Фрагмент для ознакомления
2
Введение
От момента создания организации, вокруг и внутри нее, существует множество элементов,
которые влияют на ведение бизнеса. Это набор функций, факторов, процессов, входов и выходов,
а также условия и ограничения, связанные с повседневной работой. Совокупность таких
элементов и есть среда организации или ее контекст.
После вступления в силу стандарта ISO 9001:2015 понимание среды организации стало являться
обязательным требованием. Область действия системы качества значительно расширилась.
Теперь организация должна идентифицировать, проводить анализ и понимать среду, в которой
она осуществляет свою деятельность. Этим необходимо заниматься систематически, на
постоянной основе
Среда организации играет важную роль в существовании и развитии компании. Понимание среды
организации – это ключ к правильной бизнес-стратегии, не говоря уже о правильной стратегии
качества.
Цель понимания среды организации - выявление факторов, влияющих на работу. Факторы могут
быть внешними и внутренними. Чтобы понять, в каких условиях работает организация,
2
необходимо учесть и те и другие. Обязательным требованием анализа среды является
рассмотрение всех факторов, которые воздействуют на организацию.
1. Теоретическая часть
Организационная среда это элементы и факторы, которые окружают любую организацию, и
влияет на процессы, которые в ней протекают. В теории менеджмента принято подразделять
среду организации. При этом деление проводится, как правило, на две структурные части. Это
внутренняя среда организации и внешняя среда. Учитывая их название, эти две среды отличаются
друг от друга как вход и выход или как верх и низ.
Непосредственное и дальнее окружение представляют собой внешнюю среду организации. Далее
разберем подробнее элементы организационной среды.
Внутренней средой считаются элементы или факторы, находящиеся внутри организации. Можно
говорить про родство понятий внутренней среды и системного похода к управлению. Эта система
состоит из частей, взаимосвязанных между собой. Точно также и внутренние переменные
взаимодействуют друг с другом и дают или не дают возможность организации эффективно
работать.
Основные элементы внутренней среды это собственно подсистемы внутри организации. При
выделении элементов можно использовать два подхода. Общетеоретический или классический и
технологический или административный.
Технологически любая организация состоит из ряда внутренних элементов, о которых говорил
еще Анри Файоль [13]. Опираясь на его виды деятельности, мы им ожжем сказать, что к
элементам внутренней среды относятся:
• производственная подсистема;
• коммерческая подсистема;
• учетная подсистема;
• подсистема безопасности;
• подсистема управления.
В этом подходе можно проводить выделение элементов внутренней среды и по отделам, которые
есть в организации – кадры, экономический, продаж, производственный и так далее.
Более же распространенный подход выделяет пять основных элементов внутренней среды. При
этом считается, что внутренние переменные неразрывно взаимосвязаны. Эту взаимосвязь можно
представить схематически.
2. Аналитическая часть
2.1. Общая характеристика организации
Банк – это учреждение, которое проводит различные операции с деньгами, ценными бумагами и
предоставляет финансовые услуги клиентам. Это коммерческое предприятие, которое
организовано для получения дохода. Для совершения финансовых операций банк на законных
3
основаниях обязан иметь разрешение – лицензию, где четко написано, что он имеет право
совершать.
ПАО «Сбербанк России» берет свое начало в 1841 году. На тот момент организация еще не
являлась столь значительной по размерам и влиянию. Все, что представлял Сбербанк того
времени - это сберегательная касса, имеющая два крохотных помещения в Санкт - Петербурге и
Москве, со штатом сотрудников общей численностью не превышающей двадцать человек.
В наше время банк остается самым крупным на всей территории Российской Федерации. Банк
России в свое время очень помог выстоять организации во время дефолта в 1998 году, и до
последнего момента предприятие является любимым творением государства.
За все время своего существования, можно заметить стабильность организации, конкурентный
настрой, желание постоянно совершенствоваться и развиваться. Это настоящая команда
профессионалов, знающих свое дело и готовых помогать людям.
