Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня государство представляет собой агента, в компетенции которого входит регулирование национальной экономической системы. Государственные решения влияют на развитие процессов в экономике. Поэтому как конкретные решения, принимаемые государством, так и политики в целом – это объект пристального внимания разных наук. В области изучения находятся такие темы, как содержание мер государственного регулирования, оценка их соответствия условиям рынка и факторы, которые определяют итог их воплощения.
Целью данной работы является рассмотрение механизма принятия решений в государственном управлении РФ.
Задачи, поставленные нами:
1) Рассмотрение теоретических основ принятии управленческих решений;
2) Анализ специфики управленческих решений в государстве РФ;
3) Описание проблем в реализации решений государственного управления.
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что многие вопросы, пересекающиеся с конкретизацией эффективности направленного вмешательства государства в экономику, до сих пор не решены.
На сегодня огромное число исследований лимитирует область интереса науки этапом реализации решений государством воздействием на систему экономики. При этом подготовительные этапы и этапы утверждения остаются без должного внимания. Как итог, наблюдается недостаточная разработанность теоретической и методологической основы, которая бы делала возможным применение механизма принятия государственных решений.
Рассматриваемые вопросы имеют огромное значение для анализа прикладных вопросов работы механизма принятия государственных решений, так как это пересекается с другими группами партий и фракциями в представительных органах власти. Также важно иметь представление об экономическом анализе специфики процедур принятия решений, от которых зависит реализация индивидуальных и коллективных интересов.
Понятие «принятие решение» сегодня имеет несколько трактовок. С одной стороны, это утверждение, при помощи которого государственные решения становятся реальными в форме нормативных актов. С другой стороны, принятие государственных решений – это всегда процесс связанных между собой этапов – от целеполагания до реализации.
Как считает Е. П. Голубков, управленческие решения «представляют собой продукт сознания, разума и эмоций» [5, с. 256]. И в российской практике менеджмента часто встречаются такие результаты решений: «произошло случайно», «хотелось как лучше, а получилось как всегда» и пр.
Управленческое решение можно определить как «социально-интеллектуальное-волевое образование». Наличие воли говорит о том, что управленческое решение нацелено на достижение определенного результата, при этом затрачиваются определенные усилия. Логика также задействуется, поскольку решения должны быть взвешенными, они должны быть продуктом сознания. Если решение адресовано другим людям, то предполагается, что оно имеет социальный аспект.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность управленческой деятельности и принятия решений
В управлении все осуществляется при помощи действий, когда практически умственный, эмоциональный и физический потенциал применяется непосредственно на практике.
Основными чертами, которые влияют на управленческую деятельность, являются:
1) Интеллектуальные особенности. Здесь подчеркивается важность мышления, знаний, опыта, навыков творчества и пр. при принятии управленческого решения;
2) Взаимосвязь с информацией;
3) Социально-психологические особенности;
4) Коллективная деятельность [2].
Обязательными ориентирами для управленческих действий могут быть:
1) Синтез потенциала людей и ресурсов, соответствующий мировым стандартам, технологиям и пр. Важно, чтобы этот процесс был качественным и эффективным;
2) Деятельность на уровне принятых норм, напряжений и результатов. Каждый человек, предполагается, трудится с полной отдачей своих способностей.
3) Соблюдение нормативов затрат времени, энергии, ресурсов, информации;
4) Установление и применение на практике стимулов и санкций за выполнение определенных норм действий и соблюдение нормативов расхода ресурсов получаемого количества и качества результатов.
В конце двадцатого века произошел огромный прорыв в обработке, хранении, фиксации информации. Возникает феномен так называемого «информационного общества». Возникают различные технологии:
1) Цели-процедуры-технические средства-действия-мотивы;
2) Цели-орудия-средства-процедуры-действия-контроль-результат;
3) Потребности-интересы-цели-решения-действия-результат;
4) Информация-знания-ресурсы-идеи-экспертные оценки-решения-действия-результат;
5) Природа-цели-функции-структура-процесс-принципы управления и т.д.
Какую из технологий выбрать - решает сам субъект управления. Но важно соблюдать следующие принципы:
1) Обязательное осуществление действий, в результате которых должен получиться запланированный результат;
2) Применение наиболее эффективных действий в управленческих действиях;
3) Применение новейших технологий и разработок.
Применение инновационных методов менеджмента часто используется в период кризиса.
Инновации помогут организации использовать новые приемы и побеждать в конкурентной борьбе. Это и было конкуренцией в эффективном смысле.
Управленческая деятельность связана с принятием решений. Если рассматривать этот вопрос в общем, решение представляет собой поиск конкретного варианта действий, процесс действия и его итог. Управленческие решения – это итог анализа, прогнозирования, оптимизации, обоснования с точки зрения экономики и выбора альтернативы из огромного количества вариантов достижения цели [21, С. 25-26].
