Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В мировом порядке в настоящее время преобладают два основных течения, первое из которых считает необходимым укрепление экономических и политических позиций значительного числа государств и становление на этой основе многополярного мира, второе – определяет попытки создать монополярный мир при доминировании в международном сообществе развитых запад-ных стран во главе с США. Процессы, происходящие сегодня в России и вокруг неё, в значитель-ной степени определяют содержание безопасности общества, государства и граждан нашей страны. Данные процессы не могут оставаться вне внимания политического руководства нашей страны, законодательных, исполнительных, судебных и правоохранительных органов, а также всех государственных институтов и учреждений.
Динамичные изменения мировой геополитической ситуации, активизация международного терроризма и российская борьба с ним, международное положение России под влиянием внешнего санкционного давления, негативные факторы внутреннего социально-экономического развития страны ставят перед всеми органами государственной власти актуальную задачу разра-ботки эффективных мер, направленных на практическое разрешение ключевых проблем обес-печения национальной безопасности.
При этом новые угрозы российскому обществу и государству предъявляют принципиально иные требования и к системе обеспечения национальной безопасности, которая должна обладать свойством не только быстрого реагирования на возникающие угрозы, но и потенциалом для их предотвращения. Вопросы теории и практики, связанные с национальной безопасностью при-обретают в современных условиях особую актуальность в связи со следующими обстоятель-ствами.
Во-первых, проблема обеспечения национальной безопасности на данный момент представля-ется для России одной из ключевых, являясь, по сути, как условием, так и целью проведения реформирования во всех сферах государственной и общественной жизни. Содержание прово-димых преобразований в данной сфере, прежде всего, должно быть подчинено обеспечению и всестороннему укреплению суверенитета России, сохранению территориальной целостности и финансовой независимости страны несмотря на попытки внешнего вмешательства во внутрен-ние дела страны.
Во-вторых, складывающаяся в мире ситуация характеризуется наличием «очагов напряженно-сти», распространением международного терроризма («Исламское государство», организация запрещена в России), желанием межгосударственных коалиций реализовать свои геополитиче-ские планы за счет других государств, нерешенными социальными и экономическими пробле-мами отдельных стран.
В Российской Федерации существует необходимость определить ориентиры системы безопас-ности как правового явления, изучить международный опыт с правовых позиций и реализовать его в процессе совершенствования законодательства о национальной безопасности.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости фундаментального, системного по свое-му характеру и концептуального по содержанию исследования широкого комплекса вопросов, относящихся к проблеме реализации стратегии национальной безопасности, их осмысления с таких теоретико-методологических позиций, которые обеспечивали бы максимально широкое видение соответствующей проблематики, что определяет актуальность темы курсовой работы.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и сущность национальной безопасности;
2. изучить особенности государственно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
3. проанализировать проблемы и направления совершенствования национальной безопасности Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере обес-печения национальной безопасности Российской Федерации. Предметом исследования высту-пают политические и правовые компоненты, определяющие как содержание, так и регламента-цию деятельности по реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федера-ции.
Теоретической базой исследования явились труды отечественных ученых Арзамаскина Н.Н., Ба-ева В.Г., Величко A.M., Дроздовой A.M., Кардашовой И.Б., Комарова С.А., Марукова А.Ф., Мокро-го B.C., Морозовой Л.А., Мальцева В.А., Прохожева А.А., Пчелинцева СВ., Райгородского В.Л., Хабибулиной Н.И., Харитонова А.Н. и др., аналитические материалы по системе и структуре национальной безопасности в периодической печати и сети Интернет.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования – работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованных ис-точников.
1. Теоретические основы национальной безопасности
1.1 Понятие и сущность национальной безопасности
В отечественном законодательстве используются термины: «безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность», «национальная безопасность». Так, в Конститу-ции РФ – основном законе страны, фигурируют термины «безопасность государства» и «государ-ственная безопасность». При этом, понятие «безопасность государства» не тождественно поня-тию «государственная безопасность». Безопасность государства более широкое понятие, пред-полагающее не только выявление, предупреждение и устранение угроз безопасности (что ха-рактерно для обеспечения государственной безопасности), а также противодействие их источ-никам, но и целенаправленную деятельность по обеспечению устойчивого развития государ-ства, укреплению его экономического, политического, духовного, оборонного, научно-технического и т.п. потенциала.
