Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. С 2013 г. в Российской Федерации на федеральном уровне началась активная фаза перехода на формирование федерального бюджета на программной основе. В ближайшее время планируется аналогичный переход и на других уровнях бюджетной системы. Несмотря на накопленный опыт программного бюджетирования в Российской Федерации на текущий момент отсутствуют научные основы осуществления этого процесса, включая механизмы использования в бюджетном процессе государственных программ в новом формате.
Основной целью перехода к программному бюджету является повышение социальной и экономической эффективности расходов. Ключевым преимуществом программного подхода по сравнению с традиционным бюджетом, основанном на затратах-ресурсах, является повышение бюджетной устойчивости и эффективности деятельности органов государственной власти, что характеризует наличие более тесных связей бюджета со стратегическими целями развития.
В настоящее время практически треть субъектов Российской Федерации перешла на формирование своих бюджетов в соответствии с программно- целевыми методами бюджетного планирования. В большинстве субъектов Российской Федерации в настоящее время принята нормативно-правовая база по разработке государственных программ.
Программно-целевой принцип организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления выступает одним из наиболее важных инструментов повышения эффективности их деятельности в целом и бюджетных расходов в частности. К настоящему времени на всех уровнях власти в России сформировался комплекс программно-целевых форм бюджетного планирования, включающий долгосрочные и ведомственные целевые программы. Однако данные программы разобщены и имеют нередко бессистемный характер, что и предопределило постановку задачи внедрения новых государственных и муниципальных программ, практически полностью охватывающих бюджетные расходы.
С выходом Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ сметное планирование бюджетных ресурсов, ориентированное на индексацию сложившихся расходов, постепенно сменяется среднесрочным планированием бюджетных средств, обусловленным провозглашенными целями и планируемыми результатами реализации государственной политики. С этого времени федеральные целевые программы развития регионов стали широко используемой формой инвестирования на региональном уровне.
Несмотря на то, что в большинстве случаев именно федеральные средства играют лидирующую роль в привлечении финансирования из других источников и активизации инвестиционной деятельности в регионах. Стимулируют региональные власти заниматься стратегическим планированием социально-экономического развития своих территорий, при реализации федеральных целевых программ государственным заказчикам не удается обеспечить привлечение средств из других источников на финансирование программных мероприятий в запланированных объемах.
Степень изученности темы. Программно-целевой метод в государственном управлении описан в работах Б.А. Райзберга, Н.И. Комова, А.Р. Лейбкинда, А.Г. Лобко, Б.З.Мильнера, Г.Х. Попова, Г.С. Поспелова И.Эдама, Дж. Иберта и других авторов.
Объектом исследования является федеральная целевая программа (далее – ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011–2018 гг.).
Предмет исследования – процесс принятия и реализации федеральной целевой программы.
Цель работы – анализ выполнения ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011–2018 гг.). В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Анализ теоретических и организационных основ разработки и реализации долгосрочных целевых программ в Российской Федерации.
2. Обзор системы формирования целевых программ в Российской Федерации.
3. Характеристика процесса разработки, принятия и реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 г.)».
Источниковая база - справочно-статистические данные, материалы печати, Интернета, аналитические отчеты, а также обобщенный практический опыт работы в этой сфере.
Методологическая основа. Методологической и теоретической основой исследования являются: системный подход к исследуемым процессам; исследования ученых и специалистов в области программно-целевого метода, программирования и финансирования федеральных целевых программ; концептуальные подходы, реализуемые в законодательных и нормативных актах РФ, методических документах органов государственного управления.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1 Теоретико-методологические основы разработки и реализации долгосрочных целевых программ в Российской Федерации
1.1.Долгосрочная целевая программа: понятие, характеристика, особенности
Долгосрочные целевые программы. Целевая программа - это совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели (задачи). По сути, целевая программа - это программа действий по достижению поставленных целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.) Впервые такой подход был обозначен в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249, согласно которой программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение намеченных целей и результатов, а также обеспечением качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента.
В настоящее время вопросы бюджетного стратегирования, которые должны быть одной из основ внедрения государственных программ, на федеральном уровне отражаются в двух группах документов.
Во-первых, это документы стратегического планирования, такие как Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, Основные направления деятельности Правительства, проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании», «новые» государственные программы, несколько десятков отраслевых стратегий, стратегии развития федеральных округов.
Вторая группа документов определяет бюджетные планы на среднесрочную перспективу. Среди них можно выделить собственно федеральный бюджет, принимаемый в последнее время на трехлетний период, федеральный закон, регулирующий процесс совершенствования правового положения государственных и муниципальных учреждений5, Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в регионах и муниципальных образованиях, Основные направления налоговой политики и др. При этом вопрос координации долгосрочного стратегического и бюджетного планирования является одной из основных задач бюджетной политики на среднесрочную перспективу.
Как отмечалось в Бюджетном послании Президента Российской Федерации еще 2010 года, координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования является одной из пяти основных задач бюджетной политики на 2011-2013 годы. Аналогичные положения были включены в бюджетные послания Президента Российской Федерации и в последующие годы.
Общей целью составления бюджетной стратегии становится выработка процедур по оптимизации бюджетной и налоговой политики, повышению качества бюджетных услуг, повышению эффективности использования бюджетных средств на средне- и долгосрочную перспективу.
Структура бюджетной стратегии может включать в себя ряд разделов. Это, во-первых, цели и задачи стратегии. Во-вторых, в бюджетной стратегии должен быть проведен анализ бюджетной политики и состояния общественных финансов в регионе (городе) в последние годы, который может включать в себя следующие составные части:
структура и динамика доходов бюджета;
структура и динамика расходных обязательств;
динамика состояния расчетов и обязательств, заимствований и погашения государственного (муниципального) долга, оценка
сбалансированности и ликвидности общественных финансов;
факторы, определяющие состояние бюджета (макроэкономические, региональные, микроэкономические, федеральные налоговые и бюджетные реформы).
Кроме того, проводится оценка качества бюджетного планирования и эффективности бюджетной политики, а также оценка адекватности нормативно-правовой базы целям эффективного исполнения, планирования и управления бюджетно-налоговыми процессами.
Для разработки бюджетной стратегии региона или муниципального образования должны быть рассчитаны несколько сценариев развития, как минимум два - инерционный и интенсивный.
Долгосрочное планирование может также стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.
Цель программного бюджетирования заключается в обеспечении интеграции стратегического и бюджетного планирования, поэтому его внедрение в Российской Федерации представляется естественным продолжением действий по формированию программно-целевых принципов государственного управления.
1.2.Классификация государственных программ
Государственные программы можно классифицировать по различным основаниям: по направленности и источнику выдел
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019)
2. Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (ред. от 13.07.2015).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р «Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 г.».
7. Байков, А.В. Въездной туризм: современное состояние и перспективы развития в Российской Федерации // Российское предпринимательство, 2008. - № 5. - С. 120-124
8. Боголюбова, Е.В. Современные тенденции и перспективы развития международного туризма [Электронный ресурс] // Молодой ученый, 2017. - № 37. - С. 52-55. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/171/45573
9. Детерминанты спроса на въездной туризм (на примере стран Европы и СНГ) / Т.П. Николаева, Е.С. Орешкина // Сервис в России и за рубежом, 2016. - Т. 10. - № 8 (69). - С. 17-28
10. Въездной туризм: кому интересна Россия / Т.Б. Климова, Е.В. Вишневская // Управление в XXI веке: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, 2016. - С. 308-312.