Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственное управление – это сложный, продолжительный, комплексный процесс разработки и принятия различных взаимосвязанных решений, которые ориентированы на поставленные цели развития общества, экономики, инфраструктуры как страны в целом, так и различных регионов или сфер внутренней и внешней политики. Данный процесс характеризуется системностью в принятии и исполнении решений должностными лицами на различных уровнях власти. Обычно принятие таких решений невозможно без предварительной проработки ожидаемых эффектов, расчета стоимости, сроков реализации, а также влияния на реализацию того или иного решения на другие подсистемы и сферы жизни государства (регионов, отраслей и пр.).
Принятие и исполнение решений – одно из ключевых составляющих любого управленческого процесса. В любом органе госуправления осуществляется разработка те или иных управленческих решений. И в каждом из них эта практика имеет свои аспекты. Они зависят от характера и специфики деятельности, организационной структуры, действующей системы коммуникаций, внутренней культуры.
Способность принимать и исполнять решения – это умение, постепенно развиваемое с опытом. Любой человек в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни – миллионы решений. Ежедневно мы принимаем тысячи решений. Иногда мы действуем не задумываясь, временами мучаемся сомнениями по пустяковым вопросам, а порой принимаем импульсивные решения.
В управлении принятие решения более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Ставки зачастую много выше. Выбор руководителя сказывается как на его собственной жизни, так и на жизни связанных с ним людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников. Руководителю очень важно иметь уверенность в том, что процедура принятия решений в самом деле правильна и желательна. Зачастую и в сам процесс принятия решения вовлечено много людей.
Актуальность работы, на наш взгляд, заключается в том, что чем более системно, формализованно, научно-обоснованно выстроен процесс решения государственных задач, тем меньше внешних негативных эффектов могут иметь их последствия и тем более рационально будут использованы ресурсы, необходимые для достижения тех или иных государственных задач. Данный аспект весьма важен в современных социально-экономических реалиях. В связи с этим чрезвычайно важно определить методологию разработки, принятия и реализации государственных управленческих решений.
Цель работы – провести анализ организации исполнения решений органов государственной власти, выявить основные проблемы.
Задачи работы:
1) Охарактеризовать теоретические аспекты процесса государственного управления.
2) Описать сущность проблемно-ориентированного подхода (ПОП) в организации процесса исполнения управленческих решений в органах государственного управления.
3) Раскрыть возможности применения ПОП в сфере государственного управления.
Объект исследования – государственные решения как составная часть процесса государственного управления.
Предмет исследования – возможности применения проблемно-ориентированного подхода в рамках разработки, принятия и реализации государственных решений.
Методы исследования: анализа и синтеза, сравнительного и комплексного анализа, системный подход.
Информационной базой для написания данной работы послужили: справочная литература, научные работы, аналитические статьи, материалы по рассматриваемой предметной области.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена тремя главами и шестью параграфами, заключением и списком использованных источников.
1. Государственное управление как процесс принятия и реализации решений
1.1. Эволюция концепций государственного управления
В данном параграфе рассмотрим в обобщенном виде основные понятия, идеи и концепции, принятые в научном сообществе, характеризующие государственное управление.
Согласно В.С. Комаровскому, процесс управления являет собой «организующее воздействие людей на собственную, общественную, коллективную, групповую жизнедеятельность, осуществляемое через систему самоуправления и специально со¬зданные структуры - государство, партии, ассоциации, общественные объединения. Отра¬ботанное и приспособленное людьми для ре¬шения политических и социально-экономиче¬ских проблем управление имеет многогранный характер. По своей сути оно состоит из множества идей, концепций, раскрывающих смысл таких политических явлений, как про¬цесс принятия решения, организация управ¬ления, государственное администрирование, политическое прогнозирование».
Рис. 1. Общая структура государственного управления с целями и субъектами как процесса принятия и исполнения государственных решений
Обратимся к теории государственного управления, как научной категории. В научной литературе принято анализи¬ровать это явление на основе двух подходов: историко-философского и идеологиче¬ского. Так, в работе Д.П. Зеркина и В.Г. Игнатова указывается: «В раз¬витых странах сложились и конкурируют следующие концепции, обосновывающие роль государства в управлении обществом:
1) либеральная, признающая основным ре¬гулятором общественной жизни свободный рынок;
2) социалистическая, отстаивающая принцип централизованного планового госу¬дарственного управления;
3) концепция, со¬четающая элементы неолиберальной и социалистической».
Указанные авторы отмеча¬ют, что либеральная концепция сформировалась в русле либеральной идеологии, со¬гласно которой демократический режим ос¬нован на принципе разделения властей и связанных с ним свободах в экономической, политической и других сферах жизни.
