Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Приоритет государственной политики современной России в направлении сохранения и
укрепление здоровья населения является наиболее актуальным для сельских населенных
пунктов.
Проблемы сельского здравоохранения привлекают к себе повышенное внимание ученых и
специалистов - практиков.
В основе организации медицинской помощи сельским жителям заложены принципы,
аналогичные медпомощи городскому населению. Но особый уклад жизни на селе, система
расселения, низкая (по сравнению с городом) плотность населения, труднодоступность в
виду некачественных дорог, а иногда при полном отсутствии таковых, особые условия
сельскохозяйственного труда оказывают влияние на особенности системы организации
медицинской помощи на селе. К таковым относят тип, мощность, дислокацию
медучреждений, обеспеченность их квалифицированным медперсоналом, доступность
получения специализированной медицинской помощи. Эти свойства вызывают
потребность разработки и введения различных нормативов по конкретным видам
ресурсов.
Глава 1. Теоретические аспекты организации медицинской помощи сельскому населению
1.1. Особенности организации медицинской помощи сельскому населению
Важным организационным принципом современной медицины является не нарушение
единства и преемственности медицинской помощи населению в городе и на селе.
Медицинская помощь в деревнях базируется на принципах организации здравоохранения
в целом. Но, факто¬ры различия города и села, оказывают влияние на организационные
2
формы и методы работы сельских учреждений здравоохранения. К таким факторам
относят: характер расселения, охват территории обслуживания, сезонный характер работ,
влияние погод¬но-климатических условий при работах в отрасли растениеводства, особые
условия труда, не благоустроенность хозяйственно-бытовых условий, региональные и
национальные аспекты и обычаи, уровень образования и культуры и пр.
Возможности обращения за медицинской помощью, особенно за качественной, в сельской
местности гораздо ниже, чем в городах, а за высокотехнологичной помощью сельчанам
приходится обращаться в крупные городские медучреждения. Значительная часть
сельского населения остается вообще без какой-либо медицинской помощи. По
информации руководителя Счетной палаты РФ, из 130 тыс. сельских населенных пунктов
только 45 тыс. имеют те или иные формы оказания медицинской помощи. [4]
Немало нареканий в отношении доступности и качества услуг вызывает работа сельских
медицинских учреждений, которые существенно уступают городским не только по
уровню оснащенности медицинским оборудованием, но и по обеспеченности
квалифицированными кадрами. Основной объем оказания медицинской помощи на селе
приходится на средний медицинский персонал, а затраты времени у граждан,
проживающих в сельской местности, на посещение медицинских учреждений намного
больше, чем у горожан.
Для деревень и сел, в которых проживает менее 100 чел., предусмотрены особые формы
организации медпомощи − мобильные амбулатории. В 34 регионах с наиболее сложной
доступностью началось развитие санитарной авиации. Обращает на себя внимание и тот
факт, что среди лиц в возрасте 15 лет и более, обращавшихся в 2018 г. за амбулаторнополиклинической помощью в медорганизации в сельской местности, не получили помощи
только 2,6 %, тогда как в городах − 3,2 % .[3]
Медицинская помощь жителям сел оказывается на общих основаниях, но реализация
лечебно-профилактических мероприятий в необходимом объёме и на нужном уровне
затрудняется в виду некоторых обстоятельств, которые важно брать во внимание при её
организации. К таковым относят: социально-экономические, медико-демографические,
медико-социальные, природные условия, этапность осуществления медпомощи, уровень
развития инфраструктуры, большая доля доврачебной помощи, организация передвижных
форм лечебно-профилактической помощи.
1.2. Методика расчета показателей организации медицинской помощи сельскому
населению
Оценка работы медучреждений обычно провидится на основании государственных форм
статистической отчетности (годовому отчету). Отчеты учреждений сферы
здравоохранения позволяют оценить объем работы медучреждения, качество медпомощи,
эффективность деятельности и степень выполнения определенных нормативов.
Отчет лечебно-профилактического учреждения оформляется по форме №30 и имеет
следующие разделы:
1. Штаты медучреждения.
2. Деятельность поликлиники.
3. Деятельность стационара.
4. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
5. Работа диагностических отделений.
6. Антирабическая деятельность.
Основными параметрами оценки качества и эффективно¬сти работы сельских
медучреждений являются: показатели заболеваемости населения, медикодемографические показатели, показатели деятельности медучреждений.[17]
В настоящее время действуют жесткие критерии предоставления медицинской помощи:
поликлиническая помощь должна находиться в шаговой доступности, не превышающей
60 мин пешком или 15 мин на общественном транспорте, а срок прибытия «скорой
3
помощи» не может превышать 20 мин. Однако, в сельской местности эти нормативы
очень часто не выполняются.
Методики расчета показателей заболеваемости жителей (общая, с вре¬менной утратой
трудоспособности, детская), первичного выхода на инвалидность и др. представлены в
таблице 1.
