Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Реформация.. Данное движение начинает развиваться в период, прежде всего, Возрождения. Реформы – это всегда трансформации, изменения. В Европе XVI века это было настолько актуально и созвучно со стилем мышления человека, что переросло в настоящее религиозное течение, имеющее идеологическую, политическую и социальную основы.
Довольно долгое время именно католицизм был основной европейской религией. Этот монополизм религиозной власти привел к тому, что границы того, что «можно», а что «нельзя», что «правильно», а что «не правильно», стали стираться. Католицизм перестал восприниматься как институт надежды для нуждающихся в вере . Все больше социум был возмущен нарушением канонов самими представителями католицизма. Недовольство нарастало вплоть до XVI века. Тогда и происходит перестройка церкви, про которую мы будем говорить в данной курсовой работе.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение Реформации и ее значения в европейской культуре.
Задачи поставленные в данной курсовой работе:
1) Рассмотрение предпосылок Реформации – исторических процессов в католической церкви в XV-XVI вв (упадка, продажи индульгенций);
2) Анализ распространения идей Реформации в различных странах Европы;
3) Описание специфики явления Контреформации;
4) Детализация и подробное описание изменений, которые принесла Реформация для культуры Европы.
Актуальность темы связана с тем, что изменения всегда интересны обществу. Реформация является столь значимым событием не только для европейской культуры, но и для мировой истории в целом. Как мы уже рассмотрели, Реформация – это процесс, который был неизбежен, поскольку недовольство действиями католичества в Европе в XVI веке достигло апогея.
Объектом исследования является Реформация как движение.
Предметом исследования являются свойства процесса Реформации, инициирующие изменения в обществе и истории.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Вопросами Реформации в истории и культурологии занимались такие авторы, как Волынец А., (исследование личности Мартина Лютера); Л. Гейссер (исследование Реформации в Англии и Германии); Т. С. Симян; Д. М. Уайт и пр.
Практически все исследователи говорят о важности процесса Реформации и ее культурного наследия для общества в целом.
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИДЕЙ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ
1.1 Причины Реформации
Если рассматривать историю, в XVI веке Европа выглядела как «пирог», частями которого были республики и монархии со своими уставами и законами. Власть, по большей мере, принадлежала не королям, а Папе Римскому, что, соответственно, не нравилось первым.
Как мы уже рассмотрели во введении, причиной недовольства граждан было и беспрецедентное богатство католической церкви. Правители же с трудом собирали налоги на ведение войн, что также было противоречием в действии власти монарха и власти католического священника. Постепенно католицизм ввел постоянные индульгенции (бумага, которая отпускает все грехи), чем активно стали пользоваться горожане и аристократы.
Население ущемлялось еще и тем, что церковью постоянно взимались суммы на разные церемонии .
В 1347 году в Европе началась эпидемия чумы, в результате которой погибла третья европейского населения. Кроме того, в 1337-1443 гг. между Англией и Францией велась война, которая также требовала больших материальных и человеческих вливаний. Католические священники сами не понимали ступени своих иерархий и впутывались все больше в международные отношения. Вступив в коалицию с Францией, центром папства стал с 1309 по 1377 гг. Начался период великой европейской схизмы, и лишь Констансцкий собор (1414-1417 гг) положил ей конец. Все это говорило о нестабильности в европейском папстве.
Интересы папства касались установления всевластия на жизнь как всего общества, так и монархов.
Признаки упадка католической церкви в XIV-XV вв. мы указали на рисунке 1.
Рис.1 – Признаки упадка католической церкви в XIV-XV вв.
Рассмотрим каждый из признаков отдельно.
1. Неравенство и коррупция.
Например, Епископ Винчестерский получал 1200 флоринов. 33 флорина получал епископ Росса в Ирландии.
2. Необразованность священников в приходах.
Например, в Европе было очень распространено внебрачное сожительство среди священников. Будучи отцом нескольких детей, священник по воскресным дням читал проповедь, а в остальные дни занимался своим земельным наделом.
3. Скандалы и упадок в монашеской среде.
В монастырях процветала распущенность. Количество монахов постоянно уменьшалось, а остальные роскошно жили на средства, которые предназначались для сотен людей.
Конечно, были и сферы, говорящие о положительных моментах в католической церкви (рисунок 2).
1. Группы реформаторов. Практически во всех религиозных ордерах присутствовали реформаторские группы. Епископы брали за основу Евангелие.
2. Проповедь.
На проповедях собиралось большое количество людей. Их проводили доминиканские и францисканские братья.
3. Сильный общинный элемент среди мирян.
Религиозными сообществами мирских людей назывались братства, занимавшиеся помощью нуждающимся, больным, сиротам и пр.
В то же время, XV век стал веком религиозных обрядов, поскольку были очень доступны. Через них общество выражало свои чувства. Например, невероятных масштабов в те времена достиг обряд поминовения себя самого и родственников, средства от которого шли на содержание священников. Но священники более понимали обряды как общественные мероприятия.
