Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственная информационная политика – комплекс мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Государственная информационная политика – это сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение конструктивного диалога между ними. С помощью информационной политики государство может воздействовать на сознание людей для достижения общественно полезных целей, для достижения политических целей.
Весной 2019 года в Мадриде (Испания) прошел второй ежегодный саммит по информационной безопасности Panda Security Summit 2019, который подчеркнул основные направления действий для компаний и организаций всех видов, стремящихся адаптировать свою информационную безопасность для защиты своих окружений от новых кибер–атак. В этом смысле стратегии охоты за угрозами Threat Hunting играют все более важную роль при формировании процессов безопасности, т.к. они влияют не только на обнаружение, но также на анализ, формулирование гипотез и их решение даже до того момента, как угроза сможет материализоваться, а также включение полученных шаблонов в модель обнаружения. Кроме того, эксперты также подчеркнули, что прогнозирование и генерация знаний являются ключевыми факторами, позволяющими противостоять новым принципам работы кибер–злоумышленников. В этом случае как никогда ранее необходимо применять политики нулевого доверия (zero trust).
Информирование населения о вопросах местного и государственного значения в настоящее время является недостаточным. Это обосновано, в том числе, неэффективной информационной политикой муниципальных образований. Грамотная и активная информационная политика муниципальных образований может не только повысить престиж и эффективность этого государственного органа, доверие к этому органу, она может стать шагом на пути к становлению гражданского общества нового уровня, повысить эффективность этого общественного института. Важно найти такие способы и методы подачи информации общественности, которые смогут оказать влияние даже на пассивную часть населения. Именно эта часть населения муниципального образования чаще всего не осведомлена о работе органов муниципальных образований, и иногда даже не представляет зачем они нужны.
В 2017 году Испанская ассоциация по развитию информационной безопасности (Испанский Форум ISMS), состоящая из более чем 150 организаций сектора высоких технологии (среди которых S21sec, McAfee, HP) и научных центров, создала так называемую печать кибербезопасности, которая юридически имеет форму сертификационного знака.
Это своего рода штамп качества, охватывающий разные технические аспекты, такие как программная безопасность, политика обновления, удаленный доступ для проверок, защищенность канала связи и наличие гарантий безопасности на весь срок использования продукта. Для получения печати кибербезопасности производитель должен оценить себя через техническую форму и пройти проверку ISMS. Целью инициативы является выход печати кибербезопасности на европейский уровень в качестве единого стандарта информационной безопасности.
Объектом исследования является информационная политика.
Предметом исследования является особенности информационной политики Испании.
Целью исследования является рассмотрение информационной политики Испании на современном этапе.
Задачи исследования:
– рассмотреть теоретические аспекты информационной политики
– выявить особенности информационной политики Испании на современном этапе.
Методологической основой исследования послужил анализ показателей, группировки, сравнение, наблюдение, а также общенаучные методы: диалектический, логический, системного анализа, индукции и дедукции, аналогии, так и частно–научные методы: структурно–функциональный, сравнительный.
Теоретической основой исследования являются ведущие принципы государственного управления, информационной политики, изложенные в отечественных и зарубежных ученых и специалистов. Нормативно – правовая база исследования представлена законодательными актами Испании.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты информационной политики государства
1.1. Понятие информационной политики
У понятия информационная политика есть несколько интерпретаций. Сама информационная политика также подразделяется на две составляющие: государственная и негосударственная информационная политика. Так как в объекте нашего исследования заявлена информационная политика муниципальных образований (или органов местного самоуправления), то остановимся на государственной информационной политике (местный уровень власти является одним из уровней организации государственной власти РФ, если смотреть вертикальную организацию власти, поэтому целесообразно будет рассматривать информационную политику органов местного самоуправления в контексте с государственной информационной политикой).
Российский учёный, профессор В.Д. Попов даёт такую интерпретацию информационной политики, если учитывать, что её сущность выражается через категорию «информационная власть»: информационная политика – это способность и возможность субъектов политики оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность в интересах государства и гражданского общества с помощью информации.