Глава 2. Сравнительный анализ показателей организации медицинской помощи
сельскому населению в республике Марий Эл и РФ
2.1. Характеристика здравоохранения республики Марий Эл
Согласно отчетам Министерства здравоохранения Марий Эл, в республике работают 16
республиканских и городских больниц, диспансеров, центров, десять центральных
районных, одна центральная городская, одна межрайонная и одна районная больницы,
пять самостоятельных поликлиник, станция скорой медицинской помощи.
При этом, в трудно доступных и малых по численности населения деревнях, там, где нет
ФАПов и фельдшерских здравпунктов, организованы 198 домовых хозяйств, их курируют
14 консультативных врачебных пунктов. В 2017 году проведено 868 выездов на село, где
квалифицированные врачи осмотрели 64 тысячи пациентов. Цель – приблизить
медицинскую помощь к человеку.[2]
Высокотехнологичную медпомощь в 2017 году на федеральном и республиканском
уровне получили 4200 жителей республики.
Проблема отрасли – дефицит кадров, прежде всего, узких специальностей. Делается все,
чтобы работать в Марий Эл было престижно. У нас продолжают трудиться 59 врачей по
программе «Земский доктор».
Как показал анализ данных таблицы 4, за 2015-2017 гг. в регионе стабильна численность
врачей, при этом, число врачей в расчете на 10 000 человек населения возросло на 2%. По
прочим показателям наблюдается снижение на 0,8-3,3%.
Общие показатели заболеваемости в регионе за три года возросли в 1,5 раза. При этом,
снижение показателей за этот период наблюдается по таким заболеваниям как: болезни
крови (на 12,5%) и травмы (на 4,3%).
2.2. Сравнение показателей здравоохранения в республике Марий Эл и РФ
Несмотря на прилагаемые правительством РФ усилия по развитию сельской
медицины, ситуация в данной сфере здравоохранения остается сложной. Недостаток
финансовых и других ресурсов буквально на всех уровнях системы здравоохранения и их
неэффективное использование не позволяют полностью переломить неблагоприятную
ситуацию. Не удается снизить остроту проблемы неравенства в доступе к медицинской
помощи для жителей сельских территорий, считающих здоровье второй (после семьи) по
значимости жизненной ценностью. Одной из серьезнейших причин, препятствующих
ослаблению данной проблемы, является рост частного сектора. Увеличение и удорожание
платных медицинских услуг, ориентированных преимущественно на обеспеченных
граждан, существенно снижают возможности доступа небогатых сельских жителей к
качественной медицинской помощи.
В своем исследовании мы провели сравнительный анализ показателей организации
медицинской помощи сельскому населению в республике Марий Эл и Российской
Федерации в целом.
Показатели таблицы 8 свидетельствуют о том, что доля республики Марий Эл в общем
числе заболеваний РФ составляет 0,2%. При этом, максимальное число заболевших в
России наблюдается по таким группам заболеваний, как: болезни органов дыхания
(24,1%), эндокринной системы (4,6%), органов пищеварения (7,3%). В то время как в
республике Марий Эл - болезни органов дыхания (42,8%), травмы (12,5%), болезни кожи
(4,3%), инфекционные и паразитарные болезни (3,3%).
4
Заключение
В современной России средняя продолжительность жизни сельского населения примерно
на два года меньше, чем городского.
Медпомощь сельским жителям основана принципах, характерных для ее оказания и
городскому населению. Однако, специфика жизни селян (характер расселения, низкая
плотность населения, специфические условия трудового процесса, хозяйственно-бытовой
деятельности и быта, плохое качество или отсутствие дорог) повлияла на создание особой
системы организации медпомощи. Организация медпомощи на селе, её величина и
качество зависят от: удаленности медучреждений от места жительства пациентов, их
укомплектованности квалифицированным медперсоналом и медицинским оборудованием,
возможности получения специализированной медпомощи.
Особенностью организации медобслуживания селян является этапность оказания
медпомощи. Существуют четыре этапа оказания медпомощи сельскому населению:
сельский врачебный участок; районные медицинские учреждения; областные больницы и
диспансеры; межобластные, краевые и государственные специализированные центры. На
каждом этапе работа всех медучреждений взаимосвязана.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2012 г. № 492 «Об
утверждении государственной программы Республики Марий Эл «Развитие
здравоохранения» на 2013-2020 годы» / http://mari-el.gov.ru/minzdrav/Pages/20132020.aspx
2. Отчетные формы и сведения о выполнении государственной программы «Развитие
здравоохранения» на 2013-2025 годы / http://mari-el.gov.ru/minzdrav/Pages/20132020.aspx
3. Астафьева Т. Новые поликлиники России: доступнее, быстрее, внимательнее к
пациентам // Независимая газета. 2018. 14 июня.
