свойственной только ей уникальности в
существующем многообразии народов, где с особенной прагматичностью проявляется
необходимость регулирования и защиты прав и свобод национальных меньшинств [2, ст. 71 п.
«в»] и коренных малочисленных народов.
1.2 Национальные диаспоры как субъект реализации государственной национальной политики
Выявлено, что культивируемой особенностью у многих диаспор является опора на ряд
бюрократических, этнократических особенностей, разрешаемых через этно- диалог,
осуществляемый с разнообразным привлечением авторитетных национальных общностей и их
лидеров, а также административных и иных ресурсов.
Такая деятельность в многонациональном обществе осуждается, так как является значимой
областью экономической, социальной, предпринимательской жизнедеятельности общества, а
также идет вразрез с равноправными межнациональными взаимоотношениями в субъектах
Федерации.
4
Как показывает практика, нынешние взгляды на взаимодействие с некоторыми диаспорами
органов государственной власти и правоохранителей в некоторых случаях необоснованно
унифицированы.
Особенно в отношении определенных этнических групп-диаспор, которым, как правило, не
уделяется скрупулезного внимания из-за их малочисленной национальной структуры или
малозначительной роли при обеспечении межнациональных гражданских и индивидуальноправовых отношений.
Однако по мере развития таких общественных и социально-правовых отношений потребности и
требования таких национальных диаспор и их нацменьшинств начинают выделяться в общей
массе и системе общественных, мультиэтнических отношений в стране и начинают активно
воздействовать на правовые и социальные функции государства в обеспечении равноправия и
самоопределения народов России.
Предполагается считать правильным выдвигаемый многими специалистами тезис о том, что чем
крупнее федеративное государственное объединение, тем благополучнее социальное, правовое
и общественное самочувствие диаспор, народов и нацменьшинств. Эта особенность в
наибольшей степени гарантирует межнациональное спокойствие и необходимые четкие правила
во взаимодействии органов государственной власти с местными диаспорными сообществами.
1.3Нормативные правовые основы регулирования взаимодействия органов государственной
власти и национальных диаспор в реализации государственной национальной политики
Современные реалии межэтнических отношений в РФ, как в эволюционирующей федерации,
потребовали нормативно-правового обеспечения социальной и политической практики. В связи с
этим, Россия обратилась к опыту международного сообщества по обеспечению прав
национальных (этнических) меньшинств.
Российская Федерация подписала ряд важнейших документов:
- Европейскую конвенцию о правах человека [11],
-Рамочную конвенцию о правах национальных меньшинств [12],
- Европейскую Хартию о языках [13]
Таким образом, федерация взяла на себя правовые и политические обязательства по
обеспечению прав меньшинств, в том числе и диаспор как переселенческих национальных
меньшинств. Основой для такого обеспечения является Конституция РФ [14].
Кроме того, была принята «Стратегия о Государственной национальной политике Российской
Федерации» [15], в соответствии с которой:
- Государственной национальной политикой РФ является система стратегических приоритетов и
мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления,
5
институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального
согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового
многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику
экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
Глава 2 Направления совершенствования взаимодействия органов государственной власти и
национальных диаспор в реализации государственной национальной политики в Брянской
области
2.1 Практика взаимодействия органов государственной власти и национальных диаспор в
реализации государственной национальной политики в регионе
Приведенные на рис.3 данные относятся к переписи населения 2002 года, однако с тех пор
произошли изменения в сторону увеличения количества представителей различных
национальностей в Брянской области.
В целом, сегодня, как никогда ранее, больше людей живет за пределами своих стран
происхождения, и международная миграция стала гораздо более разнообразной с точки зрения
происхождения и назначения мигрантов. Масштаб международных миграционных потоков
позволяет рассматривать его как явление глобального влияния. По оценкам отдела
народонаселения Организации Объединённых Наций за 2015 год, более 244 миллионов человек
живут за пределами своих стран рождения. В настоящее время международные мигранты
составляют почти 1 из каждых 32 человек в мире, почти 1 из каждых 8 человек в развитых
регионах и почти 1 из каждых 65 человек в развивающихся [17].
Все вместе международные мигранты в настоящее время могут составлять пятое место в мире по
численности населения после Китая, Индии, США и Индонезии, если бы эти люди жили в одном
месте.
