Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования объясняется тем, что целью организационной культуры является помощь людям более продуктивно трудиться, получать удовольствие от работы.
Организационная культура является мотивирующим фактором для сотрудников и в этом заключается её ценность. Мотивация — это позиция, располагающая человека к специфическим, целенаправленным действиям. Если рассматривать иерархию потребностей Абрахама Маслоу, то организационная культура удовлетворяет потребность человека в социальном статусе и причастности, например, к делам фирмы, а также организационная культура способствует самовыражению человека, что находится на высшем уровне пирамиды потребностей. [31]
Деятельность любой компании не может ограничиваться на уровне технологии и иерархии управления. В организации работают люди и в своей работе они руководствуются, в первую очередь, конкретными ценностями. Они по-своему выстраивают отношения друг относительно друга и совершают принятые среди них поступки. В этом смысле организационная культура в системе менеджмента любой компании составляет собой отдельную культурную среду.
Организационная культура в системе менеджмента – это идеально согласованная совокупность управленческих, организационных, технологичных, технических и неформально-коллективных межличностных отношений. И достигается она только при определенном уровне развития управленческих знаний и управленческой деятельности.
Основная миссия организационной культуры – это создание ощущения коллективного «мы».
Цель исследования – рассмотреть и проанализировать организационную культуру в фирме и практические меры по ее совершенствованию на примере ОАО «АВТОВАЗ».
Задачи исследования:
1) рассмотреть экономическую сущность и смысл организационной культуры;
2) изучить типы и функции организационных культур;
3) выявить методы анализа организационной структуры;
4) проанализировать деятельность и дать оценку эффективности организационной культуры в ОАО «АВТОВАЗ»;
5) рассмотреть меры и дать рекомендации по совершенствованию организационной культуры.
Предмет исследования – организационная культура, объект - ОАО «АВТОВАЗ».
Научная новизна данной работы состоит в рассмотрении мер и рекомендаций по совершенствованию организационной культуры.
Практическая значимость работы имеет значение в предложении улучшения корпоративной культуры ОАО «АВТОВАЗ».
Источниками для написания данной работы служило следующее - статистический материал, нормативно-правовые акты, периодическая печать, научные статьи и книги, интернет источники.
По структуре работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и спсика использованной литературы.
1 Организационная культура
1.1 Экономическая сущность и смысл организационной культуры
Сегодня достаточно часто можно слышать такой новый термин как корпоративная культура и в российском бизнесе пока еще редко распространенный. Но многие понимают его совершенно неверно, полагая, что культура в компании, это необходимость приходить на работу к определенному часу, носить определенную одежду и совместно отмечать праздники.
По сути, она предполагает свод основных положений в компании с набором социальных норм и ценностей, которые разделяют большинство работников. Корпоративная культура это сложнейшая совокупность различных систем поведения, касающихся как персонала, так и руководителей. В некотором смысле она играет роль кнута и пряника, мотивируя сотрудников к соблюдению принятых правил, и, одновременно, давая уверенность в будущем и возможность продвижения по карьерной лестнице.
Носителями корпоративной культуры в компании являются абсолютно все – от простой уборщицы, до генерального директора.
У любого взрослого человека складывается своя модель поведения и восприятия окружающего мира, изменить которые практически невозможно. При работе в коллективе с другими сотрудниками это различное мировосприятие неизбежно приводит к спорам и конфликтам, которые резко снижают эффективность работы компании.
Поэтому, в тех компаниях, где нет сформированной корпоративной культуры, нет и налаженного командного труда.
В теории и практике менеджмента существует несколько определений организационной культуры.
В учебнике М.Х. Мескон и др. «Основы менеджмента», авторы пишут: «Каждая организация, сознательно или несознательно, устанавливает свою собственную систему ценностей. Обретая плоть, эта система составляет организационную культуру или нравственный облик организации. Как и более крупное общество, организация стремится иметь собственную мораль, обычаи и табу». [26]
На организационную культуру фирмы могут также оказывать сильное влияние факторы общего характера:
1. Классовые, этнические и расовые различия, существующие между ее служащими;
2. Характер и содержание труда членов организации
3. Изменения, происходящие во внешней среде.[8]
Следует помнить: каждый хозяйствующий субъект независимо от формы собственности и вида деятельности в условиях рынка должен обладать своей организационной культурой, которая приходит с развитием предприятия.
