Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Цель настоящей методической разработки - оказать практическую помощь преподавателям литературы в планировании уроков по творчеству М.А.Булгакова.
Творчество М.А.Булгаков - одна из самых ярких и интересных страниц в литературе XX века. И хотя за последние годы в печати появилось немало материалов, касающихся творчества писателя, оно по-прежнему притягивает внимание и читателей, и исследователей своим фантастическим богатством и разнообразием, актуальностью и пророчеством. Ни один из его романов, ни одна повесть или пьеса не укладываются в привычные схемы. Они воспринимаются и толкуются разными людьми по-разному.
В методической разработке представлена система уроков по творчеству М.А.Булгакова, рассчитанная на 10 часов. Изучение творчества писателя подчинено традиционным задачам литературного образования, связанным с формированием духовного мира, развитием эстетического вкуса, читательских навыков, и одновременно направлено на формирование навыков анализа литературного произведения. В методической разработке показано распределение учебного материала по урокам, определяется логическая последовательность этапов урока, обозначены основные аспекты анализа изучаемых произведений, сформулированы вопросы для бесед со студентами и основные выводы.
Часы, отводимые учебным планом дисциплине «Литература» (117 часов), не позволяют рассмотреть все предлагаемые произведения писателя. В этом случае необходимо будет отказаться от изучения некоторых тем, остановив свой выбор на одной из них.
Следовательно, основная задача данной методической разработки - помочь преподавателю-словеснику в выборе темы предстоящего разговора и в организации учебного материала.
В 90-е год» XX века отечественная школа освободилась от диктата единой Государственной программы по литературе: учитель получил право не только выбирать программу из получивших государственный статус, ко и творчески их перерабатывать и даже создавать свои, авторские варианты. Казалось бы, долгожданная свобода должна была пробудить творческий потенциал учителя, получившего возможность строить курс литературы, учитывая, как возросшие интересы, психологические особенности учеников, их уровень литературного развития, так и свои личные вкусы, и педагогические возможности. Однако на практике чаще всего встречаемся с двумя крайностями: с одной стороны, новые писатели, которые обрушивают на ребенка множество новых имен, не заботясь ни о разумном количественном, ни о качественном отборе произведений. Курс литературы становится подобен карнавалу, мелькания касок, за которыми ученик не успевает разглядеть лицо, ибо на это нет времени.
Так, вместо вдумчивого чтения, постепенного освоения художественных миров ученик "тонет" в обрушиваемой на него литературной информации, оставаясь при этом пассивным. С другой стороны, программы, в основе которых - теория литературы, предлагают осваивать в течение года один какой-либо литературный жанр, забывая о естественной потребности школьников осваивать разные художественные пространства, в том числе и жанровые. Попытки выстроить курс на основе знакомства учеников с какой-либо единой эпохой развития искусства (фольклор, античность и т.д.) не являются удачными, ибо опять-таки не учитывают специфики развития ребенка. В.Г. Маранциана. во вступительной записке к Программе по литературе для 5-11 классов средней школы, созданной под его руководством, пишет о том, что "периоды развития ребенка прямо не повторяют эпохи развития человечества и античность <...> не может быть освоена в детском саду, а фольклор - при всей любви детей к сказкам и сочинения загадок - в начальной школе. Между практическими действиями, с ...> и эстетическим их осознанием всегда необходимо временное расстояние. Пренебрежение этими правилами разрушительно для обучения".
Неудача большинства авторов новых программ по литературе связана с пренебрежением к системному подходу в построении курсов. Приникая определение терминов данное В.Н. Садовским: "Система есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство” [Садовский В.К. Общая теория систем// Вопросы ФИЛОСОЙИИ. - 1972. - Н 4. - С.1733 и основываясь на выводах М.С. Кагана о том, что именно структура "становится внутренним свойством всякой системы, из каких бы элементов она ни состояла" (Каган II.С. Опыт системного анализа человеческой деятельности // Философские науки, - 1970. - К 5.], что “венозная функция структуры - обеспечение системе внутренней прочности, устойчивости, высокой степени сопряженности всех ее компонентов", a свойство - "целостность и адаптивность" Е. Каган Н.С. - Указ, соч.], мы рассматриваем закономерности системного подхода к изучению творчества писателя в школе. Если учесть, что в какой программе по литературе сама есть единая система, в которой творчество каждого писателя является подсистемой, то становится очевидной необходимость речения вопроса о ток, как произведение каждого изучаемого автора связано с другими произведениями писателей, представленных в курсе литературы.
