Фрагмент для ознакомления
2
Глава II. Анализ карнавальных форм
2.1.Основные зрелищные компоненты карнавала
Карнавал в своей развлекательной составляющей содержит элементы комизма, сатиры, и служит инструментом, не только показывающим, но и в дальнейшем позволяющим исправлять недостатки людей в частности и общества в целом через их публичное осмеяние. Весь комизм, присущий карнавалу с общественной точки зрения представляет собой важную форму культурного общежития, порицания людей и явлений, не соответствующих общепринятым, по крайней мере, официально, образцам и системам ценностей.
Праздник - это ни в коем случае не замкнутое обособленное явление, с ним связаны культурные явления, не имеющие места вне праздника. Сюда входят разнообразные обычаи, знаки, символы, ритуалы, церемонии. Также это может быть различного рода коммуникативные связи (непосредственное общение, жесты), игры и забавы. Нельзя и исключать материальную составляющую - это праздничные костюмы и украшения, декорации и специализированные временные сооружения, множество даров и пища, без которых не обходится ни один карнавал.
Карнавал - это театрально-зрелищная форма праздничной культуры, об¬ладающая специфическими особенностями и выполняющая определенную роль в обществе. Специфика знаково-семиотической организации карнавала заключается в столкновении различных языков и отображении действительности в символической форме. Так карнавал представляет собой такое явление, которое включает в себя разного рода компоненты: вербальные, изобразительные, телесные, архитектурные и др. Каждый из этих компонентов имеет свой индивидуальный язык, особую систему выразительных средств и знаков.
Все используемые в карнавале знаки, языки в совокупности образуют особое языковое пространство. Ю. М. Лотман считает, что культура полиглотична, и тексты ее всегда реализуются в пространстве как минимум двух семиотических систем. Карнавал в свою очередь, наряду с литургией, хепенингом, выступлениями рок-ансамблей, праздниками эпохи Великой французской революции, он называет таким текстом, в котором синкретически сочетаются в едином действе все основные виды семиозиса, что приводит к возникновению сложных проблем перекодировки, эквивалентности, сдвигов в точках зрения, совмещения различных голосов в едином текстовом целом. Таким образом, можно предположить, что расшифровать карнавал можно только лишь при использовании определенного набора знаков, так как он основан на игре между тем, что реально существует и ирреальным, вымышленным пространством, а также на столкновении разнообразных языков.
Как известно, языки выполняют функцию семиотического кодирования, основываясь на пространственных, временных принципах или их совокупности. В карнавале как в сложной форме происходит пространственно-временное кодирование социокультурного опыта. Таким образом, фундаментальный смысл многообразия используемых в карнавале языков культуры заключается в моделировании целостной картины мира.
В связи с тем, что в карнавале пересекаются различные языки, то его смысл передается с помощью разнообразных знаков и кодов. Здесь любой знак оказывается носителем смысла и основанием его преемственного значения, результатом, адресом и поводом общения. Совокупность всех используемых знаковых средств составляет семиотическое поле карнавала. Здесь мы находим системные и несистемные знаки. Однако следует заметить, что такое деление является достаточно условным, т.к. одни и те же знаки могут быть системными и единичными. К системным относятся знаки, являющиеся элементами какой-либо знаковой системы, языка культуры, например, вербальные, связанные с использованием естественного языка, и функциональные - жесты, мимика, позы. Само по себе любое телодвижение не выступает в качестве знака, из-за отсутствия определенного рода факторов. В условиях карнавала движение становится знаковым в результате сложных процедур использования в процессах взаимодействия и межличностной коммуникации, таких как:
установление аналоговых отношений между внутренним состоянием и внешним движением и фиксирование, нотация этого движения как знака соответствия (человек фиксирует это движение, наблюдаемое у другого, он сам делает при таких-то внутренних состояниях);
разделение во времени движения как знака и переживания, что позволяет употреблять знак для обозначения переживания как такового, вне зависимости от его непосредственного наличия;
воздействие на другого с целью вызвать у него соответствующее жесту представление о передвижении.
О том, что праздник не является обособленным, говорит и его связь с художественным творчеством, для которого он служит неким идейным импульсом. Такое творчество может затрагивать:
1. Архитектурные сооружения, где оформляются праздничные театрализованные действа. Иногда такие постройки приобретают и монументальный характер.
2. Происходит воздействие и на литературу: в первую очередь поэзию, далее прозу, праздничную драму, пародийные и полупародийные тексты, комедию - все эти формы посвящены непосредственно карнавалу и способствуют созданию особой атмосферы всенародного празднества.
