Фрагмент для ознакомления
2
В начале декабря, после референдума, Украина провозгласила свою независимость, а затем 8 декабря 1991 года президенты России, Украины и Беларуси в Минске заявили, что «Советского Союза больше не существует» и что они образовали Содружество Независимых государств (СНГ). Позже это мероприятие будет называться «Беловежские соглашения». Еще восемь бывших советских республик присоединились к СНГ, после чего Михаил Горбачев объявил о прекращении своих функций президента СССР.
По словам Горбачева, «решение Верховного Совета РСФСР О суверенитете летом 1990 года стало толчком к процессу, который привел к распаду Союза. Если хотите-первопричина этого коллапса. Избран на должность председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин в своих первых выступлениях поднял вопрос о провозглашении Россией своего суверенитета. И он понимал суверенитет России очень своеобразно... ход распада Союза, «господство» России, захват власти были уже для Ельцина и его окружения обладали основным ориентиром. Конечно, он и тогда, и позже (до переворота 1991 года) не мог открыто осуществлять свою деятельность: он не получил бы поддержки даже от большинства тех людей, которые его окружали...». Задолго до Беловежского соглашения Б. Н. Ельцин, по словам Горбачева, созрел план - не дожидаясь Союзного договора, заключить четырехсторонний договор между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, который означал фактический распад СССР.
25 декабря в 19:00 М. С. Горбачев сделал свое последнее заявление на Центральном телевидении, в котором, в частности, говорилось, что «в связи с сложившейся ситуацией – с образованием Содружества Независимые государства (СНГ) - прекращает свою деятельность в качестве президента СССР». Горбачев также сказал, что принимает это решение из принципиальных соображений.
С этого момента советская империя официально прекратила свое существование. С утратой Коммунистической партией монополии на политическую деятельность в России стало появляться новое поколение партий, ставшее символом политического многообразия современной России.
Рост многопартийности вынудил развал коммунистической партии, государство принять меры к тому, чтобы, в целях упорядочения процесса, поставить его в определенные рамки. В октябре 1990 года был принят Закон СССР "Об общественных объединениях"2.
С легализацией многопартийной системы появилась реальная возможность институционализировать различные неформальные объединения и реорганизовать их в политические партии. В 1990-1991 гг. были сформированы основные политические партии Либерально-демократической направленности-Социал-демократическая, Демократическая, Республиканская, Крестьянская, Народная Партия свободной России, движение демократических реформ, Либерально-демократическая партия Советского Союза и др. Одновременно происходило интенсивное формирование организаций национально — патриотической направленности-Республиканской народной партии, движения «Русское национальное единство». Несколько движений и организаций расформированного национально-патриотического фронта «Память». В этот же период осуществлялось создание объединений, которые обладали «ретроспективной» идеологией: Конституционно-демократическая партия-Партия народной свободы, движение социалистов, Союз русского народа, ряд монархических организаций.
Тем не менее, в процессе роста оппозиции возникла новая революционная ситуация в СССР. Провалы реформ в советском обществе, последующее ухудшение жизни людей, кровавые конфликты в республиках, августовский переворот в Москве, политические интриги лидеров — все это стало причиной обострения к концу 1991-1992 годов, что в последствии стало причиной распада Советского государства. По Указу Президента Б. Н. Ельцина от 6 ноября 1991 года «О деятельности КПСС и КП РСФСР» была приостановлена и признана незаконной деятельность КПСС и КП РСФСР на всей территории страны. В рамках указанного документа было предусмотрено, что «КПСС никогда не была партией. Это был особый механизм формирования и реализации политической власти за счет сращивания с государственными структурами или их прямым подчинением КПСС. Руководящие структуры КПСС осуществляли собственную диктатуру, создавали за счет государственной собственности основу для неограниченной власти. Деятельность партийных структур в установленном порядке не зарегистрированы и проведены с грубыми нарушениями закона».
Во время новой демократической революции то, на что опирался КПСС, было разрушено. С появлением частной собственности и появлением богатых и бедных социальный порядок изменился. Новое российское демократическое государство, отвергая насилие и тоталитаризм, дало многим партиям возможность реформироваться и укрепляться, а также создало реальные условия для дальнейшего развития законодательства о политических партиях и общественных объединениях, развития демократии в стране.
Идеологические и тактические разногласия коммунистов привели к формированию левых радикальных партий - Российской коммунистической рабочей партии, движения «Трудовая Россия» и др. и неокоммунистического толка — КПРФ и Аграрная партия России выступает за создание умеренно-демократических партий парламентского типа.
В последствии, после принятия Конституции 1993 года, произошло более глубокое законодательное регулирование деятельности общественных объединений. В рамках указанного документа было подтверждено право каждого на объединение, которое является правовой основой для формирования и деятельности этих государственных институтов, включая политические партии. Несмотря на то, что партии в Конституции РФ конкретно не упоминаются, но право на их создание вытекает из смысла части 3 статьи 13, признающей политическое многообразие и многопартийность России. Кроме того, в части 4 этой же статьи закреплен принцип равенства всех общественных объединений .