Теоретическая и практическая база современной методики познаваний литературы дает возможность по-новому подойти к проблеме 'писатель в школе". Если раньше все силы методистов были направлены на разработку систем изучения коротких литературных произведений, то теперь необходимо синтезировать практический опыт и теоретические разработки в системе научения творчества писателя. Актуальность системного подхода к изучению творчества писателя подтверждается и появлением многочисленных новых тем по литературе, авторы которых пытаются найти новые принципы и пути изучения литературы в школе.
Опыт учителей России, обращающихся на уроках к произведениям М. Булгакова, ценен постановкой современных проблем, интересными находками в разработке отдельных уроков, но в целом эти попытки нельзя назвать удачными, о чем свидетельствует и опыт посещения уроков, и отпеты и сочинения абитуриентов на вступительных экзаменах в РГПН им. Герцена.
Требования школы, с одной стороны, и отсутствие методически обоснованных систем - с другой, - диктуют разработку темы "Изучение творчества М. Булгакова на уроках литературы в средней школе" как абсолютно новой. Отсутствие традиций в выборе произведений этого писателя дли изучения позволяет непредвзято рассмотреть вопрос о системе изучения, научно обосновав каждый’ этап знакомства учеников с писателем, а в итоге - с его художественным миром. Эта задача определила актуальность нашего исследования.
Психологические и эмоциональные особенности школьников разного возраста (от 13 до 17 лет) и специфика курсов литературы 8-11 классов определили объект исследования - процесс литературного развития школьников от 8 к 11 классу в системе уроков па творчества М. Булгакова.
Предмет исследования - система работ с произведениями М. Булгакова на разных этапах литературного развития школьников.
Цель исследования - рассмотреть произведения М.А.Булгакова "Белая гвардия" и "Дни Турбиных" в школьном изучении.
Достижения современной методики в области изучения как отдельных произведений, так и творческого процесса на уроках литературы помогли сформулировать гипотезу исследования:
- изучение творчества писателя в школе должно быть систематизировано и на каждом этапе обучения иметь свою специфику, обусловленную как целями обучения, возрастными и психологическими особенностями школьников, так и художественной природой изучаемого произведение;
- системный подход к изучению творчества писателя в школе позволяет преодолеть поверхностное восприятие произведений М. Булгакова, создает условия для постепенного освоения его сложного художественного мира и выявления связей творчества писателя с русской и мировой литературой; ,
- обострение нравственных коллизий нашего времени, существующих в жизненных впечатлениях учеников, макет служить способов создания установки на чтение и анализ произведений М. Булгакова;
- общение с писателем М. Булгаковым требует от читателя овладения его эстетические языком, незнакомым учащимся:
- творчество М. Булгакова может быть раскрыто полно лишь в контексте мировой литературы и культуры.
В данной работе надо решить следующие задачи:
- Изучить особенности художественного мировоззрения М.А.Булгакова.
- Рассмотреть рабочие программы по литературе, в которых рассматривается произведения М.А.Булгакова "Белая гвардия" и "Дни Турбиных".
- Составить планы- конспекты уроков по литературе.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ М.А.БУЛГАКОВА
Тема: Жизнь и творчество Михаила Афанасьевича Булгакова
1891 - 1940
Жизнь и творчество Булгакова берёт начало с 3 (15) мая 1891 г. Ребёнок был очень красивым и обладал запоминающейся внешностью. Голубые бездонные глаза и худощавая фигура прекрасно подчёркивали артистичность Михаила. Мальчик с детства был очень заинтересован, если не влюблён в литературу. Одним из первых произведений большого объёма, которое прочитал юный Михаил, была книга «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. На тот момент мальчику было всего восемь лет. А ещё раньше, в семилетнем возрасте, из-под его детской руки вышло первое произведение - рассказ «Похождения Светланы».
Отец будущего писателя был доцентом Киевской духовной академии, а мать преподавала в Карачаевской прогимназии. Михаил Афанасьевич был самым старшим ребёнком в многодетной семье. У писателя было четыре сестры - Варвара, Лена, Вера и Надежда, и два брата - Коля и Ваня.
Семья маленького Миши была из потомственных колокольных дворян, их предки были священниками и служили в орловской губернии.
В восемнадцать лет Михаил Афанасьевич окончил Первую Киевскую гимназию, после чего поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На его выбор повлияло то, что большинство его родных работали в медицинской сфере и жили довольно-таки обеспечено.
У Михаила Афанасьевича Булгакова был дядя Н. М. Покровский, который работал врачом-гинекологом в Москве и был очень уважаемым и опытным доктором. Именно по его образу был описан профессор Преображенский.
