Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эффективное таможенное регулирование на сегодняшний день просто не представляется воз-можным без использования эффективных приемов и методов по перемещению товаров. В усло-виях развития ЕАЭС, проведения в отношении РФ санкционной политики возникла объективная необходимость внести коррективы в действующие схемы по экспорту, повысив в последнем до-лю перерабатывающих, а также наукоемких отраслей и производств.
Целью данной курсовой работы является анализ современных точек зрения по рассматривае-мому вопросу, выявление противоречий, предложение путей решения обозначенных проблем.
Для решения поставленной цели, в работе сформулированы следующие основные задачи:
- рассмотреть сущность и значение современных таможенных процедур, дать им краткую характеристику;
- проанализировать правовую основу института таможенных процедур;
- выделить характерные черты «завершающих» таможенных процедур, выявить основные особенности.
При выполнении курсовой работы были использованы отечественные и зарубежные работы по теме таможенного регулирования, ВЭД, включая периодические издания.
Изучение теоретические основ завершающих таможенных процедур и комплексная их реали-зация на практике позволят внести свой весомый вклад в дальнейшее развитие данной пробле-матики.
1. Таможенные процедуры: общая характеристика
1.1 Сущность и значение понятия «таможенные процедуры»
В современной литературе представлено много толкований термина «таможенные процедуры. В работе автор придерживается следующей формулировки. Таможенную процедуру можно охарактеризовать как совокупность норм, которые определяют для таможенных целей основ-ные условия и требования пользования товарами на территории ЕАЭС, или за пределами .
Важно отметить, что все те товары, которые подлежат перемещению через таможенную грани-цу, для последующего использования и нахождения на таможенной территории, вывоза подле-жат помещению под соответствующие таможенные процедуры. При этом, в зависимости от главных целей нахождения, использования самих товаров, может быть использован опреде-ленный перечень таможенных процедур (рис.1).
Товары, как ввозимые в нашу страну, так и подлежащие вывозу за ее пределами, подлежат со-ответствующему помещению под одну из таможенных процедур. Таможенная процедура – есть ничто иное, как совокупность различных правил и норм, определяющих важные условия и тре-бования для таможенных целей при распоряжении товарами на таможенной территории ЕАЭС.
Саркисов С., в частности, считает, что все существующие в нашей стране правовые правила и нормы подразделяются на обеспечивающие(общие цели, задачи, принципы, легальные дефи-ниции, общие, цели) и субстанциональные (правила поведения, при которых описывается наказуемое, допустимое поведение, место и время правовых норм). На основе данного поясне-ния можно прийти к выводу о том, что таможенная процедура либо служит неким правилом, требования которого предписывают его соблюдать при организации процесса перемещения товаром посредством таможенного границы, либо же, в дополнение к сказанному, закрепляет основные задачи, принципы, цели, и пр.[7]
Рисунок 1.1 - Виды таможенных процедур
В данной связи обратить важно внимание на следующие основные термины:
– «таможенная операция» – выполняемые определенные действия в касательно некоторых товаров и ТС (видов транспорта), совершаемые таможенными органами, а также отдельными лицами в соответствии с действующим законодательством при таможенном оформлении това-ров надлежащих образом.
– «таможенная процедура» определяется, в свою очередь, как совокупность отдельных поло-жений, которые на качественном уровне предусматривают определенный порядок осуществ-ления таможенных операций. Причем последние определяют конечный статус товаров, а также транспортных средств для таможенных целей;
По выбору лица товары, которые подлежат перемещению через таможенную границу, поме-щаются под определенную таможенную процедуру. Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус то-варов ЕАЭС, осуществляется таможенными органами того государства-члена ЕАЭС, на террито-рии которого товары произведены в соответствии с такой таможенной процедурой. Ответ-ственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант [7].
Выпуск для внутреннего потребления – особая таможенная процедура, при помещении под ко-торую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории без ограниче-ний по их пользованию и распоряжению.