Он также отмечает, что государственная информационная политика должна удовлетворять, защищать интересы государства, власти в той степени, в какой государство реализует и защищает интересы гражданского общества, личности. Объектом информационной политики является информационная сфера жизни общества. Информационная сфера включает множество элементов: информация, информационная инфраструктура, субъекты, осуществляющие сбор, формирование, распространите и использование информации, системы регулирования возникающих при этом общественных отношений и др.
Информационная политика предполагает осуществление сбора, формирования, анализа, распространения и использования информации в интересах личности, общества и государства в целом. В проводимом исследовании будет рассматриваться распространение и использование информации более детально, чем остальные аспекты. Также стоит сказать, что особый упор сделается на каналы распространения информации органов местного самоуправления и содержание самой информации, которая распространяется этими органами. Всё тот же В.Д. Попов отмечает, что для обеспечения стабильности в обществе требуется доверие к основным институтам власти и социальным группам не ниже 40%. Это доверие можно обеспечить в том числе с помощью грамотного информирования населения о деятельности власти.
Информационные процессы, которые являются частью информационной политики, – комплексное универсальное средство формирования мотивации поведения людей в любой сфере в зависимости от поставленной цели. В настоящее время требуется мотивация части населения в целях становления гражданского общества на новый этап, в целях обеспечения благосостояния населения. К примеру, для России информационная политика является средством и условием развития гражданского общества, важнейшим инструментом построения конструктивного диалога государства и гражданского общества, власти и народа.
Отметим, что органы местного самоуправления являются частью гражданского общества, хотя их можно считать также представителями власти, которые выбираются народом на муниципальных выборах. Но и отнесение органов муниципальных образований к гражданскому обществу не отменяет важности информационной политики для развития государства и общества. Благосостояние населения непосредственно связано с социальной функцией государства.
Социальная функция государства проявляется и через социальную функцию информационной политики. Социальная функция уже была затронута в упоминании о влиянии на гражданское общество, но стоит сказать и о значимости информационной политики в сохранении национальных интересов, в сохранении духовной жизни общества населения.
Таким образом, информационная политика органов муниципальных образований (местного самоуправления) – это часть, хоть и небольшая, информационной политики государственных органов. Информационная политика выполняет роль формировщика общественного мнения, в том числе взглядов на эффективность функционирования власти, отношение к ней. Информационная политика помогает выстроить конструктивный диалог между властью и гражданским обществом. Результаты деятельности органов
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Устав Организации Объединенных Наций» (Принят в г. Сан–Франциско 26.06.1945)// «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами», Вып. XII, – М., 1956, с. 14 – 47
2. «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496–ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994
3. Конституция Испании, ст. 18 (Constitución Española, 1978, art. 18) – режим доступа https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/profile/ES
4. Органический закон 15/1999 от 13 декабря «О защите персональных данных» (Ley Orgánica de Protección de Datos de Carácter Personal), сокращенно LOPD – режим доступа https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/profile/ES
5. Закон 7/1985 от 2 апреля «Основы местного режима» (Ley 7/1985, de 2 de abril, reguladora de las Bases del Régimen Local) – режим доступа https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/profile/ES
6. Закон 34/2002 от 11 июля «О службах информационного общества и электронной торговли» (Ley 34/2002, de 11 de julio, de servicios de la sociedad de la información y de comercio electrónico) – режим доступа https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/profile/ES
7. Баринов С.В. О правовом определении понятия «информационная безопасность личности» // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 4. С. 97 – 105.
8. Баранов А.П. Можно ли защитить в «облаке» конфиденциальную информацию / А.П. Баранов // Системы высокой доступности. 2012. N 8. С. 12 – 15.
9. Велиева Г.М. Защита свободы информации в практике Европейского суда по правам человека // Современное право. 2014. N 4. С. 159 – 164.
10. Долинская В.В. Источники права и официальные информационные ресурсы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 10. С. 3 – 10.
11. Ефремова М.А. Информационная безопасность как объект уголовно–правовой охраны // Информационное право. 2014. N 5. С. 21 – 25.
12. Ефремова М.А. Социальная обусловленность уголовно–правовой охраны информационной безопасности Российской Федерации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. N 2. С. 222 – 230.