Как полагает Л. А. Трофимова и В. В. Трофимова, управление – это целенаправленное действие и координация достижения поставленных целей. Одним из способов такого воздействия является управленческое решение. Последнее можно рассматривать как выбор альтернативы, итог деятельности управленца [20, с.127-129].
По мнению Ю. К. Прохорова, управленческое решение представляет собой один из способов действия, который управленец берет на вооружение, адаптирует его к своей должности для того, чтобы достичь задачу всей организации или компании [18, с. 63-67].
По мнению Л. И. Лукичевой, управленческое решение имеет компоненты воли и творчества самого управленца и нацелено на достижение поставленных целей. Управленческое решение базируется на знании объективных законов работы управленческих систем и анализе информации о ее состоянии [14, с. 223-225].
А.В. Кашин в управленческом решении также определяет стратегический или тактический выбор действий для достижения поставленных целей в соответствии с полномочиями и компетенциями.
Итак, управленческое решение – это итог проведения управленческим субъектом выбора конкретного варианта решения задач организационного и управленческого характера. Управленческое решение включает в себя набор взаимосвязанных действий, которые идут друг за другом. Управленческие решения нацелены на решение проблемы и устойчивое развитие управленческих систем.
На рисунке 1 мы показали этапы принятия решений.
Согласно Л. А. Трофимовой, дифференцируют 3 стадии принятия решения:
1) Осознание важности принятия решения;
2) Проектная – проектирование возможных выборов;
3) Выбор и реализация. Принятие управленческого решения [20, с.127-129].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Абалкин Л.И. О новой концепции долгосрочной стратегии / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. 2008. - №3. - С. 37—39.
2) Адлер Ю.П. Управление эффективностью и качеством: модульная программа / Ю. И. Адлер, JI.A. Конарев. М.: Изд-во гос. ун-та упр., 2010. -607 с.
3) Бочаров В.П. Теория и практика государственного предпринимательства / В.П. Бочаров, И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский. -Воронеж : Воронеж, гос. ун-т, 2013. 98 с.
4) Вайбе Т. Повышение эффективности государственного регулирования российской экономики с помощью опыта ЕС и отдельных стран-членов ЕС / Т. Вайбе Электронный ресурс. URL: http://www.recep.ru/docments.php (дата обращения: 03.05.2010).
5) Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений / Е. П. Голубков М: Дело и сервис, 2015. - 544 с.
6) Горшевин В.П. Базовая модель социально-экономического развития региона: теоретический аспект / В.П. Горшевич, Т.Н. Мызникова // Финансы и кредит. 2009. -№ 25 (361). - С. 14-19.
7) Гребнев Л. Концепция 2020: среднесрочная тактика для долгосрочной стратегии / Л. Гребнев // Вопросы экономики. 2008. - № 8. - С. 131-140
8) Давыдян Д. Е. Критерии, показатели и оценка социально-экономической эффективности: / Д. Е. Давыдян // Вопросы статистики. — 2002: • №8. - С. 73-78.
9) Иванов В.Н. Основы современного социального управления / В.Н. Иванов. М.: Аспект-Пресс, 2002. - 126 с.
10) История экономических учений: учебное пособие / под ред. B.C. Автономова, О.И. Ананьина, H.A. Макашевой. М.: ИНФРА, 2010. - 784 с.
11) Ковальчук А. Оценка эффективности управленческой деятельности: функциональные обзоры / А. Ковальчук // Отечественные записки электронная версия журнала., 2004. - №2. - URL: http://magazines.russ.rU/oz/2004/2/index-pr.html (дата обращения 23.01.2010).
12) Королев Е.А. Взаимодействие бизнеса и власти на примере политических институтов Европейского союза: автореф. дис. . канд. полит, наук / Е.А. Королев. М., 2009. - 28 с.
13) Кортунов C.B. Современная внешняя политика России: стратегия избирательной вовлеченности / C.B. Кортунов. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2016. - 591 с.
14) Лукичева Л.И. Егорычев Д.Н. Управленческие решения. – М.: Омега-Л, 2009. – 383с.
15) Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2012. – 672с.
16) Нельсон Б. Социальная политика и управление / Б. Нельсон. М.: Политическая наука, 2000. - 231 с.
17) Нуреев P.M. Россия: особенности институционального развития / Р. М. Нуреев. М.: НОРМА, 2009. - 447 с.
18) Прохоров Ю.К., Фролов В. В. Управленческие решения. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2011. – 138 с.
19) Соколов Н.Н. Разработка управленческих решений. – М.:Издательство «Спутник+», 2012. – 37 с.
20) Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения. – СПб.: СПбГУЭФ, 2011. – 190 с.
21) Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 314 с.