Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие предприятия торговли предопределяется формированием и содержанием хозяйственных связей. Эффективная их организация зависит, прежде всего, от знания каждым хозяйствующим субъектом конъюнктуры рынка, интересов потребителей, партнёров и конкурентов, собственных целей. Осуществление коммерческой деятельности предполагает ежедневное решение задач по обеспечению действенности бизнеса, выявлению и реализации потенциальных возможностей, необходимых для дальнейшего функционирования. В центре внимания находится область компетенции, в которой предприятие является наиболее сильным в отношении организации коммерческой деятельности, обусловливающая высокую конкурентоспособность и лидерство на рынке
Эффективность коммерческой деятельности является залогом финансовой привлекательности для внешних инвесторов, контрагентов и собственников предприятия. Вследствие этого огромное значение получила оценка эффективности коммерческой деятельности организации. Качественное управление коммерческой деятельностью оптов-посреднических предприятий способствует принятию более обоснованных управленческих решений и повышению эффективности торговых процессов, что, в свою очередь, приводит к получению высокой прибыли, не только самой оптово-посреднической организации, но и промышленных предприятий-поставщиков.
Оптовая торговля важное звено, имеющее взаимосвязь с реализацией товаров, а также имеет способность четко регулировать региональные и отраслевые рынки за счет накопления и перемещения товаров. Поэтому проблема совершенствования управления коммерческой деятельностью оптово-посреднических предприятий в последнее время привлекает все большее внимание исследователей. Однако, до сих пор не разработано четких механизмов оптимизации коммерческой деятельности предприятий оптового посредничества, которые бы носили универсальный характер и были адекватны требованиям сегодняшнего дня.
Актуальность выбранной темы обусловила цель нашего исследования – определить направления повышения эффективности коммерческой деятельности на предприятии.
Цель разработать систему управления коммерческой деятельностью торгового предприятия. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
провести теоретическое исследование разработки системы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия;
провести экспериментальное исследование коммерческой деятельности на предприятии ООО «ПродТорг»;
выработать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности на предприятии.
Объектом исследования выступит Общество с ограниченной ответственностью «ТФ ПродТорг».
Предметом исследования являлись особенности системы управления коммерческой деятельностью ООО «ТФ ПродТорг».
Теоретической и методической основой исследования послужили материалы работ, отечественных ученых, таких как:. Бунеева Р.И., Дашков Л.П., Молоткова Н.В., Памбухчиянц В.К., так же нормативные и законодательные акты, материалы периодической печати, материалы интернет - ресурса, статистические данные предприятия.
В процессе исследования основными методами анализа стали: аналитический, индексный, методы сравнительного анализа, PEST-анализ, факторный, ABC-анализ.
1. Теоретический анализ разработки системы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность за рубежом предполагает наличие специфического комплекса мероприятий для реализации товаров и услуг за границей, также необходимо знать особенности международного маркетинга, его функции и уметь этим пользоваться в интересах компании. Эти навыки помогут, в первую очередь, в управленческой, производственной и сбытовой сферах работы предприятия. С выходом на мировой рынок связано и множество проблем. Так с повышением количества ответственности и прибыли также повышается и уровень конкуренции. Эффективная внешнеэкономическая деятельность напрямую зависит от понимания процессов и особенностей коммерческой деятельности за границей.
Сейчас, на современном этапе развития экономики, тема коммерческой деятельности за рубежом становится все актуальнее.
Так, например, согласно испанскому законодательству, представительством иностранной компании является ее филиал (отделение), действующий в Испании на постоянной основе и не обладающий статусом юридического лица. Филиал учреждается посредством официального нотариального заверения, регистрируется в соответствующих органах, определяются направление деятельности и выполняемые функции. В название компании (фирмы) добавляются слова «Испанское отделение». Кроме того, филиал должен иметь постоянный юридический адрес и налогового представителя-резидента Испании.
Все сказанное убедительно подтверждается практикой. К примеру, любая иностранная компания может открыть на территории Чешской Республики свой филиал или аккредитовать представительство, которые не являются юридическим лицом, но должны пройти обязательную регистрацию в торговом регистре.