Доказано, что организационная культура — эффективная методика влияния на социально-психологический климат и поведение персонала компании, а, следовательно, на результаты ее успешной деятельности. Формируя и управляя определенной системой ценностей можно прогнозировать, формировать, планировать и управлять поведением сотрудников. Но, в тоже время, следует обращать пристальное внимание на уже сложившиеся внутри организации отношения между людьми. Часто в практике нам приходится сталкиваться с тем, что руково
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аксеновская Л.Н. Социально-психологическая модель организационной культуры: концепция, методология, технология изменения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. 2008. - 41 стр.
2. Алавердов А.Р. Организация управления персоналом современного российского банка. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.:Издательская группа "БДЦ-пресс", 2009. – 360с.
3. Андреева И.В., Бетина О.Б. Организационная культура. Учебное пособие. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», 2010. — 293 с.
4. Андреева И.Н. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ-менеджмента. - Г. Полоцк, 2012. –— 375 с.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 670 с.
6. Донской Н.П. Стратегический менеджмент. Опорный конспект лекций. - МИТСО, 2011.
7. Ермаков В.П., Макиев 3.Г. Менеджмент. Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 184 с.
8. Зайцев Л.Г., Соколова М. И. Организационное поведение: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. — М.: Экономистъ, 2006. — 665 с.
9. Зеленова О.И., Зиньковский К.В. Организационная культура и лидерство в мультинациональных организациях. Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 134 с.
10. Кирюшкина А. Н. Анализ и оценка финансового состояния предприятия (на примере ОАО «АВТОВАЗ») // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 432-436.
11. Корпоративное управление в условиях кризиса (круглый стол в Институте современного развития - ИНСОР) // Вопросы экономики. - 2010. - № 3. - С. 150-156.
12. Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В. Теория организации: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 365 с.
13. Куприянов А.С. РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 2. – С. 56-58
14. Павленко О. Ю., Пышненко О. С., Пронина М. А. Управленческий учет в организациях в российской и зарубежной практике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 496–500.
15. Пережогина К. А. Инновационные изменения в системе управления персоналом // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 403-408.
16. Петров А.Н. (ред.) и др. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. — 3-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012. — 400 с.
17. Пивоваров С.Э., Максимцев И.А., Рогова И.Н., Хутиева Е.С. Операционный менеджмент. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 544 с.
18. Попов В.М., Ляпунов С.И. Анализ финансовых решений в бизнесе. Учебное пособие. - M . : КНОРУС , 2007. - 240 с.
19. Стеклова О.Е. Организационная культура. Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 110 с.
20. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров. Учебное пособие. – М., 2014. – 428 с.
21. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива, 2009
22. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. - М. : Статут, 2014
23. Тараненко В.И. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика. - Киев: ИП Стрельбицкий, 2013. — 290 с.
24. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент.: учебник для бакалавров /А. В. Тебекин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 481 с.
25. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008. — 154 с.
26. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. Учебное пособие.— 4 е изд., испр. и доп. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. — 528 с.
27. ХАРАКТЕРИСТИКИ, ТИПЫ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам VIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 1(8)
28. Шаталова Н.И., Галкин А.Г. и др. Управление персоналом на производстве. Учебник. — Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013. — 557 с.
29. Шиткина И.С. (отв. ред.). Корпоративное право. Учебник / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: КНОРУС, 2015. — 1080 с.
30. АвтоВАЗ - история создания и развития. - https://24smi.org/news/19350-avtovaz-istoriya-sozdaniya-i-razvitiya.html
31. Анализ организационной структуры управления. - http://www.manageweek.ru/maws-493-1.html
32. Методы изучения организационной культуры. - http://rutlib.com/book/16690/p/10
33. Организационная и корпоративная культура. - http://www.psiola-center.ru/company9.htm
34. Организационная культура. - http://www.up-pro.ru/encyclopedia/organizacionnaya-kultura.html