3. Ни один средневековый карнавал не проходит без танцев и музыки, что в итоге позволяет развиваться народным вокальным и инструментальным произведениям, постепенно входящим в обыденную жизнь людей.
4. Карнавал дает жизнь и всем праздничным зрелищам, процессиям и всяким шествиям, инсценировкам, фарсам, состязаниям и игрищам.
5. Карнавальный мир также затрагивает пластическое искусство: живопись, графику, скульптуру; для шествий специально изготавливаются различные фигурки, маски, костюмы и многое другое.
Заметим, что археологические раскопки с находками пластического искусства, различные архитектурные сооружения и литературные памятники позволяют составить целостную картину о средневековом карнавале, подтвердить или опровергнуть различные теории, или вовсе сподвигнуть на совершенно новые рассуждения.
Знаковое поведение в рамках карнавала, связанное с использованием набора жестов, мимики, поз, характеризуется также уходом от их прямого, практического использования и наделением определенным вторичным смыслом. Другими словами, в карнавале складывается определенный набор жестов, которые участника данного праздника разделяют и понимают. Так Ю. М. Лотман считает, что знаковый характер поведения заставляет акцентировать момент игры: практический результат как цель действия заменяется правильностью пользования языком поведения. Участники, не знающие данных правил и значений, не могут полностью включиться в карнавальную игру, поскольку полнота понимания может быть обеспечена только знанием языка Другого во всей его специфике.
Говоря в свою очередь о несистемных знаках, встречающихся в карнавале, можно выделить:
знаки-модели,
знаки-сигналы,
знаки-признаки,
знаки-копии,
знаки-символы
В карнавале важную роль играют знаки-модели, то есть различные фигуры, макеты, декорации, используемые на празднике. По своей сути они не только имитируют первичную реальность, но и создают новое знаково-символическое пространство на основе переосмысления действительности, т.е. они являются не изображениями, а знаками действительности.
Знаки-сигналы на карнавале используются в основном для обозначения начала праздника или выделения различных этапов его проведения. В свою очередь к знакам- признакам относятся, например, симптомы и приметы
Знаки-копии являются репродукциями обозначаемых объектов. К ним можно отнести также знаковое поведение, основанное на имитации, когда участники праздника облачаются в карнавальные костюмы и ведут себя соответствующим образом.
Что касается знаков-символов, то благодаря им выражается определенный существенный для данной культуры смысл. Символ — это
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвного большинства. - М.: Искусство, 1990. - 396 с.
2. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX - XVI вв. - М.: Наука, 1988. - 344 с., ил.
3. Иваков К.А. Трубадуры, труверы, миннезингеры. - М.: Ломоносов, 2014. - 240 с.
4. Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья / В.Ф. Колязин; Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры РФ. - М.: Наука, 2002. - 208 с., ил.
5. Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы / Учебное пособие. - М.: Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой, 2003. - 55 с.
6. Крылова Ю.П. Игры и развлечения горожан // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. - М.: Библиогр., 2000. - 337 с.
7. Ле Гофф Ж. Герои и чудеса Средних веков / Жак Ле Гофф; Пер. с франц. Д. Савосина. - М.: Текст, 2011. - 220 [4] с.
8. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Перев. С франц. С.В. Чистяковой и Н.В. Шевченко под ред. В.А. Бабинцева. 2-е изд., испр. - Екатеринбург.: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 328 с.
9. Пауэр Э. Люди Средневековья / Пер. с англ. Е.В. Ламановой. - М.: ЗАО Издательство Центрополиграф, 2010. - 223 с.
10. Петрушенко Л.А. Повседневная жизнь средневековой Европы. - М.: Молодая гвардия, 2012. - 367 с.: илл.
11. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха / В.Я. Пропп. - М.: Искусство, 1976. - 183 с.
12. Рутенбург В.И. Городская культура: Средневековье и начало Нового времени. - Л.: Наука, 1986. - 280 с.
13. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Сост., предисл. И пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 416 с.
14. Хёйзинга Й. Осень Средневековья: Соч. в 3-х тт. Т. 1.: Пер. с нидерланд. Вступ. Ст. и общ. ред. В.И. Уколовой. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 416 с.
15. Шкрабов А.М. Карнавал и гуляния. - М.: Профиз-дат, 1960. - 158 с.
16. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI - XIII веков. - М.: «Искусство», 1978. - 175 с.
17. Ястребицкая А.Л. Культура и общество в Средние века и ранее Новое время. - М.: ИНИОН, 1998. - 320 с.