4.Белова Н.И. Сельское здравоохранение: состояние, тенденции и проблемы //
Социологические исследования. 2017. № 3. С. 97– 105
5.Авксентьев, Н.А. Прогноз расходов на здравоохранение в России до 2030 года [Текст] /
Н.А. Авксентьев // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый
журнал. 2017. № 1 (35). С. 63-76.
6. Баева, А.А. Проблемы регионального управления в системе здравоохранения [Текст] /
А.А. Баева // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2017. № 6.
С. 80-85.
7. Банин, С.А. Справедливое финансирование – главная цель функционирования системы
здравоохранения [Текст] / С.А. Банин // Инновационное развитие экономики. 2015. № 4
(40). С. 129-135.
8.Белова, Н.И. Сельское здравоохранение: состояние, тенденции и проблемы [Текст] /
Н.И. Белова // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 97-105.
9.Данилова, Г.В. Финансовое обеспечение учреждений здравоохранения [Текст] / Г.В.
Данилова // Наука и экономика. - 2014. - № 2. - С. 12-17.
10. Дивеева, А.А. Проблемы управления здравоохранением: региональный аспект [Текст] /
А.А. Дивеева // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и
практики. 2017. № 13 (29). С. 99-105.
11.Еругина М.В., Кром И.Л., Ермолаева О.В., Ковалев Е.П., Бочкарева Г.Н. Современные
проблемы организации медицинской помощи сельскому населению // Современные
проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.
12. Коробкова, О.К. Федеральная целевая программа «Развитие здравоохранения
Российской Федерации» система государственной поддержки продуцентов сферы услуг
здравоохранения [Текст] / О.К. Коробкова // Экономические науки. 2017. № 150. С. 69-74.
5
13. Костина, В.В. Государственное финансирование системы здравоохранения в
современной России [Текст] / В.В. Костина // Вестник современных исследований. 2017.
№ 7-1 (10). С. 203-210.
14.Калининская А.А., Маликова Л.М. Проблемы и пути реформирования здравоохранения
села // Социальные аспекты здоровья населения. 2015. № 4 (44).
15. Москвичева, М.Г. Опыт работы выездных профилактических бригад как новой формы
организации медицинской помощи сельскому населению. / М.Г Москвичева, Л.Г.
Розенфельд // Вестник новых медицинских технологий. - 2008. - Т.XV, № 3 - С. 162-164.
16. Москвичева, М.Г. Проблемы и перспективы развития службы скорой медицинской
помощи сельской местности / Л.Г. Розенфельд, М.Г. Москвичева // Проблемы управления
здравоохранением. - 2008 - № 5 (42) - С. 36-42.
17. Москвичева, М.Г. Проблемные вопросы организации медицинской помощи сельскому
населению / Л.Г. Розенфельд, М.Г. Москвичева // Проблемы управления
здравоохранением. - 2008, № 4(41). - С.11-18.
18. Москвичева, М.Г. Анализ состояния здоровья сельского населения по данным
профилактических медицинских осмотров. / М.Г. Москвичева // Материалы VI съезда
врачей Челябинской области (27-28 ноября 2008 г.): сб. науч.-практ. статей врачей
Челябинской области. - Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная медицинская
академия». 2008. - С. 45-46.
19.Москвичева, М.Г. Сравнительный анализ заболеваемости городского и сельского
населения по данным медицинских профилактических осмотров / М.Г. Москвичева //
Уральский медицинский журнал. - 2009. - № 1 (55). - С. 121-127.
20.Москвичева, М.Г. Роль информационных технологий в совершенствовании системы
здравоохранения сельской местности / М.Г. Москвичева, Л.Г. Розенфельд // Бюлл.
национального НИИ общественного здоровья РАМН. - Выпуск 3 - М. 2009. - С. 126 - 129.
21. Москвичева, М.Г. Медицинская активность населения, проживающего в сельской
местности / Л.Г. Розенфельд, М.Г. Москвичева // Проблемы социальной гигиены,
здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № 2. - С. 8-11.
22. Москвичева, М.Г. Особенности заболеваемости населения, проживающего в сельской
местности Челябинской области / М.Г. Москвичева // Здравоохранение Рос. Федерации.-
2009. - № 3.- С. 34-37.
23. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения: учебник: в 2
т. /под ред. В. З. Кучеренко – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – Т. 1. – 688 с.
24. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения: учебник: в 2
т. / под ред. В. З. Кучеренко – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – Т. 2. – 160 с.
25. Хашева З.М., Лебедев П.М. Социально-экономическая эффективность медицинских
услуг, Монография. Краснодар: Издательство ЮИ, 2016. – 169 с.
25. Юрова И.Ю., Андриянова Е.А., Федорова Л.М., Масляков В.В. Проблема
здоровьесбережения сельского населения российского общества // Фундаментальные
исследования. – 2014. – № 7-5. – С. 65–69.