Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсового проекта определяется тем, что для управления процессами образования в стране и проведения эффективной и обоснованной социальной политики на государственном и региональном уровне, для формирования бюджета страны в части расходов на образование необходимо обладать точными данными по численности учащихся всех уровней образования и ее динамике. В действительности, развитие системы образования в стране, создание новых национальных проектов в сфере образования и повышение уровня образования в стране невозможно без актуальной информации о том, какова численность учащихся в дошкольных образовательных учреждениях, школах, техникумах, ВУЗах и как изменяется численность учащихся.
Анализ научной литературы показал, что тема курсового проекта недостаточно разработана, существует отдельная информация о методах сбора Росстатом информации о численности учащихся всех уровней образования, а также информация о проведении статистического анализа рядов динамики и построения моделей тренда, но в то же время нет данных о существовании определенных методов статистики применительно к анализу динамики численности учащихся всех уровней образования.
Целью курсового проекта является исследование методов статистического анализа динамики численности учащихся всех уровней образования.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть порядок формирования статистических показателей численности учащихся всех уровней образования;
выполнить статистический анализ динамики численности учащихся всех уровней образования с использованием таких показателей динамики как абсолютное изменение, темп роста, темп прироста, абсолютное значение 1% прироста, проанализировать наличие тренда в динамике численности учащихся всех уровней образования;
выполнить статистическое исследование субъектов России по размеру инвестиций в основной капитал, численности населения и размеру валового регионального продукта.
Объект исследования курсового проекта: данные Росстата о численности учащихся всех уровней образования.
Предмет исследования: показатели динамики численности учащихся всех уровней образования.
Методы исследования в курсовом проекте: сбор и обобщение информации и представление ее в табличном и графическом виде, анализ динамики и структуры, а также следующие статистические методы: группировка, расчет средних, расчет дисперсии и вариации, расчет показателей динамики, расчет скользящих средних и формирование уравнения тренда.
Практическая значимость курсового проекта состоит в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач, связанных со сбором и анализом статистической информации.
Информационной базой для написания курсового проекта послужили учебники и учебные пособия по дисциплинам «Статистика», «Экономика», а также данные Росстата.
Структурно курсовой проект включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.
1. Методы статистического анализа динамики численности учащихся всех уровней образования
1.1. Формирование статистических показателей численности учащихся всех уровней образования
Система статистических показателей является содержательной основой, на базе которой формируется информационное обеспечение системы образования в стране и расчета расходов бюджета страны по статье «Образование». В наиболее полном виде данная система показателей в настоящее время представлена в статистических сборниках Росстата «Российский статистический ежегодник» и «Регионы России. Социально-экономические показатели», а также в статистическом сборнике ВШЭ (Высшей школы экономики) «Индикаторы образования». Оперативная информация о численности учащихся всех уровней образования представлена на официальном сайте Росстата в разделе «Население» подраздел «Образование» (https://www.gks.ru/folder/13398) [78].
Методология формирования показателей статистики образования в России, применяемая с 1 января 2019 года, изложена в Приказе Росстата от 29.11.2018 г. № 705 «Об утверждении официальной статистической методологии по расчету основных показателей статистики образования и культуры» [1].
Например, в Методологии указано, что численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования на 1000 человек населения рассчитывается как отношение расчетной численности обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования на начало учебного года к общей численность населения на 1 января года, следующего за отчетным, умноженное на 1000. Аналогичным образом определяются численность студентов, обучающихся по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих в расчете на 10000 человек населения и численность студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в расчете на 10000 человек населения [1].
Источниками статистической информации о численности учащихся всех уровней образования являются:
официальная статистическая информация, полученная в результате федерального статистического наблюдения по форме № 85-К « Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми», разрабатываемая Росстатом;
официальная статистическая информация, полученная в результате федерального статистического наблюдения по форме № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей подготовку по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования», разрабатываемая Министерством просвещения РФ;
официальная статистическая информация, полученная в результате федерального статистического наблюдения по форме № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования», разрабатываемая Министерством просвещения РФ;
официальная статистическая информация, полученная в результате федерального статистического наблюдения по форме № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», разрабатываемая Министерством науки и высшего образования РФ;
данные демографической статистики о численности населения, разрабатываемые Росстатом [1].
В статистическом сборнике «Российский статистический ежегодник» представлена информация о численности учащихся по следующим уровням образования:
по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (детские сады);
по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования (школы и лицеи);
по образовательным программам среднего профессионального образования (в разрезе программ подготовки: квалифицированных рабочих, служащих; специалистов среднего звена);
по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры [7].
Информация о численности учащихся по программам аспирантуры в сборнике «Российский статистический ежегодник» не представлена.
В табл. 1 представлены данные о численности учащихся по разным уровням образования из сборника «Российский статистический ежегодник» за период 2000-2018 гг.
Таблица 1 – Данные Росстата о численности учащихся всех уровней
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Росстата от 29.11.2018 г. № 705 «Об утверждении официальной статистической методологии по расчету основных показателей статистики образования и культуры».
2. Лялин, В.С. Статистика: теория и практика в Excel [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 448 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=1048
3. Рафикова, Н.Т. Основы статистики [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 352 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=5359
4. Симчера, В.М. Статистика [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 389 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53871
5. Социально-экономическая статистика: Практикум [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. — Электрон. дан. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 194 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53895
6. Социально-экономическая статистика: методические указания и задания для практических занятий / С. С. Давыдов, Е. А. Проскурякова, Е. С. Сиверцева; Федер. агентство ж.-д. трансп., ФГБОУ ВПО ПГУПС, каф. "Экономика трансп.". - Санкт-Петербург: ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2014. - 49 с.
7. Шмойлова, Р.А. Теория статистики [Электронный ресурс]: учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова. — Электрон. дан. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 656 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53873
8. Федеральная служба государственной статистики РФ: портал. - Режим доступа: http://www.gks.ru