Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Цвет, являясь атрибутом объективной действительности,
оказывает огромное воздействие на ребенка. Отсюда следует, что развитие чувства цвета
помогает ребенку легко и непринужденно проявлять индивидуальность в любой творческой
деятельности.
В изобразительном искусстве художники используют цвет для создания художественного образа,
как средство выражения внутреннего содержания произведений и создания эмоционального
настроя зрителя.
Ярким, определяющим признаком художественной деятельности детей является красота и
цветовая выразительность рисунка. Многоплановые чувства, которые испытывает, переживает,
ощущает ребенок, занимаясь изобразительной деятельностью, новые знания, приобретаемые в
процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Согласно этому, цветовая
палитра служит между тем показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного,
эстетического уровня развития.
2
Глава 1 Развитие творческих способностей младшего школьника в образовательном процессе.
(Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством
игры).
1.1. Понятие «цветовое восприятие»
Цвет определяется как световой фон чего-то, окраска. Неточное распознавание цвета и цветовых
оттенков, присущих объектам, снижает возможности познания детьми окружающего мира,
обедняет их чувственную, эмоциональную основу. Восприятие цвета очень индивидуально.
Цвет рассматривается в философской, психолого-педагогической, методической,
искусствоведческой литературе как уникальное явление природы, выразительное средство
изобразительного искусства, формообразующее средство, средство эстетической
выразительности. В изобразительном искусстве художники используют цвет для создания
художественного образа, как средство выражения внутреннего содержания произведений и
создания соответствующего эмоционального настроя зрителя.
Методика обучения цвету имеет долгую историю своего развития. Ее становление связано с
отношением человека к цвету в процессе своего эволюционного развития. Это отношение
постоянно менялось в процессе осознания роли цвета в той или иной области жизнедеятельности,
и зависело от уровня развития материальной, духовной и художественной сферы культуры
общества. Становление педагогических основ обучения цвету в рамках профессиональной
художественной подготовки начинается с XVII века. Самой характерной особенностью этого
периода является создание специальных учебных заведений - Академий художеств и
художественных школ, где формируются основные методы обучения рисунку и живописи. Кроме
того, начинает формироваться система массовой общеобразовательной подготовки - школа для
детей, которая также оказала влияние на изменение методов обучения цвету. В программы
школьного обучения вводятся естественные науки, в том числе изучение физики с разделом
оптики. Это оказывает влияние на подготовку ученика по усвоению научных знаний о цвете. [1]
К концу XIX века интерес к цвету возрастает. Цвет стал использоваться для создания
определенного настроения людей в интерьерах, в предметах быта и одежде, возникают новые
художественные направления. Импрессионизм, кубизм, абстракционизм сознательно разрушают
каноны академического обучения. В этот период возникает потребность в разработке новых форм
и методов обучения живописи.
В области изучения цвета возникает новый период создания научных систем, разработки
способов количественной оценки и измерения цвета. Большая работа в области систематизации
цветов была проделана рядом ученых. А.Г. Мансел представил пространственную модель,
основанную на цветовом шаре Рунге. Ж. Гилдон и В. Райтон проводили точные исследования по
определению функций сложения цветов (с 1931г. данные были положены в основу
международной системы измерения цвета). Одним из наиболее популярных исследований в этот
период являлась цветовая система немецкого физика-оптика В. Оствальда. Он строил свои
выводы на опытах с пигментами, что приближало его учение к живописной практике. Цветовые
гармонии Оствальда представляют собой математически вычисленные на цветовом круге
механически полученные сочетания цветов.
1.2. Индивидуальные особенности восприятия человеком различных объектов
3
Художественное восприятие обладает уникальной спецификой, отличающей его от восприятия
каких-либо явлений окружающего мира. Как подчеркивал Б.М. Теплов, художественное
восприятие начинается с чувства, без него оно невозможно. Б.М.Теплов отмечал также, что
чувством художественная перцепция не ограничивается. По его словам, восприятие произведений
искусства сначала «чувствующее», а затем «думающее, и при том глубоко и проникновенно». В то
же время проблема возрастного развития эмоционально-оценочного восприятия произведений
живописи является малоизученной. Данный вопрос мы считаем весьма важным, так как именно
восприятие эмоционального содержания произведения обеспечивает воздействие на
эстетические чувства ребенка, способствует тому, что художественное произведение не только
воспринимается, но и переживается им. [5]
Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще
недостаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка
выступают на равных и тесно слиты с нравственными. В художественной работе восприятие цвета
у детей 7-9 лет связано с понятиями «нравится - не нравится», «красиво - не красиво». Цветовое
решение понравившегося в большинстве случаев сходно: цвета яркие и чистые, в разнообразном
сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с
предпочтением темных цветов. Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается,
чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения.
