Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Сущность, виды, методы и этапы бизнес-планирования 5
1.1.Понятие бизнес-планирования 5
1.2.Методы бизнес-планирования 11
Глава 2. Бизнес-планирование в туризме 17
2.1.Общая характеристика бизнес-планирования в туризме 17
2.2.Подходы к бизнес-планированию в сфере туризма 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Фрагмент для ознакомления
2
. Текущие: обоснование текущих и оперативных планов и фиксация достигнутого уровня рационального использования ресурсов;
Целевые (стратегические): отражение идеального будущего состояния предприятия. Нормативы применяются для долгосрочных планов.
2. Абсолютные (например, нормативы численности работников по категориям, недельная норма рабочего времени и др.);
Относительные (например, доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, процент выплат в бюджет и внебюджетные фонды от показателей налогообложения).
3. Директивные в обязательном порядке присутствуют в плановых расчётах;
4.Рекомендательные (ориентировочные): обоснование наиболее оптимальных путей развития .
О.И. Солодухина говорит о том, что нормы и нормативы составляют часть всей экономической информации. В этой связи автор подразделяет нормы и нормативы на следующие группы: нормы затрат труда (нормы выработки, нормы времени - трудоемкость изделия, нормы обслуживания оборудования); o нормы использования материальных ресурсов (нормы расхода сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива); o нормы и нормативы использования основных производственных фондов (оборудования, транспортных средств) в натуральных показателях, а также в стоимостных .
Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия.
И.Г. Мельникова выделяет следующие виды балансового метода:
• метод материально - вещественных балансов
• метод стоимостных балансов
• метод трудовых балансов
• балансы производственной мощности балансы рабочего времени и др.
Программно-целевой метод основан на составлении плана в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и сроками. На основе ранжирования целей составляется граф - исходная база для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления ей.
Метод используется при обосновании комплексных целевых программ, а также в стратегическом бизнес-планировании.
Проблемно - ориентированный метод используется в сложных нештатных ситуациях (экономические кризисы, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и др.).
Метод заключается в выявление проблем, разработке возможных сценариев развития событий и разработке сценариев ответных действий на возможные нештатные ситуации для обеспечения минимума потерь.
Экономико-математический метод позволяет разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.
И.Г. Мельникова выделяет следующие виды экономико-математического метода:
• линейного и динамического программирования математической статистики
• балльных оценок
• использование условных вероятностей, теорий игр, матричных и
• комбинаторных моделей и др.
Опытные (адаптационные) методы составляются на основе учета
результатов за предыдущие периоды или передового опыта предприятий со сходной деятельностью.
Методы экспертных оценок (интуитивные) - различные процедуры индивидуальной и групповой экспертизы.
Методы бизнес-планирования применяются в технологии бизнес-планирования (этапы и последовательность).
Технология бизнес-планирования - это совокупность методов, приемов, способов в их взаимосвязи и взаимообусловленности по формированию оптимальных плановых решений, направленных на достижение поставленных целей развития предприятия с минимальными затратами ресурса.
Технология планирования включает в себя:
организацию планирования как совокупность мер и действий всех участников процесса планирования;
координацию плановых работ между структурами предприятия, а также во времени для обеспечения оптимальных сроков разработки планов;
последовательность проведения плановых расчетов с учетом их методического обеспечения, оптимальности использования ресурсной базы.
Технология разработки планов для предприятий сферы услуг включает следующие этапы:
Первый этап.
1. Анализ исходного состояния объекта бизнес-планирования.
2. Анализ прошлого опыта, его влияние на будущее развитие предприятия.
Анализ в планировании включает в себя следующие процедуры:
• оценка ресурсного потенциала;
• оценка внешней среды и возможностей развития предприятия; выявление закономерностей развития предприятия;
• определение факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие предприятия;
• выявление реальных возможностей развития (расширения
• деятельности) предприятия;
• определение проблем в развитии предприятия: внешних и
• внутренних угроз;
• выявление резервов ресурсного потенциала.