Позднее, в XX в. традиционные принципы были несколько трансформированы. Оставаясь приверженцами свободного рынка как механизма наиболее эффективной экономической деятельности, учёные либерального толка стали подчеркивать целесообраз¬ность определенного вмешательства государства в экономику для ограничения гос¬подства крупных частных компаний-монополий и предотвращения кризисных и конфликтных ситуаций.
Согласно справочной литературе, новый взгляд на роль государ¬ства сформировал английский ученый-экономист Дж. Кейнс. Основу его концепции состав¬ляет обоснование государственного регули¬рования экономики как метода воздействия государства на экономику с целью обеспе¬чения ее бесперебойного функционирова¬ния в рамках политической и социально-эко¬номической систем. «Нашей целью, — писал Дж. Кейнс, — может быть отбор таких пере¬менных величин, которые поддаются управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в кото¬рой мы живем». Кейнсианские модели государственного управления до сих пор активно используются в практике управления различными государствами.
К середине 70-х годов XX в. либераль¬ная экономическая концепция исчерпала свои прогрессивные качества. Политической и идеологической реакцией на появившуюся в Европе в усло¬виях мирового кризиса тенденцию контроля государства над экономическими и социаль¬ными процессами в виде социалистического планирования стала работа Ф. Хайека «До¬рога к рабству», в которой он утверждал, что «либерализм — это цивилизация, осно¬ванная на принципах индивидуализма. Либеральная концепция отвергает необходимость государственного управления экономикой и признает свобод¬ную рыночную экономику. Она строится на отрицании государственной собственности как таковой и признании частной собственности.
С другой стороны, в основе социалистической концепции находится политическая теория государст¬венного социализма. Ее основные идеи раз-вивают мобилизационную политику. Данная концепция ориентирует политику государст¬ва на строительство социализма с опорой на всеохватывающее планирование, выдвигает принципы приоритетности государства над обществом и личностью, подчинения интере¬сов социальных групп и личности государственным интересам.
Методологию концепции составляет первенствующая роль политики по отношению к экономике, что находит выражение в политической диктатуре правя¬щей партии как некоего высшего субъекта управления. Вместо свободной конкуренции основным рычагом стимулирования эконо¬мической и социальной деятельности явля¬ются административно-командные методы государственного управления.
При кризисе основных концепций наибо¬лее актуальными оказались идеи консерва¬тизма, сторонники которых критиковали сло¬жившееся положение в экономике, социаль¬ной сфере и государственном управлении и представили в виде программы пути решения назревших проблем. В основе этих взглядов лежали идеи Э. Бёрка, вос¬принятые и модернизированные современны¬ми консерваторами, которые сводились к тому, что:
- общество строится на основе иерар¬хической структуры, в которой каждый инди¬вид занимает строго отведенное ему место;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Политико-административное управление: Учебник. Под общ. ред. В.С.Комаровского, Л.В.Сморгунова. – М.: Издательство РАГС, 2004.
2. Основы теории государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005.
3. Экономическая энциклопедия: Политическая экономия. М., 1953. Т.2.
4. Хайек Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек. М., 1992.
5. Гелбрейт Дж. Экономические теории и цели общества / Дж. Гелбрейт. М., 1979.
6. Жирнов Н. Концептуальные подходы и принципы управления государством. URL: http://ido-rags.ru/?p=5948
7. Принятие и исполнение государственных решений: конспект лекций // Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F2094418484/Prinyatie.i.ispolnenie.gosudarstvennyh.reshenij.BAK.pdf
8. Ильченко Е.Н., Суркова С.А. Управленческое решение: разработка, принятие и реализация: учебное пособие. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. – 124 с. URL: http://dspace.kgsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/4426/Ильченко-ЕН_2016_УП.pdf?sequence=1&isAllowed=y
9. Моттаева А.Б. Принятие и исполнение управленческих решений: курс лекций // Российский новый университет. URL: http://professor.rosnou.ru/sites/default/files/osnmaterial/Курс%20лекций%20ПИГР.pdf
10. Ардашкин И.Б. Онтологические основания проблемно-ориентированных исследований // Известия Томского политехнического университета,2014, № 6.
11. Пирогова Е.В. Управленческие решения. Учебное пособие / Ульяновск.УлГТУ. 2016
12. Проблемно-ориентированный подход // Бизнес-школа РФК. URL: http://bsrfc.com.ua/competence-approach
13. Бессмертная Е.В. Проблемно-ориентированный анализ и планирование изменений. URL: http://arnautovo.gvarono.ru/metod/work/2011/bessmertnaja-doc.pdf
14. Статистика законодательного процесса // Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://www.gosduma.net/legislative/statistics/?type=year&c=6&v=2012
15. Мониторинг законопроектов ГД РФ. URL: https://lawmon.ru/stat/trends.html
16. Мартынова А.П., Рощин С.Ю. Оценка эффективности государственных программ на рынке труда: эмпирическое исследование факторов спроса и ограничений на оценку. – М.: ГУ ВШЭ, 2014. – 28 с.