Миграция населения представляет собой социальное явление, столь же древнее, как и человек,
являющийся объектом социальных явлений. До возникновения человека его антропоидные
предшественники перемещались географически.
Но эти движения предполагали поиск естественно сделанных полезных предметов, а не рабочих
средств для их производства. Это составляет принципиальное различие между миграциями
животных и человека.
Термины «перемещение» и «переселение» не являются синонимами. Благодаря этому различию
стало возможным называть миграцию по-разному в широком и узком смысле этого слова. В узком
смысле миграция-законченный вид географического перемещения, заканчивающийся сменой
места жительства (это означает переселение).
6
Термин «переселение» широко использовался в литературе XIX века. Он точно отражает суть
такого явления, как «миграция». Однако современное значение этого термина значительно шире.
Используется для идентификации различных социальных явлений, имеющих разный характер,
факторы возникновения и последствия. Миграция - это такой процесс пространственного
перемещения населения, который, в конечном счете, приводит к его территориальному
перераспределению. Существующие в научных кругах разногласия в определении этого термина
указывают на необходимость уточнения, какие процессы и явления скрываются за термином
«миграция населения».
2.2 Проблемы взаимодействия органов государственной власти и национальных диаспор в
реализации государственной национальной политики в Брянской области
Сложносоставным определением диаспоры в плане поиска взаимовыгодного взаимодействия с
российской органами государственной власти является то, что под диаспорой подразумевается не
только и не столько состояние, а процесс развития от «еще не диаспоры», через «собственно
диаспору», к «уже не диаспоре» [23, с. 21].
Поэтому возникает необходимость в поиске направлений взаимодействия органов
государственной власти с национальными диаспорами, в частности с их лидерами. Этому может
помочь многолетний опыт работы с национально-этническими диаспорами органов
государственной власти, местного самоуправления и внутренних дел.
В частности, анализ накопленного опыта показал, что совместная, взаимная и грамотная
деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и внутренних дел с
национальными диаспорами и их лидерами — авторитетными представителями позволяет
эффективно обеспечивать общественно-правовую и социально-политическую консолидацию
общества, профилактику национально-этнических, межрелигиозных разногласий, не допускать
национально-религиозных столкновений.
Внешняя миграция, масштабы которой все увеличиваются, стала причиной проблем во
взаимодействии органов государственной власти и национальных диаспор в реализации
государственной национальной политики в Брянской области (приложение).
Поддержание баланса интересов между различными правовыми субъектами (федеральными и
региональными органами власти, органами власти стран СНГ, политическими группами, группами
бизнес-лобби, федеральными министерствами, местными жителями и иммигрантскими
сообществами), заботами национальной безопасности и экономическим развитием требует
постоянного совершенствования миграционной политики.
7
2.3.Направления совершенствования взаимодействия органов государственной власти и
национальных диаспор в реализации государственной национальной политики в Брянской
области
Для достижения высокого уровня доверия и взаимопонимания органов государственной власти с
диаспорами представляется возможным реализовывать следующие положения:
1) поддерживать самоорганизацию в диаспорах как в субъектах межэтнического,
межконфессионального взаимодействия в системе равноправных отношений наций и народов
области;
2) поддерживать самоуправление в диаспорах как в субъектах межэтнического,
межконфессионального взаимодействия в системе равноправных отношений наций и народов
области;
3) создать при органах исполнительной власти структуры по делам национальностей для
разрешения актуальных проблем социального характера,
4) создать при органах исполнительной власти структуры по делам национальностей для
разрешения актуальных проблем правового характера,
5) создать при органах исполнительной власти структуры по делам национальностей для
разрешения актуальных проблем духовно-культурного характера
Заключение
В данном исследовании в соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
1) Изучены теоретические подходы к сущности взаимодействия органов государственной
власти и национальных диаспор в реализации государственной национальной политики;
2) Рассмотрены национальные диаспоры как субъект реализации государственной
национальной политики;
3) Исследованы нормативные правовые основы регулирования взаимодействия органов
государственной власти и национальных диаспор в реализации государственной национальной
политики;
4) Изучена практика взаимодействия органов государственной власти и национальных
диаспор в реализации государственной национальной политики в Брянской области;
5) Выделены проблемы взаимодействия органов государственной власти и национальных
диаспор в реализации государственной национальной политики в Брянской области;
6) Разработать предложения по направлениям совершенствования взаимодействия органов
государственной власти и национальных диаспор в реализации государственной национальной
политики в Брянской области.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Электронная библиотека ИФ РАН [Электронный ресурс]
https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH131b8ac7772dfe4b7f4613
(дата обращения 18.05.2019).
