Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Культура является основой духовного развития общества, хранилищем интеллектуальных и духовных сил народа, гарантом сохранения его морального здоровья. Сегодня невозможно не учитывать культурный фактор при реализации масштабных задач государственного строительства. Высокий культурный уровень населения, опора на многовековые нравственные ценности и традиции народа, воспитание молодежи в духе патриотизма должны стать основой формирования зрелого гражданского общества, успешного экономического развития страны.
Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Культура и искусство служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений.
Активное влияние культуры как жизненно необходимого социального феномена распространяется и на досуг всех слоев и категорий населения. Досуг и потенциально, и реально является временем для духовного развития личности, укрепления нравственного и физического здоровья, совершенствования творческих способностей человека. Культурно значимый досуг не может существовать вне рамок духовности, искусства, творчества, стремления людей к саморазвитию и самосовершенствованию. Он органично вбирает в себя неотъемлемые ценности современной культуры, выражает коренные интересы социума, реализует гуманные установки общества по обеспечению прав и свобод человека.
В сфере досуга перекрещиваются интересы личности и общества. Если человек сам не работает в сфере культуры, не занимается ею профессионально, то он фактически не имеет другого, кроме досугового времени, для собственного культурного волеизъявления. Для государства же досуг является стратегическим и тактическим временным пространством, в котором размещаются принятые в обществе ориентиры, нормы, традиции и механизмы развития личности.
Кардинальные изменения в культурной сфере, обусловленные рыночными преобразованиями, способствовали возникновению разнообразных субъектов культурной деятельности: государственных и муниципальных учреждений, коммерческих организаций, работающих в сфере культуры. Они имеют разные формы собственности, по-разному развиваются. Но, все-таки, значительная часть сферы культуры по-прежнему находится в ведении государства или муниципалитетов, поскольку не имеет прибыльного характера, предполагает значительные затраты и минимальную отдачу. В этих обстоятельствах увеличилось количество субъектов политики государства в сфере культуры, возникла потребность в поиске новых подходов к организации и осуществлению государственного управления. Особое значение приобретает формирование такой модели управления, которая бы основывалась на установлении конструктивного диалога и тесном сотрудничестве между органами государственной власти и управления и общественностью, их взаимодействия в решении вопросов культурного развития, соответствующей специфике культурной сферы, особенностям ее развития, и является важным в условиях становления гражданского общества в РФ. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.
Объект исследования – МБУ «Гатчинский городской Дом культуры».
Предмет исследования – особенности управления учреждением культуры.
Цель исследования - провести анализ и разработать пути совершенствования управление учреждением сферы культуры МБУ «Гатчинский городской Дом культуры».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы управления учреждениями сферы культуры.
2. Провести анализ и разработать пути совершенствования управления учреждением сферы культуры МБУ «Гатчинский городской дом культуры».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
1.1 Сущность управленческой деятельности
Эффективное управление организацией в рыночных условиях хозяйствования основывается на внедрении зарубежного опыта менеджмента организаций. В России уже накопился двадцатилетний опыт использования рыночной концепции управления, однако из-за инерционности мышления управленческих кадров, которые сформировались как специалисты во времена централизованной экономики, консервативность некоторых отечественных авторов учебной литературы по менеджменту, а также ограниченный доступ практиков к качественным учебникам по менеджменту зарубежных авторов, качество управления организациями еще не достигла уровня, достаточного для обеспечения их эффективной и результативной деятельности 8, с. 11.
В частности, существуют определенные различия в раскрытии содержания управленческой деятельности различными зарубежными авторами. Так, в известном учебнике по основам менеджмента м. Х. Мескона и других [10] в состав основных функций управления включены функции планирования, организации, мотивации и контроля, которые вместе со связующими процессами коммуникаций и принятия решений, благодаря власти и непосредственному воздействию на подчиненных, реализуют управленческую деятельность для достижения целей организации. В учебнике же по менеджменту Стивена
Робинза и Мэри Коултер [14] в состав основных функций управления вместо мотивации включена комплексная функция руководства, которая включает деятельность менеджера как лидера и мотиватора деятельности работников.
Несколько иную точку зрения имеют Р. Грифин и В. Яцура, которые в своем учебнике по основам менеджмента [9] к основным функциям управления относят планирования и принятия решений, организацию, лидерство и контроль, мотивацию считают основой функции лидерства, а коммуникации – важной составляющей менеджмента.
Представители же Европейской школы менеджмента Д. Бодди и Р. Пейтон в своей книге [4] вообще четко не выделяют основные функции управления, однако в разделе об управлении трудовой деятельностью ведут речь о взаимодействии руководителей с подчиненными через власть, влияние, мотивацию и коммуникации, - функцию планирования – в разделе о планировании бизнеса, о функциях организации – в разделе об организации бизнеса, а о контроле – в разделе об управлении бизнесом и его контроль. Как видим, эти авторы вовсе считают принятие решений видом управленческой деятельности.