В соответствии с основным законом, право на объединение предусматривает возможность для создания добровольных общественных объединений, которые создаются с целью защищать общие интересы и достигать общие цели, право вступать или не вступать в существующие общественные объединения, а также возможность самостоятельно заканчивать свою деятельность в общественных объединениях. Конституция РФ определяет гарантию свободы объединений, а также соблюдение принципа добровольного создания и деятельности общественных объединений. Никто не должен вступать в Ассоциацию по принуждению. В то же время основной закон гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от членства в общественных объединениях. Членство или неучастие граждан в общественных объединениях не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием предоставления государством каких-либо льгот и преимуществ, кроме тех, которые определены на законодательном уровне.
Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Они могут быть созданы гражданами по собственному выбору без предварительного разрешения органов государственной и местной власти, может быть осуществлена регистрация с судебными органами, а также могут приобретаться права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав. Государственные органы и их должностные лица не могут вмешиваться в деятельность общественных организаций, также, как и участие последних в деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением случаев, которые предусмотрена законодательно. Право граждан и их объединений на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или других органов, применяющих законы.
В декабре 1993 года состоялись выборы в Государственную Думу Российской Федерации первого созыва. На 1 октября 1993 года президент РФ издал указ «Об утверждении новой редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период». Это определяется количеством членов Государственной Думы в количестве 450 человек, одна половина из которых избирается по пропорциональной системе по федеральным спискам избирательных объединений, а другая половина – по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах с голосованием в один round5.
В соответствии с Законом Об общественных объединениях все политические партии, представленные в Государственной Думе, образовали независимые фракции. Если рассматривать данный вопрос с точки зрения реальной многопартийности, то формирование партийных фракций как специфического института парламентской демократии обладало важным значением, поскольку они не только впервые в российской истории получили официальный правовой статус, но и стали выступать в качестве полноправных участников законодательного процесса. При разработке действующего законодательства регламентом Государственной Думы первого созыва предусматривались самые широкие полномочия партийных фракций: все руководящие органы палаты, ее комитеты и комиссии формировались на основе партийно-политического принципа; через своих представителей фракции могли выступать с законодательными инициативами и проектами постановлений Государственной Думы, обращаться с запросами в любой
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция РФ. Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 1994. № 1. Ст. 1 (с изм. и попр. СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445).
2. Указ Президента РСФСР от 23 августа 1991 г. N° 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1991. № 35. Ст. 1149; Указ Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. № 169 «О деятельности КПСС и КП РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1537.
3. ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339 (с изм. и доп., внес. ФЗ от 30 марта 1999 // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1653).
4. ФЗ РФ от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3406.
5. ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930 (с изм. и доп. СЗ РФ. 2012. № 30. Ст. 4172).
6. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) (Утратила силу)
7. Закон СССР от 09.10.1990 N 1708-1 (с изм. от 19.05.1995) "Об общественных объединениях" (Утратил силу)
8. Белоновский В.Н. Электоральное право Российской Федерации. М., 2010; Избирательная реформа: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. проф. Васильева В.И. М., 1993;
9. Иванченко А.В., Любарев А.Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии; 2-е изд., испр. и доп. М., 2007.
10. Борисов Н.А. Учреждение института президента России: правила игры в условиях неопределенности // ARS ADMINISTRANDI. 2016. №1.
11. Грузина А.С., Зазыкина И.А., Скорнякова С.С. Сравнительный анализ имиджа политического лидера на примере президентов РФ В.В. Путина и Б.Н. Ельцина // В книге: Неделя науки СПбГПУ материалы научно-практической конференции c международным участием. Институт гуманитарного образования СПбГПУ. 2014.
12. Дерябина Е.С. Эволюция оппозиционного движения «Демократическая Россия» в начале 90-х годов XX века // Антро. 2015. № 2 (17).
13. Ельцин Б. Записки президента. – М., 1994.
14. Зорин В.А. Модели политического лидерства российских президентов // Полис. Политические исследования. 2010. № 4.
15. Мунчаев, Ш. М. Политическая история России. Учебник / Ш.М. Мунчаев. - М.: Норма, Инфра-М, 2016. - 384 c.
16. Пайпс Р. Создание однопартийного госу дарства в советской России (1917-1918 гг.) // Полит, исследования. - 1991. -№ 1. - С. 218.
17. Сёмин, В. П. История России. Конспект лекций. Учебное пособие / В.П. Сёмин. - М.: КноРус, 2015. - 208 c.
18. Фирсов, С. Л. Новейшая отечественная история. Учебник / С.Л. Фирсов. - М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2015. - 324 c.