2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. //Российская газета. 1993. 25 декабря
3. Tajfel, H. Social Identity and Intergroup Behavior [Текст] / H. Tajfel// Social Science Information
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication (дата
обращения 18.05.2019).
4. De Vos, G. Conflict and Accommodation in Ethnic Interaction / G. De Vos // Status Inequality
[Электронныйресурс]. – Режимдоступа:
https://www.researchgate.net/publicationJapan_Ethnic_Conflict_and_Accommodation (дата
обращения).
5. Turner, J. Intergroup Behavior [Текст] / J. Turner[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://student.cc.uoc.gr/uploadFiles/Β310/Tajfel%20&%20Turner%2086_SIT_xs.pdf (дата обращения
18.05.2019).
6. Brewer, M. Contact and Cooperation: When Do They Work? [Текст] / M. Brewer //
EliminatingRacism[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-1-4899-0818-6_16 (дата оборащения 18.05.2019).
7. Kim, Y. Y. The Behavior-Context Interface in Interethnic Communication [Текст] / Y. Y. Kim //
Context and Communication Behavior [Электронныйресурс]. – Режимдоступа:
https://www.researchgate.net/publication/307812384_Interethnic_Communication_The_Context_and_
the_Behavior (дата обращения 18.05.2019).
8. Воронов С.Н. Деятельность государственных и общественных институтов по
предотвращению этнического экстремизма на территории Астраханской области // Материалына
уч.-практ. конференции. Махачкала, 2007.
9. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования //
Социология. 1996. № 12.
10. Гаджиев К.С., Соловьев Э.Г. Диаспоры и разделенные народы на постсоветском
пространстве: монография. 2006.
11. Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека
// СЗ РФ, 1999, №13, ст. 1489.
12. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств // СЗ РФ 1999, № 11, ст. 1256.
13. Европейская Хартия о региональных языках и языках меньшинств. // Этнополитический
вестник. 1995. - №2.
14. Конституция (основной закон) Российской Федерации. М.: Проспект, 1996.
9
15. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до
2025 года [Электронный ресурс] http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (дата
обращения 10.05.2019).
16. Калинина К.В. Национальные меньшинства в России. Программа «Модель демократии для
России» М.: Изд-во РАГС, 1993.
17. Borovik, M.A. Modern migration processes in Europe / M.A. Borovik // Mejdunarodnye
Otnoshenia. - 2002. - № 2. – Р. 12
18. Kapitsa, S.P. Synergy and forecasts of future / Е. Krasinets [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:
https://www.researchgate.net/publication/270882606_Synergetics_Crimea__the_territory_of_geopolit
ical_bifurcation (дата обращения 05.05.2019).
19. Zaripov, P. N. Migrations in Russia: social and legal aspects of the problem / P. N. Zaripov
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://gioffe.asp.radford.edu/images/pubpdfs/immigrationinflows.pdf (дата обращения 05.05.2019).
20. Альтерматт, У. Этнонационализм в Европе / У. Альтерматт. - М.: РГГУ, 2004. –С. 48
21. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1638 (дата обращения 15.05.2019).
22. Об утверждении Стратегии государственной национальной политики в Брянской области
на период до 2025 года [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/974046415 (дата
обращения 15.05.2019).
23. Арутюнов С. А. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры. 1999. № 1.
24. Беларусское землячество на Брянщине [Электронный ресурс] http://bznb.ru/ (дата
обращения 10.05.2019).
25. Официальные региональные представители Дагестана [Электронный ресурс]
http://dagdio.ru/ludi/oficialnye-regionalnye-predstaviteli-dagestana/
26. Дом Польский (Брянск). Конгресс поляков России. [Электронный ресурс]
http://www.poloniarosji.ru/ru/organizacje/15/Nacionalno-kulturnoe-obshchestvo-Dom-Polskij-BRJaNSK
(дата обращения 11.05.2019)