Современный менеджмент основывается на процессуальном подходе, согласно которому деятельность, направленная на достижение целей при помощи других людей, является серией непрерывных взаимосвязанных, очень важных для организации действий, которые можно рассматривать как непрерывный процесс. Взаимообусловленная и взаимосвязанная совокупность этих действий, каждое из которых является тоже процессом, образует систему функций управления, что, в свою очередь, как относительно олицетворенный процесс, тоже состоит из серии взаимосвязанных действий – подпроцессов, а вся их совокупность образует общий процесс управления организацией 3, с. 89.
Таким образом, следует констатировать, что в соответствии с процессуальным и системным подходами процесс управления организацией представляет собой иерархическую систему отдельных видов управленческой деятельности, которая структурируется по уровням управления (стратегический менеджмент, тактический менеджмент и оперативный менеджмент), а в пределах отдельных уровней – по функциям деятельности организации (финансовый менеджмент, маркетинговый менеджмент, операционный менеджмент, менеджмент персонала и т. д) и по функциям управления (планирование, организация, мотивация и контроль). Кроме того, на каждом из уровней управления все виды управленческой деятельности (основные и специализированные функции управления) подразделяются на первичные элементы работы менеджера, связанные с коммуникациями, в результате которых он получает информацию о состоянии объекта управления; с принятием управленческих решений, которые образуют процесс и является результатом выполнения основных и специальных функций управления, а также с процессом непосредственного руководящего влияния менеджера на подчиненных на основе его формальных полномочий, власти и лидерских способностей 1, с. 15.
Конкретные функциональные цели организации (финансовые, производственные, маркетинговые, обеспечение персоналом) на всех уровнях управления реализуются в процессе управления финансами, управления производством, управления маркетингом, управления персоналом, то есть при реализации специальных (или специализированных) функций управления. Таким образом, в каждой организации должно осуществляться, например, стратегическое, тактическое и оперативное управление в целом, а также стратегическое, тактическое и оперативное управление финансами, производством, персоналом и тому подобное 17, с. 106.
В свою очередь, достижение каждой стратегической, тактической или оперативной цели требует от менеджера соответствующих усилий по поиску методов получения желаемого результата, организации работников для эффективной деятельности в соответствующем направлении, мотивации их
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, С. Механизмы реализации государственной политики в сфере культуры // Справочник руководителя Учреждения культуры. – 2015. – № 12. – С. 14-19.
2. Андреев И. А. Некоммерческий маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – №4. – С. 12.
3. Батурин, В.К. Общая теория управления: Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 487 с.
4. Бодди, Д. Основы менеджмента: пер. с англ; под ред. Ю. Н. Коптуревского. – СПб.: Питер, 2012. – 816 с.
5. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. – М.: Наука, 2012. – 234 с.
6. Игнатьева,Е.Л. Инструменты управления учреждениями культуры// Справочник руководителя Учреждения культуры. – 2016. – № 1. – С. 31-38.
7. Информационно-аналитический отчет о деятельности МБУ Гатчинский ГДК за 2018 год.pdf [Электронный ресурс]. URL: http://gtndk.org/doki.html (дата обращения: 10.06.2019).
8. Карякин, В.Ф. Направления и методы управления в сфере культуры / // Аналитика культурологи. – 2012. – № 17. – С. 11-18.
9. Основы менеджмента: учебник / Р. В. Грифин, В. Яцура; наук. ред. В. Яцура, Д. Олесневич. – Львов : Бак, 2001. – 624 с.
10. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М.: Дело, 1992. – 702 с.
11. Отчет о работе МБУ «Гатчинский Городской Дом культуры» за I квартал 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: http://gtndk.org/doki.html (дата обращения: 10.06.2019).
12. Официальный сайт МБУ «Гатчинский Городской Дом культуры» за I квартал 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: http://gtndk.org/index.html (дата обращения: 10.06.2019).
13. Понкин И.В. Особенности государственного управления в области культуры // Вопросы управления. – 2014. – № 3(28). – С. 18-23.
14. Роббинз Стивен П., Коултер М. Менеджмент: пер. с англ. – 8-е изд. – М.: Вильямс, 2007. – 1056 с.
15. Саунин, А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: Вопросы теории и практики. – М.: Высшая школа, 2012. – 58 с.
16. Тарнавская Н. П., Пушкар Р. М. Менеджмент: теория и практик: учебник. Тернополь: Карт-бланш, 2012. – 564 с.
17. Хмель Ф. И. Менеджмент: учебник. – М.: Высшая школа, 2015. – 351 с.
18. Чарная И. В. Экономика культуры: учебное пособие — 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2015. – 212 с.
19. Шегда А. В. Менеджмент : учеб. пособие. – М.: Знание, 2015. – 548 с.
20. Шекова Е. Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях: Учебное пособие. – СПб: Издательство «Лань», 2014. – 416 с.