Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конкуренция - это фундамент экономических отношений, она даёт предприятиям возможность вести честную борьбу за долю рынка, но для этого нужно иметь такие уникальные характеристики, которые будут выигрышно выделять предприятие от других аналогичных экономических субъектов на рынке. Победа коммерческой организации в конкурентной борьбе должна быть не случайная и не разовая. Для этого нужно сформировать такую стратегию поведения на рынке, чтобы товар или услуга предприятия могли идти наравне с лидерами рынка.
Решение проблемы конкурентоспособности предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ коммерческой организации. В этой связи оценка конкурентоспособности предприятия становится первоочередной.
Актуальность темы исследования курсовой работы обусловлена усилением конкуренции в сфере туризма, что требует от предприятийучастников рынка поиска и принятия мер по повышению собственной конкурентоспособности.
Цель исследования курсовой работы заключается в анализе конкурентоспособности туристского предприятия.
В соответствии с целью в выпускной квалификационной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрена сущность конкурентоспособности предприятий сферы туризма;
- определён резерв повышения конкурентоспособности организации -
агротуризм как новое направление для создания конкурентного преимущества.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «Илиан-Тур».
Предметом исследования курсовой работы выступает конкурентоспособность туристского предприятия.
Теоретической базой исследования выпускной квалификационной работы послужили труды российских учёных, посвящённые проблемам конкурентоспособности: Е.П. Голубкова, Р. А. Фатхутдинова, Ю.Б. Рубина, М.И. Кныш, О.С. Мариева.
Информационной базой исследования выпускной квалификационной работы послужили данные бухгалтерского и управленческого учёта и материалы маркетинговых исследований ООО «Илиан-Тур».
Для решения поставленных в выпускной квалификационной работе задач применялись статистические и экономико-математические методы, метод экспертных оценок и анкетирование, PEST-анализ и SWOT-анализ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены предмет и объект исследования, сформулированы цель и задачи, решение которых необходимо для ее достижения.
В первой главе представлены теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий сферы туризма.
Во второй главе пред¬ставлены результаты анализа состояния конкурентоспособности ООО «Илиан-Тур».
В заключении подводятся итоги проделанной работы в соответствии с целью, задачами, предметом и объектом исследования.
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности организаций
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности коммерческих
организаций
Конкурентные отношения возникли одновременно с товарным производ¬ством как объективный механизм регулирования рыночного хозяйства посред¬ством борьбы между продавцами, производителями и покупателями, в резуль¬тате которой устанавливается равновесная цена. Конкуренция в предпринима¬тельской среде выполняет ряд функций, которые способствуют выравниванию индивидуальных стоимостей продукции у производителей и способствует рас¬пределению прибыли в зависимости от уровня издержек производства и эф¬фективности управления.
Термины «конкуренция» и «конкурентоспособность» неразрывно связаны, конкурентоспособность появляется только там, где есть конкуренция.
В общем виде конкурентоспособность опи¬сывают как реальную и потенциальную возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары (оказывать услуги, выполнять работу), кото¬рые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для по¬требителей, чем товары (услуги, работа) их конкурентов .
В экономической литературе принято рассматривать конкурентоспособность в аспекте понятия «конкурентное преимущество». Конкурентоспособ¬ность предприятия представляет собой сравнительное преимущество по отно¬шению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за её предела¬ми. Это означает, что конкурентоспособность предприятия может быть опреде¬лена только в рамках группы предприятий одной отрасли, либо предприятий, выпускающих товары-заменители. Из этого следует, что конкурентоспособ¬ность предприятия - понятие относительное: в рамках, например, региональной отраслевой группы предприятие может быть признано конкурентоспособным, а в рамках отраслей мирового рынка - нет.
Ж.Ж. Ламбен дал следующее определение конкурентного преимущества - это те харак¬теристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определен¬ное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару или базовой услуге, так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или това¬ра .
По мнению Г.Л. Азоева и А.П. Челенкова конкурентные преимущест-ва - это все положительные факторы, обеспечивающие конкурентоспособность экономических объектов (продукции) и субъектов (фирмы, отрасли, региона, страны) . Конкурентоспособность может состоять из нескольких конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества - это тесно взаимосвязанные и взаимоопределяющие понятия. Конкурентоспособность выражается в виде функции от конкурентных преимуществ:
K = f(cl,c2,...,cn) (1)
где: К – конкурентоспособность,
cl, с2,..., cn - конкурентные преимущества.
Отметим, что на товарном рынке конкурируют не конку¬рентные преимущества, а конкретные товары, произведенные конкретным предприятием.
Конкурентоспособность предприятия рассматривается экономистами- авторами понятий как возможность, способность, характеристика, преимущество.
Наиболее распространенной концепцией является подход основоположника теории конкуренции - М. Портера, который определяет конкурентоспособность предприятия как способность успешно оперировать на кон¬кретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реа¬лизации конкурентоспособных изделий и услуг .