В настоящее время это крупнейший банк страны, которым руководит Герман Греф, контрольный
пакет фирмы принадлежит государству (более 60%). Организация насчитывает более
одиннадцати тысяч дополнительных офисов, девяноста пяти филиалов и пяти тысяч ВСП
(внутренних структурных подразделений), также существует один филиал в Индии (г. Нью - Дели),
численность персонала по последним данным превышает двести шестьдесят тысяч сотрудников.
Любое предприятие преследует свои цели, которые бы могли охарактеризовать их специфику и
смысл общего дела. Новшества в развитии Сбербанка, его задачи диктуют определенные
требования к сотрудникам, определение и понимание ими корпоративных ценностей, осознание
принципов деятельности которые отражены в миссии Сбербанка.
Миссия организации выделяет главную задачу экономики России и исключительную роль
общества – обеспечение стабильности и уверенности.
Миссия Сбербанка четко выражает свою ответственность перед клиентами, что то, ради чего они
стараются – это, реализация и помощь в осуществлении целей в финансовой сфере своих
потребителей.
Перечень оказываемых услуг организации невероятно велик. Начиная с классических операций по
обслуживанию физических лиц:
- помощь в пользовании терминалами и средствами коммуникаций, до более сложных:
- открытие счета, оплата услуг, переводы, покупки ценных бумаг, металлов или монет и т.д. Среди
всего вышеперечисленного, особой популярностью пользуются: оплата штрафов, коммунальных
услуг, детских садов и т.д.
Чтобы идти в ногу со временем, организации приходится ежедневно вносить коррективы в
структуру своей деятельности. Так для упрощения работы и большего комфорта потребителей,
в банке существуют электронные аппараты, обратившись к которым, пользователь может за
короткое время с пользой для себя произвести необходимые операции, например, снять
или положить на счет средства. Одним из последних и постоянно совершенствующимся
достижением работы является «Сбербанк онлайн».
Количество пользователей каждый день растет и на данный момент составляет около 13
миллионов. Преимущество данной системы заключается в универсальности использования.
2.2. Анализ среды функционирования организации с точки зрения системного подхода
4
Построим график жизненного цикла ПАО «Сбербанк» во временной шкале.
2.3. Анализ эффективности системы управления компани
Рассмотрим базовые значения для выполнения всех необходимых расчетов.
Фонд оплаты труда увеличился за рассматриваемый период. Рост данного показателя обусловлен
увеличением численности персонала ПАО Сбербанк. Теперь на основе исходных данных таблицы
1 проведем расчет эффективности управления компанией. Расчет представлен в таблице 2.
Мы получили комплексный показатель на уровне 103,26, что свидетельствует об оценке очень
хорошо и показывает, что все показатели находятся на требуемом уровне. Мы получили
комплексную оценку эффективности управления по предприятию в целом.
Теперь исследуем эффективность работы управленческого состава более подробно.
2.4. Управленческий анализ законов организации и их сознательное использование в управлении
Система управления, которая существует в ПАО «Сбербанк» соответствует нормативным
требованиям законодательства РФ. Банк считает, что открытость системы корпоративного
управления, доступность руководства Банка и активный подход к коммуникациям с рынком
являются ключевыми факторами укрепления доверия компании.
Основными источниками информации при проверке внутрибанковского контроля ПАО «Сбербанк
России», являются все документы бухгалтерской отчетности, учетная политика банка, акты
проверок постановки на учет, проделанных службой внутрибанковского контроля кредитной
организации.
Внутренний контроль осуществляется в ПАО «Сбербанк России» на трех уровнях:
1) контроль осуществляется конкретно в подразделении, которое выполняет соответствующую
операцию сотрудниками данного подразделения;
2) контроль осуществляется с целью ликвидации недостатков в банке и осуществления
внутреннего контроля первого уровня в конкретном подразделении;
3) контроль осуществляется с целью независимой оценки внутреннего контроля первого и второго
уровней в подразделении и подготовки рекомендаций по устранению и недопущению в
перспективе обнаруженных недостатков в банке и при осуществлении внутреннего контроля.
