Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Существующие законы экономики с рыночным типом ведения бизнеса диктуют современным предприятиям необходимость в своевременном финансовом анализе деятельности.
Основной целью, которую преследует любой хозяйствующий субъект, является получение прибыли, что непосредственно связано с необходимостью давать реальную оценку финансового состояния, как своей организации, так и ее потенциальных конкурентов. Это позволяет обеспечить финансовую стабильность предприятия в современных условиях и дает возможность разрабатывать стратегическую политику развития в будущем.
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что анализ и оценка эффективности показателей рентабельности крайне необходимы для принятия своевременных управленческих решений с целью повышения эффективности работы предприятия.
Целью данной работы является анализ понятия рентабельности предприятия и разработка рекомендаций по ее повышению на примере ООО «РУСАЛ».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы процесса управления рентабельностью предприятия;
- проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую финансовый учет на предприятии;
- определить особенности функционирования выбранного предприятия;
- провести анализ основных показателей рентабельности предприятия;
- предложить пути совершенствования деятельности предприятия, направленные на повышение его рентабельности.
Объектом исследования данной работы является акционерное общество «РУСАЛ».
Предметом исследования выступают понятие рентабельности и ее нормы.
При выполнении работы использовались следующие источники: научная и учебная литература, материалы периодической печати, нормативные документы, статистические данные, отчетность предприятия, Интернет-ресурсы.
Работа состоит из ведения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕФИНИЦИИ «РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ»
1.1 Сущность рентабельности, ее виды
Обобщающим результатом хозяйственной жизни предприятия и источником его финансовых накоплений и формирования резервных фондов является прибыль. В различной научной и учебной литературе приводится множество различных доводов, характеризующих роль прибыли как показателя, который выражает достигнутый эффект работы предприятия, позволяет сформировать долгосрочные цели развития хозяйственной деятельности организации, выступает стимулом к повышению результативности работы, основой расширения производства.
Но для подведения итогов эффективности работы организации использовать только прибыль недостаточно. Для этого необходимо использовать показатель рентабельности, то есть сопоставление прибыли с фондами, с помощью которых она сформирована.
Для того чтобы наиболее полно раскрыть экономическую сущность понятия «рентабельность» в первую очередь необходимо дать определение этой категории. В научной и учебной литературе даются различные формулировки данного понятия. Рассмотрим некоторые из них.
В современном экономическом словаре Б. А. Райзберга представлено следующее определение рентабельности: «Рентабельность характеризует конечный хозяйственный результат деятельности за определенный период и определяется величиной полученной прибыли в сравнении с размерами вложений (расходов) в основные и оборотные средства»[15].
Такого же мнения придерживается Е. С. Стоянова, которая характеризует определение рентабельности как «показатель экономической эффективности производства в организациях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов» [19], то есть рентабельность несет в себе получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов.
Близкой к вышеуказанной точке зрения следует отнести определение, данное Н. П. Любушиным, рентабельность – это «относительный показатель, определяющий размер прибыли, приходящейся на один рубль используемых ресурсов» [18].
Характеристика рентабельности, данная И.Я. Лукасевичем, согласно которой «показатели рентабельности являются комплексными и дают общую оценку эффективности ее деятельности, а также принятых менеджментом решений» [12, с.175], определяет рентабельность с точки зрения финансового менеджмента, т.е. показывает эффективность не только деятельности организации, но так же и принятых ее руководством решений.
Понятие рентабельности, происходящее от немецкого «Rentabel», что переводится как «рентабельный, доходный, прибыльный, выгодный, самоокупающийся», или от слова «рента», что в буквальном смысле означает «доход», приведено в русско-немецком словаре А.А. Лепинга.
Г. В. Савицкая отмечает, что «рентабельность является относительным показателем, который определяет доходность бизнеса» [7]. На основе показателей рентабельности, по мнению автора, можно определить эффективность деятельности предприятия, уровень доходности от различных направлений деятельности и использованных ресурсов, а также в более полном объеме получить информацию об окончательных результатах хозяйственной деятельности.
Изучив точки зрения различных авторов, можно дать определение рентабельности, как показателя, характеризующего, с какой эффективностью используются все доступные предприятию ресурсы, такие как денежные, трудовые, материальные и природные. Поэтому рентабельность можно назвать инструментом управления эффективностью предприятия. Чем выше коэффициенты рентабельности, тем результативнее используются ресурсы предприятия.
Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к ресурсам, активам или потокам, входящим в ее состав, и выражается как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.
Общая формула рентабельности (формула 1) выглядит следующим образом:
Рентабельность = Прибыль / Объект рентабельности, (1)
где Прибыль - выраженная в денежных единицах;
объект рентабельности - ресурс, относительно которого определяется эффективность.
Доходность предприятия, можно оценить при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. С помощью абсолютных показателей выражается прибыль, и измеряется в стоимостном выражении, т.е. в рублях.
Относительные показатели характеризуют рентабельность измеряются в процентах или в виде коэффициентов. Величина прибыли в большей степени подвержена влиянию инфляции, чем показатели рентабельности, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и вложенных средств (капитала), либо прибыли и затраченных ресурсов (расходов). Нерентабельная деятельность - это деятельность, не приносящая прибыли. Отрицательная рентабельность означает, что деятельность предприятия убыточна.
Основные показатели рентабельности (разновидности рентабельности) приведены в таблице 1.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Запольских Ю.А., Шайхутдинова Н.А. Развитие рынка пластиковых карт в России. В сборнике: Мировое сообщество: проблемы и пути решения Уфимский государственный нефтяной технический университет. Уфа,2010. С.90-92.
2. Ковалев В. В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью. Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2016. – 338 с.
3. Шайхутдинова Н.А., Запольских Ю.А. Применение эффективной методики управления процентным риском в коммерческом банке. В сборнике: Мировое сообщество: Уфимский государственный нефтяной технический университет. Уфа,2010. С.71-79.
4. Шайхутдинова Н.А. Особенности управления дебиторской задолженностью в современных условиях. В сборнике: Актуальные проблемы науки и техники Сборник трудов 2 Международной научной конференции молодых ученых. 2010. С.155-156.
5. Шайхутдинова Н.А. Построение системы управления дебиторской задолженности на предприятии. В сборнике: Актуальные проблемы науки и техники Сборник трудов 2 Международной научной конференции молодых ученых. 2010. С.56-57.
6. Илышева Н.Н., Крылов С.И. Анализ финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 2015, 368 с.
7. Синянская Е.Р., Баженов О.В. Основы бухгалтерского учета и анализа. Учебное пособие – Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 2014, 267с.
8. Волков, И.М. Финансовый анализ/ Волков И.М. - М.: Проспект, 2013. – 574 с.
9. Гиляровская, Л. Т. / Экономический анализ: учебник для вузов / Л. Т. Гиляровская. 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 616 с.
10. Ефимов Г.И. / Основы менеджмента в современных условиях. / Г.И. Ефимов, В.Г. Круцко, К.Г. Нахапетян, В.А. Переходченко. - Москва: Спутник+, 2016. - 374 с.
11. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2012. – 320 с.
12. Заяц Н.Е. / Финансы предприятий: учебное пособие / под общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. - 3-е изд., испр. - Минск: Высш. школа, 2016. - 528 с.
13. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента - М.: Финансы и статистика, 2013. -153с.
14. Коваленко, О.Г. Теоретические основы финансового менеджмента / О.Г. Коваленко, Н.В. Колачева // Вестник НГИЭИ. - 2015. - №1. – С.25-29.
15. Колб, Р. Финансовый менеджмент: Учебное пособие/ Колб Р., Родригес Р. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2013. – 304с.
16. Кочкин М.П. / Налоговый учет / Под общ. ред. М.П. Кочкина. М.: Вершина, 2014. - 400 с.
17. Лепинг А. А. Русско-немецкий словарь / А. А. Лепинг - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1954. - 568 с.
18. Любушин Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие вузов / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. - 471 с.
19. Любушин, Н. П. Экономический анализ: учебное пособие 3 - е изд. перераб. и доп. / Н. П. Любушин. - М.: Юнити, 2012. - 576 с.
20. Никитина, Н.В. Финансовый менеджмент/ Никитина Н.В. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. -571 с.
21. Погорелова М. Я. Экономический анализ: теория и практика: Учебное пособие / М.Я. Погорелова. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 290 с.
22. Поляка Г.П. Финансовый менеджмент: Учебник / Г.П. Поляка - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. - 527 с.
23. Приходько Е. А. Краткосрочная финансовая политика: Учебное пособие / Е.А. Приходько. - М.: НИЦ Инфра-М, 2014. - 332 с.