Художественно-эстетическое развитие является одной из основных задач, стоящих перед
педагогами. Освоение детьми содержания изобразительного искусства, средств его
выразительности, в том числе и цвета, способствует развитию эстетического сознания, развитию
эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и
самореализации. [9]
Основы колористики должны закладываться с самого детства, когда ребенок начинает познавать
окружающий мир и интересоваться рисованием.
Организации обучения цветоведению учащихся уделяли внимание многие педагоги. В настоящее
время есть много методических рекомендаций по педагогике от таких авторов, как Н.Н.
Ростовцев, С.В. Шорохов, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина и другие. Все они с
разных сторон подходят к методу обучения колористике детей.
Так, Б.М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению
через восприятие окружающей действительности и искусства; Т.Я. Шпикалова раскрыла роль
использования наглядности на уроках по цветоведению; Э.И. Кубышкина подробным образом
рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и живописи.
1.3. Восприятие произведений живописи
Цветовосприятие - одни из первых характеристик окружающего мира, которые дети способны
воспринимать, а цвет - наиболее яркое выразительное средство в их творческих работах.
Цветоведение как наука сформировала природу цвета и его основные свойства. Слово
«цветоведение», кажущееся поначалу непонятным и сложнопроизносимым, становится явным
при его расшифровке.
Говоря о роли цвета в развитии ребенка, известный немецкий педагог Ф. Фребель отмечал, что
детей привлекает не только внешняя сторона цвета, но и их соединение и соотношение. Ф.
Фребель рекомендовал использовать цвета, характерные для предметов, окружающих ребенка, и
явлений природы, им наблюдаемых. Ф. Фребель предъявлял к работе с цветом следующие
требования: рассматривать цвет самостоятельно, независимо от формы предмета; изображать
4
цвет ради него самого; называть сначала чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д.), затем
цвета по их внутренней силе (светлый, яркий, темный и т.д.); знакомить детей с цветом
постепенно. Изучение цвета может происходить также в процессе игровой деятельности.
Исключительное богатство и изменчивость цвета предметов и явлений окружающего мира,
воздействие цвета на физическое и психическое состояние человека являются предметом
пристального внимания педагогов и психологов. Роль цвета в изобразительном творчестве детей
7-9 лет была предметом внимания таких исследователей, как Е.А. Аркин, Е.И. Игнатьев, Т.С.
Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина.
Условия развития чувства цвета у детей 7-9 лет:
создание развивающей художественно-эстетической среды в ДОУ, способствующей
накоплению у детей чувственных, эмоциональных впечатлений об искусстве и окружающем мире,
развитию эстетической восприимчивости (внимание к красоте и выразительности явлений жизни
и искусства);
целенаправленное развитие образного, ассоциативного мышления, характерного для
детей, подбор доступных детям художественных аналогий и ассоциаций;
включение детей в художественно-творческую деятельность, в процессе которой
развивается эмоциональная отзывчивость, формируется установка на деятельность по законам
красоты и выразительности в разных формах жизнедеятельности. [13]
Глава 2 Анализ опыта работы учителей изобразительного искусства по применению игровых
ситуаций
2.1. Особенности методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе
Развитие представлений о цвете является важной частью развития и обучения детей 7-9 лет. Это в
первую очередь связано с тем, что развитие представлений о цвете - это составляющая часть
сенсорного воспитания ребенка, которое лежит в основе развития первичных психических
процессов (ощущения и восприятия). Развитые первичные психические процессы, в свою очередь,
становятся фундаментом для полноценного развития представлений о внешних свойствах
предметов и явлений окружающей действительности, на основе которых строится мыслительная
деятельность ребенка, развиваются более сложные познавательные процессы, такие как
мышление, память, воображение, речь и т. д. Изучая процесс совершенствования сенсорного
развития ребенка, отечественные педагоги и психологи пришли к выводу о том, что работу по
развитию восприятия цветовых оттенков возможно начинать осуществлять только с трехлетнего
возраста, так как начиная с этого периода детства ребёнок способен воспринимать качества цвета,
его насыщенность. В том случае, когда ребенок в три года усвоил названия основных цветов,
можно начинать формировать у него представления об оттенках. Последовательность выбора
цветов зависит от имеющегося у ребёнка, индивидуального сенсорного опыта.