Осуществляя мероприятия организации внутреннего контроля, выполняемые на втором уровне,
вместе с другими способами контроля возможно применение экспертизы, проводимой в рамках
предварительного, текущего и последующего контроля согласно нормативным актам банка или
решению руководства банка или уполномоченного руководителя подразделения.
Продуктивность организации системы внутрибанковского контроля зависит от некоторых внешних
(наличие нужной нормативной базы организации системы внутреннего контроля) и внутренних
(наличие сотрудников, способных на должном уровне и незамедлительно дать оценку
сложившейся в банке ситуации и внести квалифицированные рекомендации по минимизации
рисков банковской деятельности) условий.
3. Конструктивная часть
5
В конструктивной части надо рассмотреть задачу выбора пути развития ПАО «Сбербанк». На
примере выполненного решения проблемы развития ПАО «Сбербанк» на основе метода ПАТТЕРН
(рис. 5).
Рис. 5. Дерево целей для проблемы управления развитием фирмы
С целью выбора пути развития ПАО «Сбербанк» необходимо введение критериев оценки. Для
этого нами использованы экспертные методы для определения критериев, их весов W и оценки
эффектов применения альтернативных действий. Рассмотрим отдельные альтернативы на двух
уровнях разветвлений.
Заключение
Банк – это учреждение, которое проводит различные операции с деньгами, ценными бумагами и
предоставляет финансовые услуги клиентам. Это коммерческое предприятие, которое
организовано для получения дохода. Для совершения финансовых операций банк на законных
основаниях обязан иметь разрешение – лицензию, где четко написано, что он имеет право
совершать.
Внутренняя среда включает в себя совокупность факторов, которые находятся под прямым
контролем и управлением организации. Для того чтобы обеспечить стабильную работу компании,
факторы должны быть хорошо известны и находить соответствующее отражение в
управленческих решениях. Информация о факторах внутренней среды организации используется
при разработке миссии, постановке целей, определении стратегических направлений
деятельности, оценке достижения результатов и пр.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агарков, А.П. Теория организации. Организация производства: Интегрированное: Учебное
пособие для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
2. Балашов А.П. Теория организации: учебное пособие / А.П. Балашов. – Москва:
Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М,2013. - 208 с.
3. Кадыров И.Р. Позиция ПАО «Сбербанк России» банковском секторе Экономики Российской
Федерации и его конкурентоспособность // И.Р. Кадыров, И.О. Щеглова / Серия
«Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». – 2016 – т.2. - №3(7). – с.75-79.
4. Кибанов А.Я. Оценка экономической эффективности совершенствования управления:
учебное пособие / А.Я. Кибанов. - М.: МИУ, 2015. - 332 с.
5. Масааки Имаи Гемба Кайдзен Путь к снижению затрат и повышению качества / Имаи
Масааки Москва: Альпина Паблишер -2014. – 399 с.
6. Мескон М.Х. Основы менеджмента совершенствовании : учебное пособие / М.Х.
Мескон, М.Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2014. - 530 с.
7. Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 848 c.
6
8. Михненко, П.А. Теория организации: учебник / П.А. Михненко. - М.: МФПУ Синергия, 2013.
- 336 c.
9. Оксинойд, К.Э. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным
развитием и социальная работа с персоналом организации: Учебно-практическое пособие / К.Э.
Оксинойд. - М.: Проспект, 2012. - 64 c.
10. Смирнов, Э.А. Теория организации: Учебное пособие / Э.А. Смирнов. - М.: ИЦ РИОР, 2013. -
143 c.
11. Тихомирова, О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие /
О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.
12. Третьякова, Е.П. Теория организации: Учебное пособие / Е.П. Третьякова. - М.: КноРус,
2012. - 224 c.
13. Файоль А. Общее промышленное управление / А. Файоль. - М: Экономика, 2015. – С. 63
14. Официальный сайт Сбербанк [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.sberbank.ru/ru/person (дата обращения: 08.06.2019)