Основная характеристика данной таможенной процедуры - возможность распоряжения (поль-зования) товарами после их выпуска без каких-либо существенных ограничений, в том числе временного характера, то есть товары закупают для таможенных целей, находящихся в свобод-ном обращении на таможенной территории.
Данные товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:
- представления соответствующих документов, которые бы подтверждали соблюдение соответ-ствующих ограничений в связи с использованием защитных, антидемпинговых и компенсацион-ных мер;
- уплаты налогов, ввозных таможенных пошлин, если к последним не распространяются тариф-ные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
- соблюдения запретов и ограничений;
Законодательством государств-членов о таможенном регулировании дополнительно к условиям помещения товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры та-моженного транзита и таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, мо-жет устанавливаться такое условие помещения товаров под таможенные процедуры, как обес-печение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Рисунок 1.2. – Особенности совершенствования таможенных операций [10]
1.2 Правовая основа института таможенных процедур, как элемента таможенного регулирова-ния
На сегодняшний день современная внешнеэкономическая политика России ориентирована на интеграцию с мировой экономикой, в связи с чем было оформлено решение о вступлении Рос-сии во Всемирную торговую организацию, после выполнения ряда внутригосударственных про-цедур. 3 ноября 2010 года Президент России подписал Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможен-ных процедур» от 18 мая 1973 года (Киотская конвенция).
Целью принятия данной Киотской конвенции стала, в первую очередь, унификация российского законодательства с международными нормами и правилами в сфере таможенного регулирова-ния, что является необходимым
условием для вступления России во Всемирную торговую организацию[4,8].
Принципы и положения, которые установлены данной Конвенцией, должны как упростить та-моженные формальности. так и ускорить переход на использование электронных документов, автоматизацию таможенных процедур и создание электронных систем «единого окна». Глав-ным среди принципов Киотской Конвенции является обязательство таможенных администраций обеспечить прозрачность и стабильность осуществляемых таможенных формальностей и про-цедур во всех аспектах международной торговли.
Вполне объяснимо, что осуществление внешнеэкономической деятельности обусловлено необходимостью вывоза продукции национальных товаропроизводителей в другие страны, а также ввоз на таможенную территорию товаров, которые необходимы для развития националь-ной экономики и партнерских отношений.
Таможенная процедура представляет собой совокупность норм, которые определяют для та-моженных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на тамо-женной территории ЕАЭСили за ее пределами.
При этом очевидно, что широкий спектр особенностей внешнеторговых операций диктует уста-новление различных условий пользования и распоряжения товарами на таможенной террито-рии ЕАЭС и за ее пределами.
Здесь стоит отметить, что именно таможенная процедура, п соответствии с которой произведен выпуск товаров таможенными органами, определяет ту самую совокупность норм, которые ре-гулируют правовую судьбу товарной партии, перемещенной через таможенную границу ЕАЭС.
Таможенным законодательством в целях таможенного регулирования установлено семнадцать видов таможенных процедур, устанавливающих требования и условия пользования и (или) рас-поряжения товарами на таможенной территории ЕАЭС либо за ее пределами. По своему содер-жанию таможенные процедуры, отличные от экспорта, выпуска для внутреннего потребления и таможенного транзита призваны оформить, в таможенном отношении такие поставки товаров в рамках внешнеторговой сделки, особенности которых позволяют претендовать на применение таможенных льгот при условии соблюдения установленных конкретной таможенной процеду-рой требований и ограничений[3].
Следует также отметить, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение то-варов и транспортных средств через таможенную границу, иными словами, имеют право на со-вершение действий по ввозу на таможенную территорию ЕАЭС или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств. Как правило, особенности совершения таможенных операций при выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, регламентированы положениями национальных нормативных правовых актов.
Очевидно, что именно умелое использование таможенных процедур дает возможность, в зави-симости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты