Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, автоматизация ручных процессов дает существенную экономию времени, высвобождая ресурсы для более важных и сложных задач. Автома¬тизация внутреннего контроля позволяет оптими¬зировать качество проводимых проверок вследствие исключения человеческого фактора и уменьшает объем ложных срабатываний благодаря интеллектуальному мониторингу транзакций, что повышает эффектив¬ность работы систем риск-менеджмента в банке.
В целях оценки эффективности систем ПОД/ФТ кредитных организаций автором предлагается рассчитать возможные убытки ввиду несоответст¬вия деятельности требованиям законодательства Российской Федерации по ПОД/ФТ, используя ви¬доизмененную модель VaR (Value at Risk). В таблице приложения 1 отражены потенциальные недостатки системы ПОД/ ФТ банка и их анализ на предмет вероятных финан¬совых потерь из-за применения санкций.
Пример расчета показателя представлен в таблице приложения 2.
Видоизмененный показатель VaR для каждого из выявленных нарушений можно рассчитать с помо¬щью формулы
VaR = Рмакс х Омакс. + Рмин. * Омин. + Рср. * Оср,
где P — вероятности финансовых последствий в слу¬чае реализации риска (максимальная, минимальная, средняя);
При оценке вероятности финансовых последст¬вий (штрафов) для выделенных рисков необходимо учитывать следующие факторы:
1) сумма вероятностей сценариев по штрафам должна быть равна 1;
2) наличие / отсутствие контрольных процедур и их достаточности;
3) анализ судебной практики по каждому иссле¬дуемому нарушению.
Кредитные организации составляют фундамен¬тальный блок национальной системы ПОД/ФТ, яв¬ляясь основными финансовыми посредниками при проведении сделок между хозяйствующими субъ¬ектами. Поэтому на подразделения ПОД/ФТ банков возлагаются основные задачи по осуществлению финансового мониторинга за проводимыми опе¬рациями клиентов и выявлению среди них сомни¬тельных операций, возможно связанных с легали¬зацией средств. Эффективное функционирование в кредитной организации указанного подразделения невозможно без консолидации данных о финансовых операциях, их очистки и интеграции в единую базу данных, формирования в автоматическом режиме на регулярной основе предупреждений, настройки правил определения схем отмывания, проведения расследований выявленных предупреждений и фор-мирования отчетности, а также углубленного анализа для выявления новых схем отмывания денег, что в конечном счете позволяет кредитным организаци¬ям минимизировать риск их вовлечения в теневые процессы экономики.
Создание правовой базы ПОД/ФТ в Российской Федерации датируют серединой 2001 года. В августе этого года был принят Федеральный Закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В 90-х годах прошлого века, в России отсутствовала система по борьбе с «отмыванием» доходов. В основу создания отечественной системы ПОД/ФТ легли стандарты, разрабатываемые ООН, а также европейские стандарты. На базе упомянутых стандартов в соответствии с Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. №1016 была разработана Концепция проекта Федерального закона РФ «Об ответственности за легализацию преступных доходов». Разработкой данного проекта занималась межведомственная комиссия, в состав которой входили представители МВД России, Банка России, Минфина России, Госналогслужбы России, и другие.
Впервые, в сентябре 1997 года Россия вступила в члены региональной структуры по типу ФАТФ для стран Европейского континента - Избранного Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег, известного как МАНИВЭЛ. Спустя три года была произведена оценка национальной системы ПОД/ФТ по линии МАНИВЭЛ, которая в большей степени подтвердила выводы ФАТФ об отсутствии на тот момент в Российской Федерации системы ПОД/ФТ.
Основными недостатками национальной системы ПОД/ФТ в Российской Федерации, являлось отсутствие базового закона в области противодействия легализации незаконных доходов, соответствующее международным стандартам. Помимо этого, также негативной оценкой было отмечено отсутствие подразделения финансовой разведки.
В результате проверок, в июне 2000 года, ФАТФ опубликовала «черный список» стран, в которых национальные системы противодействия «отмывания» доходов не соответствовали стандартам для осуществления международного сотрудничества в данной области. В этот список попала и Российская Федерация. В этот «черный список» вошла и Российская Федерация.
Для совершенствования национальной системы ПОД/ФТ уже в 2001 году Государственной Думой Федерального Собрания РФ, был принят Федеральный Закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Данный Закон был принят 13 июля 2001 года, одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года и подписан Президентом Российской Федерации 7 августа 2001 года, что послужило началом российской системы ПОД/ФТ.
С момента принятия указанного Закона и создания в 2001 году Комитета по финансовому мониторингу, переименованного в 2004 году в Федеральную службу по финансовому мониторингу, выполняющего функции подразделения финансовой разведки, в России сделан значительный шаг вперед в отношении противодействия «отмыванию» денег. В июне 2002 года Россия была исключена из «черного списка» ФАТФ, что стало положительным результатом всех тех усилий и шагов, которые предпринимались в нашей стране в сфере борьбы с легализацией преступных доходов. Позднее, в 2003 году Российская Федерация стала членом Группы разработки финансовых мер по борьбе с «отмыванием» денег (ФАТФ).
3. СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ РФ
Закон №115-ФЗ занимает центральное место в системе нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам ПОД/ФТ, он определяет содержание связанных с ним положений иных федеральных законов, а также принимаемых в его исполнение подзаконных актов. «Антиотмывочная» система Российской Федерации представлена на рисунке 2.1.
В настоящее время отдельные функции по ПОД/ФТ выполняют различные органы исполнительной власти в соответствии с предоставленными им полномочиями. К таким органам относятся: Министерство финансов РФ; Министерство юстиции РФ; Министерство иностранных дел РФ; Министерство внутренних дел РФ; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная таможенная служба; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков ; Федеральная служба по финансовому мониторингу; Центральный банк РФ (Банк России).
Рисунок 3.1 Основные элементы «антиотмывочной» системы РФ
Начиная с 2009 года, Российская Федерация произвела существенный прорыв, связанный с регулирование отношений, возникающих в процессе противодействия легализации доходов. В ходе данного периода времени, значительно усовершенствовалось качество и эффективность международного и межведомственного взаимодействия уполномоченных органов и организаций. Международным признанием заслуг и результатов Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, осуществилось в 2013 году, в виде назначения России председателем Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Информация о поднадзорных организациях в разрезе уполномоченных органов финансового надзора и контроля представлена на рисунке 3.2
Рисунок 3.2 - Уполномоченные органы финансового надзора в РФ
В настоящее время функции надзора за соблюдением субъектами финансового мониторинга положений законодательства в области ПОД/ФТ распределены в основном между Банком России и Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Одним из центральных звеньев системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является Банк России.
В 2018 году денежно-кредитная политика по-прежнему проводилась в соответствии с режимом таргетирования инфляции. С июля инфляция начала расти, но оставалась ниже целевого показателя Банка России, равного 4% в годовом выражении. Под влиянием ослабления рубля в условиях усиления геополитической напряженности и турбулентности на развивающихся рынках, плохого урожая, а также роста цен на бензин потребительская инфляция ускорилась до с 2,2% в январе до 3,5% (к соответствующему периоду пред. года) в октябре. Для снижения волатильности валютного рынка в августе Банк России приостановил валютные интервенции в рамках бюджетного правила. На фоне предстоящего в 2019 году повышения НДС, сокращения разрыва между потенциальным и фактическим объемом производства и повышенного давления на рубль растут инфляционные риски.
Банк России повысил ключевую процентную ставку на фоне усиления инфляционных рисков. В период с января по август 2018 года регулятор дважды снижал ключевую ставку на 25 базисных пунктов (б.п.), в результате чего она снизилась с 7,75% до 7,25% в годовом выражении. Однако в сентябре 2018 года, впервые с декабря 2014 года, Банк России повысил ключевую ставку на 25 б.п. до 7,5% и оставил ее неизменной на октябрьском заседании Совета директоров по вопросам денежно¬кредитной политики (Рисунок 3.3).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Беломестных Г. Н. Международное сотрудничество России в борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. Вестник ИрГТУ. 2016. – с. 48.
2. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России. М.: БИНОМ; 2017. С. 14.
3. Киселев И. А., Лебедев И. А., Никитин Д. В. Управление корпоративными рисками в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. М.: ИД «Юриспруденция»; 2016. 6 с.
4. Кашурников С. Н., Прасолов В. И., Романченко Л. Н. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. М.: ИНФРА-М; 2016. 234 с.
5. Зубков В. А. Противодействие отмыванию преступных доходов. Банковское дело. 2015;(7):19-22.
6. Cassara J. A. Trade-Based Money Laundering: The Next Frontier in International Money Laundering Enforcement. John Wiley & Sons. 2015;(2):14-21.
7. Sullivan K. Anti-Money Laundering in a Nutshell Awareness and Compliance for Financial Personnel and Business Managers. 2015;(2):18-27. DOI: 10.1007/978-1-4302-6161-2.
8. Bello A. U. Improving Anti-Money Laundering Compliance. Self-Protecting Theory and Money Laundering Reporting Officers. 2016;(4):93-105. DOI: 10.1007/978-3-319-43264-9.
9. Stumbauer S. Five steps for anti-money-laundering compliance in 2017. AlixPartenrs. 2017. URL: [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://emarketing.alixpartners.com/rs/emsimages/2017/pubs/FAS/AP_Five_Steps_For_AML_Compliance_ Feb_2017.pdf (дата обращения: 20.04.2019).
10. Центральный банк Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.cbr.ru
11. Haver Analytics // [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.haver.com