13. Жигоцкий П.Э., Чесноков Н.А. Проблемы информационной безопасности (защита от информации, распространение которой запрещается) // Российский следователь. 2015. N 4. С. 35 – 42.
14. Жарова А.К. Право и информационные конфликты в информационно–телекоммуникационной сфере: монография. М.: Янус–К, 2016. 248 с.
15. Тарасов А.М. Киберугрозы, прогнозы, предложения // Информационное право. 2014. N 3. С. 11 – 15.
16. Седых Н.С., Гшиянц Р.Э. Графическая модель социальных репрезентаций терроризма // Национальная безопасность // Nota bene. 2014. N 5(34). С. 712 – 724.
17. Испания на выходе из кризиса / Отв. ред.: П.П. Яковлев, Э.Г. Ермольева. М.: Институт Латинской Америки РАН, 2015; Испания и Португалия в эпоху глобальных трансформаций / Отв. ред. Н.М. Яковлева. М.: Институт Латинской Америки РАН, 2017.
18. Киреев В.В., Майоров В.И. Стратегия конституционного развития современной России (ценности, цели, риски) // Lex russica. 2017. N 6. С. 68 – 74.
19. Молчанов Н.А., Матевосова Е.К. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (новелла законодательства) // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 2. С. 159 – 165.
20. Саитов И.А., Миронов А.Е., Королев А.В. Противодействие кибертерроризму – важнейшая задача обеспечения информационной безопасности // Вестник национального антитеррористического комитета. 2012. N 2. С. 78 – 79.
21. Смородина О.С. Исторические особенности развития конституционных идей в России // Проблемы права. 2012. N 1.
22. Сухаренко А.Н. Законодательное обеспечение информационной безопасности в России // Российская юстиция. 2018. N 2. С. 2 – 5.
23. Терещенко Л.К., Тиунов О.И. Информационная безопасность органов исполнительной власти на современном этапе // Журнал российского права. 2015. N 8. С. 100 – 109.
24. Цибуля А.Н., Гордин В.А. К вопросу о состоянии информационной безопасности государства в условиях современных вызовов и угроз // Военно–юридический журнал. 2014. N 3. С. 20 – 24.
25. Чеботарева А.А. Информационная политика России в обеспечении информационной безопасности личности: история и современность // История государства и права. 2015. N 24. С. 24 – 28.
26. Чеботарева А.А. Правовое обеспечение информационной безопасности личности в глобальном информационном обществе // Юридический мир. 2016. N 8. С. 63 – 66.
27. Lazarsfeld P. The varied sociology of Paul F. Lazarsfeld / P. Lazarsfeld. – New York: Columbia University Press, 1982. – р. 74
28. Lamb, Ch. J. The Impact of Information Age Technologies on Operations Other than War / G. S. Lamb. – Washington, 1997. – 278 p.
29. Turkay Henkoglu and Ozgur Kulcu Evaluation of Conditions Regarding Cloud Computing Applications in Turkey, EU and the USA // 4th International Symposium on Information Management in a Changing World, IMCW 2013, Limerick, Ireland, September 4 – 6, 2013. Revised Selected Papers.
30. Fu X.W. Analysis of the Security Issues in Cloud Computing Mode. Computer CD / X.W. Fu // Software and Applications 5, 106 – 107 (2012).
31. Cloud computing security risks and opportunities for SMEs // European Union Agency for Network and Information Security. April 2015.
32. Incident Reporting for Cloud Computing Published: December 9, 2013. Authors: Marnix Dekker, ENISA, Dimitra Liveri, ENISA, Matina Lakka, ENISA // URL: https://www.enisa.europa.eu/publications/incident–reporting–for–cloud–computing.
33. Cloud Security Guide for SMEs // URL: https://www.enisa.europa.eu/activities/Resilience–and–CIIP/cloud–computing/security–for–smes/cloud–security–guide–for–smes.
34. ISO/IEC 27017 – Code of practice for information security controls based on ISO/IEC 27002 for cloud services // URL: https://www.iso.org/standard/43757.html.
35. Официальный сайт Агентства по защите данных (La Agencia Española de Protección de Datos). – режим доступа Web–сайт: www.agpd.es
36. Информационный портал – режим доступа https://espanarusa.com/ru/news/article/611639