В Федеральном законе «О безопасности», понятие «безопасность» признается тождественным понятию «национальная безопасность» и включает в себя безопасность государства, обществен-ную безопасность, экологическую безопасность, безопасность личности, иные виды безопасно-сти, предусмотренные законодательством РФ [2].
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации понятие национальной без-опасности определяется как — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации6.
В первую очередь, национальная безопасность представляет собой систему комплексного обес-печения защищенности в области обороноспособности, общественной, экономической, инфор-мационной, экологической, транспортной, энергетической безопасности, а также безопасности личности.
Существуют различные трактовки политической безопасности:
1. Первая трактовка предполагает сохранение существующего конституционного строя, полити-ческой и социальной стабильности.
2. Вторая трактовка предусматривает отстаивание демократических ценностей, народовластия.
3.Третья трактовка рассматривает возможность не использование
Политическая безопасность занимает главное место в общей системе Национальной Безопасно-сти.
Отсюда следует вывод, что процесс обеспечения национальной безопасности рассматривается законодателем через призму национальных интересов общества. Согласно Стратегии нацио-нальной безопасности угроза национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам.
Согласно Стратегии, одним из национальных интересов Российской Федерации на долгосрочную перспективу является укрепление национального согласия, политической и социальной ста-бильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодей-ствия государства и гражданского общества.
Вопрос укрепления национального согласия является одним из самых необходимых условий су-ществования национальной безопасности.
Российская Федерации – самая многонациональная и многоконфессиональная страна в мире, имеющая самую большую территорию. Данные обстоятельства указывают на необходимость достижения национального согласия путем консолидации общества[5].
В современном объяснении национальная безопасность Российской Федерации – состояние за-щищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан России, достойные каче-ство и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная це-лостность, устойчивое социально-экономическое развитие8. Национальная
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.12. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – № 7 (21 янв.) или [Электронный ресурс].
2. О безопасности: Федеральный закон от 28 дек. 2010 г. № 390-Ф3 (в ред. от 5 окт. 2015 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Феде-рации» // Правовая информационная система «Консультант-Плюс» (ред. от 25.07.2014)
4. Указ Президента РФ от 07.06.2004 N 726 «Об утверждении Положений о Совете Безопас-ности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федера-ции» (ред. от 06.05.2011) // Правовая информационная система «Консультант-Плюс».
5. Белобородов В.А. Совет Безопасности как структурная единица механизма государствен-ной безопасности // Пятый Пермский международный конгресс ученых-юристов. Пермь, 2014. С. 44-45.
6. Залещанский, Б.Д. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций. Учеб-но-методическое пособие / Б.Д. Залещанский. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 224 c.
7. Зеленков, М.Ю. Основы теории национальной безопасности: Учебник. / М.Ю. Зеленков. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 295 c.
8. Зубков, А. И. Геополитика и проблемы национальной безопасности России / А.И. Зубков. - М.: Юридический центр, 2015. - 849 c.
9. Карабущенко П.Л. Политические элиты и проблемы национальной безопасности // Госу-дарственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2015. – № 3. – С. 91-97.
10. Кузнецов, Ю. Введение в теорию национальной безопасности. Проблемы безопасности русского народа и современность / Ю. Кузнецов, В. Никольский. - М.: Верный, 2014. - 808 c.
11. МельниковВ.И. Совет Безопасности РФ в государственной системе обеспечения нацио-нальной безопасности Российской Федерации. М., 2015.
12. Отмахова Н.Н. Конституционно-правовой статус Совета Безопасности Российской Феде-рации // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Томск, 2017. С. 120-121.
13. Павлов Д. Б. Совет Безопасности России как основной субъект правового регулирования экономической безопасности // Экономика и право. XXI век. 2015. № 1. С. 25- 32.
14. Пономаренко Я.А. Роль Совета Безопасности России в реализации государственной поли-тики в области обеспечения безопасности // Социально-экономические исследования, гумани-тарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. № 11. С. 120-124.
15. Официальный веб-сайт Совета Безопасности Российской Федерации // http://www.scrf.gov.ru/council/composition/ (26.05.2019) 47-88.