Рис. 2 – Положительные сферы развития католической церкви XIV-XV вв
Продажа индульгенций
Массу непониманий вызывали и индульгенции.
Рассмотрим, каким образом относились к греху ранее и что таеое индульгенции. Индульгенции были формой духовной реабилитации. Поскольку грех считается церковью опасно духовным заболеванием, приравненным к раку, пристрастиям и пр., особенностью же греха является то, что индивид осознанно вводит грех в себя. Сначала от этого можно испытывать удовольствие, а потом незримая сила начинает разрушать человека.
Богословский язык говорит о том, что последствия греха могут иметь разные тяжести. Грех может привести к смерти духа, когда человек перестанет иметь способность разговаривать с Богом. Индивид попадает в одиночество, перестает понимать смысл своего существования. Если в таком состоянии человек умирает, то он попадает в ад.
Исторически индульгенция давалась человеку, если он совершил какой-то духовный поступков. Папа Урбан обещал индульгенции участникам крестового похода в 1045 г. Но уже в XV веке индульгенцию можно было купить. Сикст IV разрешил приобретать индульгенции для тех, кто умер, и был отмечен за «особо тяжкие преступления». Индульгенциями стали пользоваться все подряд. Например, священники и епископы отпускали себе грехи, если у них были незаконнорожденные дети, любовницы и пр. Конечно, общество об этом знало и наблюдало за этим сначала недоуменно, а затем и с нарастающим недовольством. Как можно ходить на проповедь к священнику, если знаешь о его жизни и том, что он покупает индульгенции?
Итак, к началу XVI века в Европе наступают новые времена. Изменяется само общество, меняется география открытий. Это ведет к росту торговли, увеличению количества богатого населения. Последнее, в свою очередь, не желало делиться своими деньгами с духовенством, которое собирало платежи и поборы.
Общество становится более осознанным. Теперь человек думает не только о загробной жизни, но и о жизни насущной. Появляется все больше образованных людей. И на их фоне полуграмотные и
Распространение идей Реформации в Европе
Конец XV-начало XVI вв.: появление первых лидеров Реформации
Распространение светских религиозных движений, сектантства и пр. говорило о том, что общество было недовольно духовенством. Важно было менять существующие обычаи и традиции церкви. Такой настрой передавался в массы. Миряне не хотели прежнюю церковь, было желание реформировать ее.
Стали появляться лидеры, стремившиеся бросить вызов существующим законам. Так, конец XIV века ознаменовался тем, что Джон Уиклиф (Англия) потребовал перевод Библии на всеобщий язык, внес предложение прекратить продавать идульгенции, внести право наказывать священников и пр.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Айсина Ф. О. Культурология. — М.: ЮНИТИ, 2010. — 575 с.
2) Бачинин В. А. К биографии модерности//Нева. — 2017. — № 2. — С. 217-228.
3) Волынец А. «Буржуазный революционер № 1»// Профиль. — 2017. — Вып. 10 (42). — С. 52-57
4) Гаспаров М.Л. История мировой культуры/М.Л. Гаспаров. - М.: АСТ, 2017. - 720 c.
5) Гейссер Л. Реформация в Германии. История реформации Т. 1, 2015. — 238 с.
6) Гейссер Л. Реформация и революция в Англии. История реформации Т. 4, 2015. — 572-723 с.
7) Горелов А.А. История мировой культуры: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Флинта, 2016. - 512 c.
8) История культуры: от первобытности до современности. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018.
9) Культурология. История мировой культуры: Учебник / Под ред. Н.О. Воскресенской. - М.: Юнити, 2016. - 192 c.
10) Культурология. История мировой культуры: Учебник / Под ред. А.Н. Марковой. - М.: Юнити, 2013. - 600 c.
11) Культурология. История мировой культуры: Учебник / Под ред. Н.О. Воскресенской. - М.: Юнити, 2013. - 759 c.
12) Культурология: учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И. Ган. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 192 с.
13) Липперт Ю. История культуры. / Ю. Липперт. - М.: КД Либроком, 2010. - 264 c.
14) Садохин А. П. История мировой культуры. — М.: Юнити, 2010. — 961 с.
15) Симян Т. С. «Христианский мир или Европа» Новалиса: опыт прочтения в исторической перспективе / Т. С. Симян // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2017. — Т. 19, № 1 (160). — С. 186-196.
16) Жуковский Ю. Г. Политические и общественные теории XVI века: схоластика, Макиавелли и Томас Мор, реформация: Лютер, Кальвин, анабаптисты, Жан Боден. — М.: Либроком, 2012. — 162 с.
17) Уайт Д. М. Единоверие и концепция конфессионализации: дискурсивные заметки / Д. М. Уайт // Quaestio Rossica. — 2016. — Т. 4, № 4 — С. 177-189.
18) Чедвик О. Реформация: противостояние католиков и протестантов в Западной Европе XVI-XVII вв.. — М.: Центрполиграф, 2011. — 477 с.
19) Эйслер Р. Всеобщая история культуры. — М.: ЛИБРОКОМ, 2011. — 204 с.