Практическая деятельность на занятиях изобразительного искусства - это творческая мастерская,
где ребенок, свободно применяя свои умения, выступает автором работы. В то же время
деятельность педагога способствует творческому процессу восприятия искусства. На занятиях
изобразительного искусства необходимо осваивать различные материалы, современные техники
декоративного искусства. Именно возможности художественных материалов таят в себе
разнообразные творческие подходы, направляющие дальнейшее развитие в понимании
цветовосприятия.
5
Творческие способности развиваются в многообразии видов деятельности изобразительного
искусства, где педагог-воспитатель стимулирует интерес ребят к пониманию цветовосприятия, что
и является необходимым условием развития личности ребенка.
Развитие навыков понимания искусства через цветовосприятие и колористику предполагает
восприятие произведений искусства и собственную творческо-практическую работу, как процесс
развития образного художественного мышления у детей.
Одаренные и талантливые люди не появляются сами собой, невозможно стихийно создавать
шедевры литературы и искусства, делать научные открытия, изобретать. От чего зависят наши
способности, можно ли их развивать, данная проблема вызывала огромный интерес у педагогов
во все времена. Задача педагога воспитателя способствовать развитию навыков творческого
мышления и побуждения детей к самостоятельности и самовыражению на занятиях
изобразительного искусства. Цветовосприятие нашего зрения способно увидеть основные цвета
спектра (желтый, красный, зеленый, голубой, синий и фиолетовый) и более сорока тысяч самых
различных оттенков цвета. Данными способностями от рождения обладают немногие, но в наших
силах это умение развивать.
Чем раньше мы познакомимся с красками, тем шире наши возможности для раскрытия
творческих способностей.
Целенаправленное и организованное ознакомление с цветом в процессе изобразительной
деятельности, экскурсий, наблюдений за изменениями цвета в природе, а также положительная
эмоциональная окрашенность занятий способствуют развитию чувства цвета у ребенка.
2.2. Анализ результатов исследования особенностей восприятия живописи
Опытно-педагогический эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и
контрольного.
Исследование проводилось в течении I четверти на. В исследовании участвовали обучающиеся
первых классов: 1 а (28 детей) - экспериментальный класс и 1 г (28 детей) - контрольный класс.
В начале исследования был проведен мониторинг уровня сформированности умения
анализировать произведения изобразительного искусства у первоклассников экспериментального
и контрольного классов.
Основная гипотеза нашего практического исследования: мы предполагаем, что систематические
целенаправленные занятия
художественно-творческой деятельностью будут способствовать
формированию умений анализировать произведения изобразительного искусства у
первоклассников.
С этой целью использовали диагностическую методику, разработанную нами на основе методики
М.А. Козловской, и адаптированную под учащихся 1 класса. Она направлена на выявление уровня
сформированности умений анализировать произведения изобразительного искусства.
Суть данной методики состоит в том, что обучающимся демонстрировались репродукции
произведений искусства известных художников (В. Поленов «Золотая осень», П. Кончаловский
«Сирень», А. Саврасов «Грачи прилетели») и предлагалось выбрать наиболее понравившееся. По
этому произведению детям предлагалось ответить на ряд вопросов
1) Какое впечатление производит произведение на вас?
6
2) Какое настроение пытается передать нам автор?
3) Что (или кто) изображено на картине?
4) Выделите главное в произведении. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам
главным. Какими средствами художник выделяет главное?
5) Как в произведении расположены изображенные предметы (композиция)?
6) Какие цвета используют художники в произведении (цветовая композиция)?