Этот этап завершается оценкой уровня и перспектив развития предприятия
Второй этап. Определение цели развития предприятия.
Цели могут быть:
• материальные;
• социальные (развитие человеческого ресурса предприятия, решение социальных проблем развития общества);
• финансовые, (оптимизация получения прибыли, рентабельности предприятия);
• экономические (увеличение объемов продаж, повышению доли предприятия на рынке)
Основное требование, предъявляемое к цели, заключается в обеспечении реальности, т.е. цель должна быть конкретной и достижимой.
Третий этап. Обоснование концепции развития предприятий.
Концепция предприятия должна отражать следующее:
• описание услуг (продукта), предлагаемого предприятием; характеристику рынка (сегмента рынка), на который
• ориентирована деятельность предприятия: уровень конкурентов, емкость рынка, конъюнктура рынка, спрос на услуги (продукт);
• задачи предприятия;
• технологии, применяемые в производстве, управлении
• предприятием;
• система мотивации персонала;
• внутреннее представление об уровне конкурентоспособности предприятия;
• прогнозные параметры развития в долгосрочной перспективе:
• обоснование условий их достижения и возможные риски.
Четвертый этап. Обоснование стратегии развития предприятия.
Стратегия - это совокупность главных идей и основных способов и методов достижения заданных параметров развития предприятия
Разработка стратегии заключается в подготовке стратегического плана:
• описание будущих перспектив развития предприятия;
• основные показатели роста;
• параметры ресурсоемкости;
• параметры эффективности;
• параметры конкурентоспособности предприятия .
Пятый этап. Тактическое планирование.
Тактическое планирование заключается в определении необходимого объема ресурсов и их оптимальном распределении.
В плане достаточно подробно и обосновано определяются не только параметры развития, но и необходимый объем ресурсов для их реализации, источники формирования и модернизации ресурсной базы, а также способы организации производства, приемы стимулирования продаж и мотивация персонала по реализации планов.
Шестой этап. Разработка оперативных планов .
Основной задачей оперативного планирования является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержкой менеджеров предприятия для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности предприятия в краткосрочном периоде.
Основой для принятия управленческих решений и контроля над производством и этапами бизнес-планирования являются функции планирования. Г.С. Драпкина выделяет следующие функции:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бекетова О.Н. Бизнес-планирование: Конспект лекций. М.: Эксмо, 2007. 160 с.
2. Белицкая О.В. Особенности бизнес - планирования в туристской сфере //Экономика. Право. Печать, 2014. № 1 (61). С. 198-204.
3. Богданов Е.И. Планирование на предприятии туризма. Санкт - Петербург: Бизнес - пресса, 2003. 288 с.
4. Боголюбов В.С. Экономика туризма. М.: Академия, 2012. 311 c.
5. Боголюбова С.А. Региональное планирование и развитие туризма и гостиничного хозяйства. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, 2009. 97 с.
6. Бровина А.В. Значение планирования для туристской сферы: Сб. статей под ред. М.Р. Рустаева. Киров: МЦНИП, 2012. 144 с.
7. Бутов Г.Н. Планирование на предприятии. Казань: КФ ВГАВТ, 2010. 86 с.
8. Драпкина Г.С. Планирование на предприятии. Кемерово: КемТИПП, 2006. 133 с.
9. Коломиец Т.Д. Бизнес - планирование. М.: Московский финансово - промышленный университет «Синергия», 2012. 62 с.
10. Мельникова И.Г. Организационное проектирование и планирование в туризме. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 82 с.
11. Нажмутдинова С.А. Стратегическое планирование в индустрии туризма // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 2. С. 166 -168 с.
12. Солодухина О.И. Менеджмент туризма: Финансы и бухгалтерский учет в туризме. М.: Финансы и статистика, 2012. 336 с.