Человеком Булгаков был довольно замкнутым, скрытным, не любящим говорить о личном, страдающим от частых неврозов. Возможно, свою лепту в формирование именно такого образа писателя внесли такие беды, как преждевременная смерть отца (он скончался в сорок восемь лет в связи с серьёзным воспалением почек) и суицид близкого товарища Бориса Богданова из-за невзаимной любви к сестре мастера - Варваре Булгаковой.
Двадцать шестого апреля 1913 года М. А. Булгаков женился на Татьяне Лаппа. Михаилу на тот момент было двадцать два года, а его избранница была на год младше любимого. Татьяна была не из бедной семьи, и денег на свадебный наряд у неё должно было хватать с головой, но в день свадьбы невеста стояла перед алтарём в платяной юбке и блузке, которую возмущённая мать успела купить перед самой церемонией. Но, несмотря ни на что, со слов очевидцев, это была одна из самых счастливых свадеб. Было много радости и смеха. Позже Татьяна вспоминала, что Булгаков был человеком расточительным и не умеющим рационально распоряжаться финансами. Он не боялся потратить последние деньги на такси, если у него появлялось желание прокатиться по городу. Мать невесты была не в восторге от зятя. Если она видела, что у дочери пропало очередное ювелирное украшение, то сразу было понятно — оно уже заложено в ломбарде.
М. А. Булгаков был на удивление талантливым врачом. В день он принимал не менее сорока человек. Но, судьба была не особо благосклонна к его стремлениям. Михаил Афанасьевич был очень подвержен разнообразным заболеваниям.
В 1917 Булгаков заражается дифтерией. Чтобы избавиться от заболевания писатель принимает сыворотку, вследствие чего у него начинается сильная аллергическая реакция, сопровождаемая сильными болями. Чтобы избавиться от мучений, Михаил начинает вводить себе морфий, а после, просто подсаживается на него. Спастись из наркотического плена ему героически помогает верная Татьяна Лаппа. Она осознанно уменьшала вводимую дозу наркотика, заменяя его дистиллированной водой. Это было очень непросто, ведь писатель не раз покушался на
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М.- Просвещение,. 1970
2. Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. М„ 1970.
3. Богданова О. Ю. Особенности изучения эпических произведений. В пособии: Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А. Д. Жижиной. - М., 1987.
4. Богданова О. Ю., Овчинникова Л. В., Романичевa B. C. Экзамен по литературе: от выпускного -- к вступительному / Под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1997.
5. Великанова И.В. Особенность сатиры М.Булгакова // Литература в школе -2002- №7- С.71
6. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1984.
7. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред. А. М. Докусова. - М., 1974.
8. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. - М., 1962.
9. Гудков А. В. Коммен-тарии к повести М. Булгакова «Собачье сердце» // Булгаков М. Собр. соч.: В 5 т.-- М., 1990.-- Т. 2.-- С. 690).
10. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. - М.;Л., 1996.
11. Изучение литературы в вечерней школе / Под ред. Т. Г. Браже. - М., 1977.
12. Изучение литературы XIX-XX веков по новым программам. Сб. / Отв. ред. Н. А. Бодрова. - Самара, 1994.
13. Изучение произведений зарубежных писателей на уроках и факультативных занятиях в средней школе / Под ред. Н. П. Михальской и В. В. Трофимовой. - М.,1980.
14. Ионин Г. Н., Хватов А. И. Русская литература XX века. Учебное пособие для XI кл. - СПб., 1994.
15. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т. Т. Браже. - М., 1971.
16. Литература. Русская классика. IX кл. Учебник-практикум / Под ред. Г. И. Беленького. - М., 1997.
17. Маранцман В. Г. Анализ художественного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., 1974.
18. Методика преподавания литературы / Под ред. З. Я. Рез. - М., 1985.
19. Поэтика художественного текста на уроках литературы. Сб. / Отв. ред. О. Ю. Богданова. - М., 1997.
20. Проблемы анализа художественного произведения в школе. Методические рекомендации для студентов / Отв. ред. О. Ю. Богданова. - М., 1996.
21. Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М., 1985.
22. Русская литература XIX века. Х кл.: Практикум / Под ред. Ю. И. Лыссого. - М., 1997.
23. Русская литература XX века. XI кл. В 2 ч. / Под ред. В. В. Агеносова. - М., 1996.
24. Рыжкова Т.В.Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» на уроках // Литература в школе- 1995- №6- С.43.
25. Словарь литературо-ведческих терминов / Ред. и сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. - М., 1974.- с. 257.