Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДОО) предполагает создание условий формирования личности каждого ребенка, поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, обеспечение возможности выбора детьми видов активности, материалов и участников деятельности [1].
Одним из видов деятельности дошкольников, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие, является музыкальная деятельность, в совокупности ее разновидностей (пение, музыкально-ритмические движения, восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, игры на музыкальных инструментах).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, образовательная деятельность осуществляется в совокупности компонентов, одним из которых является самостоятельная музыкальная деятельность детей, а решение образовательных задач обеспечивается содержанием создаваемой педагогом предметно-пространственной среды.
Одним из условий самостоятельной музыкальной деятельности у дошкольников является насыщенная предметно-пространственная среда дошкольной организации.
Музыкально-игровая среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности в музыкальном воспитании. Насыщенная музыкально-игровая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Во многих исследованиях (О.В. Дыбиной [12], В.В. Щетининой [29] и др.) предметно-пространственную среду определяют, как дидактически организованное пространство, в котором ребенок может проявить себя в реализации содержания деятельности, с учетом сформированного субъектного и субъективного опыта.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами [1]. Ее задачи: обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей); обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам; получение и закрепление знаний о музыке; развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Содержание музыкально-игровой среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Проблема формирования музыкально-игровой среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний (В.А. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгером, П.И. Пидкасистым, Ю.К. Бабанским, В.А. Сластениным и др.), однако на современном этапе она нуждается в более подробном, системном управленческо-педагогическом изучении, особенно в плане организации среды в разных возрастных группах.
Объект исследования: музыкально-игровая среда в образовательной организации.
Предмет исследования: организация музыкально-игровой среды в образовательной организации.
Цель исследования: рассмотреть историографию изучения музыкально-игровой среды в современной образовательной организации.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования музыкально-игровой среды в образовательной организации;
- охарактеризовать формирование музыкально-игровой среды для детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение; беседа.
Теоретическая значимость: анализ, переработка и изучение методического материала по организации музыкально-игровой среды в разных группах.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические аспекты формирования музыкально-игровой среды в образовательной организации
1.1 Функции и требования к формированию музыкально-игровой среды в образовательной организации
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется Федеральным государственным образовательным стандартом как организованное жизненное пространство. Оно способно социально и культурно обеспечить становление дошкольника. Творчески развить ребенка и актуальные потребности удовлетворить. Помогает ребенку в развитии его способностей [1].
В современных педагогических словарях развивающая предметно-пространственная среда определяется как система условий. Они обеспечивают всю многогранность развития детской деятельности и личности ребёнка, его полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие. Развивающая предметная среда – в деятельности ребёнка это система материальных объектов. Она успешно выполняет функцию моделирующую содержание как духовного, так и физического развития дошкольника. Единство социальных и предметных средств предполагает обогащённая среда. Она обеспечивает разнообразную деятельность ребёнка [22, с.240].
Под предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами [12, с.220].
Самостоятельная музыкальная деятельность детей предполагает необходимость создания в группе предметно-пространственной среды, обеспечиваются необходимые условия для реализации детьми активности в различных видах музыкальной деятельности [27,с.160].
Рассмотрим ряд понятий, значимых для исследования проблемы организации предметно-пространственной развивающей среды: «предметно-пространственная среда», «развивающая среда». На сегодняшний день существуют различные подходы к определению понятия «предметно-пространственная среда».
По мнению Е.В. Юшкова: «Предметная развивающая среда - это:
-система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами» [20, с.396].
В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, в ней развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувств уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявлен
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 T.N 1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N30384.
2. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Мамедова Ж.С. Анализ общественного мнения о состоянии дошкольного образования в России // Научно-публицистическая газета Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации «Горизонты современного образования». 2013. № 11 (74). С. 2-3.
3. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Мамедова Ж.С. Стандарт дошкольного образования: детство ради детства // Научно-публицистическая газета Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации «Горизонты современного образования». 2013. № 12 (75). С. 2-4.
4. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин. — М.: Академия, 2004.336 с.
5. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2015. №4. С. 37-42.
6. Белякова А. В. Музыкальная предметно-развивающая среда ДОО // Музыкальный руководитель. 2016. № 6. С. 14-15.
7. Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. М.: Сфера, Речь, Образовательные проекты, 2014. 160 c.
8. Виноградова И.А. Предметно-пространственная среда: требования ФГОС, потребности и возможности образовательной организации//Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет; редакционный совет: Ж.В. Афанасьева, С.Л.Белых, И.В. Егоров, О.И. Ключко, В.А. Кривова, Л.И. Ларионова, Т.А. Павленко, В.М. Поставнев, И.В. Поставнева, А.И. Савенков, С.Н. Толстикова, А.А. Чекалина, О. А. Шаграев. 2015. С. 12-16.
9. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в детском саду: современный взгляд на проблему / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская // Детский сад от А до Я. - 2010. - № 3. - С.4-14
10. Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская. М.: Просвещение, 2013. 176 c.
11. Дуденкова М. В. Особенности организации развивающей предметно-пространственной здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11390/ (дата обращения: 17.06.2019).
12. Дыбина О.В. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты // Вектор науки ТГУ. Тольятти, 2014. № 1. С. 220-223.
13. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. 96 с.
14. Каратаева Н.А., Крежевских О.В. Развивающая предметно-пространственная среда: мифы и реальность // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5.
15. Кобалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977. - 256с.
16. Кондрашова Н. В. Основные подходы и принципы построения предметно-развивающей среды в детских садах в условиях стандартизации дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 31. С. 931–935.
17. Комиссарова Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. М.: Просвещение, 2012. 144 c.
18. Конкевич С. В. Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребенком. Советы музыкальным руководителям (подготовительная группа) / С.В. Конкевич. М.: Детство-Пресс, 2015. 406 c.
19. Матвиенко Е. Ю. Музыкальная предметно-развивающая среда ДОО // Музыкальная палитра. 2013. № 1. С. 9-12.
20. Медведева К. А., Нарышкина А. В. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2015. С. 93-95.
21. Мерзлякова С. И. Самостоятельная музыкальная деятельность/ С. И. Мерзлякова // Музыкальный руководитель. 2014. № 2
22. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. М.: Центр «Дошкольное детства» им. А.В.Запорожца, 2015. 254 с.
23. Рыжова Н. А. Организация развивающей среды дошкольных учреждений: из опыта работы / Н.А. Рыжова. - М.: Линка - Пресс. 2015. - 192 с.
24. Рытов Д. А. Домашний оркестр для веселого праздника. Мастерим и играем. - СПб. [и др.]: Питер, 2017. 144 c.
25. Сафина Л. В., Чумаченко С. В. Музыкально-игровая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО // Молодой ученый. 2018. №13.1. С. 54-59.
26. Сучкова И. М. Музыкальное развитие детей. 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». М.: Учитель, 2011. 564 c.
27. Тютюнникова, Т. Э. Под солнечным парусом, или Полёт в другое измерение: учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения / Т. Э. Тютюнникова. — СПб.: Музыкаль ная палитра, 2008. - 68с.
28. Фирилёва Ж. Е. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. М.: Лань, Планета музыки, 2016. 160 c.
29. Щетинина В.В. Развивающая среда как условие делового сотрудничества детей в самостоятельной деятельности // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 20-21 апреля 2012 г. 107 Часть 1. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова; ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова. Ульяновск: УлГУ, 2012. С.396-400
30. Юшкова Е. В. Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2016. С. 240-243.