В трактовках В.К. Козлова и С.А. Уварова акцент сделан на потенциале предприятия: конкурентоспособность - это потенциал, который представляет системное образование ресурсов предприятия и характеризуется их качественным и количественным составом, производительностью; а также отражает степень возможностей их эффективного использования. Это не вполне соответствует сущности понятия, так как конкурентоспособность харак¬теризуется, прежде всего, настоящими конкурентными позициями предприятия, а затем их способностью к развитию .
Г.Я. Киперман трактует конкурентоспособность как способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности .
Н.И Перцовский определяет конкурентоспособность как возможность эффективной хозяйственной деятельности и её практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка; это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциал .
Достоинст¬вом двух последних определений, является то, что они подчерки¬вают эффективность хозяйственной деятельности как решающий элемент кон¬курентоспособности организации.
Конкурентоспособность товара и конкурентоспособ¬ность предприятия соотносятся как часть и целое. Возможности предприятия кон-курировать на определенном рынке непосредственно зависят от конкурентоспо¬собности товара и совокупности социально-экономических и организационных факторов и методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на ре¬зультаты конкурентной борьбы. Уровень же качественных свойств продукции за¬висит от уровня и степени использования составляющих потенциала предпри¬ятия на всех стадиях жизненного цикла товара. Вместе с тем конкурентоспособ¬ность товара - это не синоним конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность товара является необходимым, но не единственным условием конку-рентоспособности предприятия.
Экономическая сущность конкурентоспособности пред¬приятия представляет собой более широкое понятие, а конкурентоспособность товара следует рассматривать в качестве подсистемы общей системы конкурентоспособности.
Конкурентный потенциал предприятия отражает его ориентацию и мобили¬зацию на реализацию конкурентной стратегии и создание устойчивых конкурент¬ных преимуществ.
Наиболее обоснованным можно считать подход к определению конкурентоспособности, опирающийся на три её составляющие -
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые источники
1 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 04 июня 2018 г.). Документ предоставлен Консультант Плюс www.consultant.ru (дата обращения: 13.06.2019)
2 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [(в редакции от 27 декабря 2018 г.). Документ предоставлен Консультант Плюс www.consultant.ru (дата обращения: 13.06.2019)
Учебники, монографии
3 Алексейчева Е.Ю. Повышение конкурентоспособности предприятий. -М.: Социум, 2016. – 320 с.
4 Волков Ю.Ф. Гостиничный и туристический бизнес: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 348 с.
5 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и прак¬тика. - 4-е изд., перераб.и доп. - М.: Финпресс, 2015. - 464 с.
6 Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебник. - 3-е изд., М.: Кнорус, 2017. - 192 с.
7 Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. - М.: Академия, 2018. – 224 с.
8 Кныш М.И. Конкурентные стратегии. – СПб.: Герда, 2016. - 284 с.
9 Курявский С.А. Формирование конкурентных преимуществ предприятий: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2015. – 188 с.
10 Мариев О.С. Международный и отечественный опыт оценки конкурентоспособности товаров - М.: Институт экономики РАН, 2015. - 124 с.
11 Мескон M. X., Адьберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело и сервис, 2015 -702 с.
12 Перова Т.В. Организация сферы туризма: учебное пособие. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2019. – 380 с.
13 Прахова Т.С. Особенности формирования конкурентоспособности отече¬ственных предприятий в сфере торговли // Материалы XXXIV научно-технической конференции по результатам работы профессорско- преподавательского состава, аспирантов и студентов за 2015 год. – М.: РЭУ ИМ. В.Г. ПЛЕХАНОВА, 2015. – 408 с.
14 Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2015. – 252 с.
15 Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие /Под ред. P.A. Фатхутдинов. - М.: Инфра-М, 2015. - 394 с.
Периодические издания
16 Арифуллин М.В. Контроль качества предоставляемых услуг в российской гостиничной индустрии. Практика проведения устных и письменных опросов в индустрии гостеприимства // Стандарты и качество. - 2017. - №3 – С. 46-55
17 Браймер К. Основы управления предприятиями и организациями индустрии гостеприимства // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2017. - № 6. - С. 40-47.
Электронные ресурсы
18 Макатрова Н.С. Продаем услуги. Как доказать качество? [Электронный ресурс]. URL: http://www.treko.ru/show_article_1499 (дата обращения: 13.06.2019).
19 Перова Т.В., Закирова О.В. Проблемы и перспективы развития туристического рынка // Вестник Мининского университета. – 2018. – №4 [Электронный ресурс]. URL: http://http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_ activities/vestnik/archive/4 (дата обращения: 13.06.2019).
20 Официальный сайт ООО «Илиан-Тур»: www.ilian-tur.ru