7) Есть ли в картине сюжет?
8) Попробуйте рассказать сюжет картины.
9) Изображены ли в картине предметы, которые что-либо символизируют?
10) Что они символизируют?
2.3. Упражнения для развития цветового восприятия произведений живописи
В школьной практике не существует технологий и методик, благодаря которым младшие
школьники могли бы самостоятельно научиться анализировать произведения изобразительного
искусства. Значительная часть обучающихся не владеет языком культурного описания
живописного или графического произведения. Исходя из этого, нами была разработана рабочая
программа на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания,
базисным учебным планом и авторской программой Б.М. Неменского «Изобразительное
искусство» (УМК «Школа России»)
Учебная программа «Разноцветные ладошки» разработана для 1 класса, 1 час в неделю (всего 33
часа). Были апробированы 8 занятий I четверти. Предполагается дальнейшее продолжение
апробации программы.
Цель программы: создать условия для формирования умений анализировать произведения
изобразительного искусства у первоклассников.
Задачи:
1) развитие умения к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного
искусства;
2) умение анализировать свой рисунок и произведения изобразительного искусства;
3) создание условий для овладения художественно-выразительными средствами
изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными
материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, умения выразить в
творчестве свои представления об окружающем мире.
В ходе проведения формирующего эксперимента ученики экспериментального класса обучались
по программе «Разноцветные ладошки», а обучающиеся контрольного класса по программе Б.М.
Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
Цель формирующего эксперимента - апробация и определение эффективности разработанной
программы.
7
После проведенного констатирующего эксперимента выяснилось, что уровень сформированности
умений анализировать произведения изобразительного искусства у всех детей разный, но
выявить детально проблемы в умении анализировать произведения искусства методом
диагностики не удалось.
Заключение
Одной из важнейших задач современного школьного образования является развитие эстетически
грамотных людей, умеющих понимать и ценить искусство. Без пробуждения у детей творческого
начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной
личности.
Для этой цели в школах преподается, начиная с 1 класса, предмет «Изобразительное искусство».
Но авторы программ, как правило, не предусматривают развитие у школьников способностей к
самостоятельному анализу произведений искусства. А ведь именно знакомство со структурой
художественного произведения и с законами восприятия искусства должно актуализировать
исследовательскую позицию обучающегося, благодаря которой он сможет самостоятельно
постигать смысл живописного произведения, освоить способы художественного мышления. Это
определило тему нашего исследования «Формирование у первоклассников умений
анализировать произведения изобразительного искусства».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Базанова, Е. Стихия воды и краски // Сборник по техникам изобразительного искусства
НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. М., 2008.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования:
учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр
«Академия», 2007.
3. Бобровцева, Т. М. Живопись акварельными красками : учеб.метод. пособие / Т. М.
Бобровцева, Л. Л. Чуракова. Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009.
4. Бреслав Г.Э. Цветомедитация: механизмы и техники коррекции. СПб.: Речь, 2007.
5. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков // Электронная библиотека razym.ru. URL:
http://www.razym.ru/71896cvetvzhivopisi.html
6. Выготский Л. С., Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
7. Герд И.Я. Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов. СПб., 1888
8. Голяева, Л. А Словарь-справочник учителя изобразительного искусства / Л. А. Голяева, Н. Г.
Сюзева, Т. А. Швырева. Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2005.
9. Козакова, Т. Г. Развивайте у детей творчества: учебное пособие / Т. Г. Козакова. - М.:
Просвещение, 2010. - 192 с.
10. Кузема, К. С. О технике акварельной живописи / К. С. Кузема. СПб., 2008.
11. Медкова, Е. Обманчивая простота вещного мира / Е. Медкова // Жанры в искусстве. 2006.
№ 6. С. 24.
8
12. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.
13. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2005.
14. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А.И. Бурова, Е.В.
Квятковского. М.: Педагогика, 1987.
15. Фребель Ф. Будем жить для своих детей. М.: Карапуз, 2001.
16. Чуракова, Л. Л. Мир культуры: теория и феномены: межвузовский сборник научных работ /
Л. Л. Чуракова // Живописные средства в создании художественного образа. Пенза : ПГПУ им. В. Г.
Белинского, 2011.