Как и полагается, большинство зарубежных компаний на территории России аккредитованы, зарегистрированы и поставлены на налоговый учет именно в качестве представительств. Основополагающими документами, определяющими правовой и экономический статус представительства иностранных организаций в России, являются: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Межправительственные конвенции, соглашения, договоры, заключенные между правительствами Российской Федерации и иностранных государств. При решении вопроса о правовом положении иностранных юридических лиц - иностранных инвесторов - на территории России отечественный закон закрепляет принцип национального режима: «Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной прибыли, предоставленный российским инвесторам за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами» (ст. 4 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [4]).
В отношении применения к российским юридическим лицам за рубежом местного законодательства установлено, что в каждом государстве действуют свои законы, касающиеся допуска иностранных юридических лиц к осуществлению коммерческой деятельности.
Закон «О хозяйственной деятельности Польши» регламентирует порядок, в соответствии с которым иностранные предприятия и иностранные резиденты могут заниматься в Польше любым легальным бизнесом, в любой легальной форме «на основе взаимности».
Законодательство Бельгии исходит из того, что иностранное юридическое лицо обязано подчиняться бельгийскому регулированию при осуществлении внешнеторговой деятельности, если оно ведет коммерческие операции в этой стране.
Действующий Закон Аргентины «Об иностранных инвестициях» определяет основные гарантии и права иностранных инвесторов, получаемые доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на национальной территории, а также соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Кроме того, создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются в порядке, который предусмотрен действующим законодательством данной страны. В то же время юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в торговом регистре при правовой инспекции Аргентины в порядке, определяемом законом № 19550 «О торговых обществах» и законом № 22315 «О Главной правовой инспекции».
Коммерческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития торговых организаций. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров и услуг, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Владельцы различных сегментов сферы бизнеса пытаются найти ответы на вопросы, каким образом устоять перед внешними изменениями окружающего экономического пространства, как вовремя реагировать на колебания внешней среды и т.д. Эффективность коммерческой деятельности является залогом финансовой привлекательности для внешних инвесторов, контрагентов и собственников предприятия [13, c. 3].
Понятие коммерческой деятельности рассматривалось, как зарубежными, так и отечественными учеными. Подходы к ее определению различных авторов представлены в таблице 1.
Таблица 1 Определение понятия коммерческой деятельности с точки зрения экономической литературы
Автор Определение
Гарвардская школа управления коммерческой деятельностью [23, c. 18] Коммерческая деятельность- это гармоничное сочетание получения прибыли предприятием и удовлетворение требований потребителей (1958 г.).
Ф.П. Половцева [28, c. 13] Коммерческая деятельность- это особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которого зависит конечный результат торгового предприятия, то есть товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рынка
А.П. Бусыгин [28, c. 14] Коммерческая деятельность- это комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров, и вместе с торговыми процессами формируют торговлю как вид деятельности
В. В. Апопий [9, c. 51] Коммерческая деятельность- это способ реализации коммерческих процессов как последовательного выполнения операций, обеспечивающих организационные, экономические, социальные, правовые аспекты товарно-денежного обмена
И.И. Беляевский [10, c. 33] Коммерческая деятельность- это деятельность по купле-продаже и хранения товаров с целью удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли
Л.П. Дашков [18, c. 59] Коммерческая деятельность- это технология торговли как совокупность способов рациональной организации и методов эффективного выполнения операций торгово-технологического процесса
И.С. Марченко [26, c. 18] Коммерческая деятельность- это система оперативно-организационных мероприятий, направленных на организацию и управление процессами купли-продажи товаров с целью удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли
Таким образом, по мнению большинства авторов, коммерческая деятельность это деятельность, направленная на организацию и управление процессами купли продажи для удовлетворения спроса потребителей и увеличение капитализации ее субъекта в условиях конкурентной среды.
Основной целью коммерческой деятельности является обеспечение максимальной выгодности коммерческих операций при удовлетворении потребностей покупателей [29, c. 67].
Основными задачами коммерческой деятельностью для достижения данной цели являются:
— изучение и анализ источников закупки товаров и выбор наиболее оптимальных;
— установление договорных отношений с поставщиками, обеспечивающих выгодное партнерство;
— анализ тенденций развития рынка и учет внешних условий при осуществлении купли и продажи товаров;
— предоставление потребителям такого разнообразия товаров, чтобы они имели возможность приобрести то, что соответствует их запросам;
— сокращение издержек обращения [15, c. 3].
Таким образом, основная задача коммерческой деятельности сводится к покупке и продаже товаров и услуг такого набора по ассортименту и объема, чтобы максимально удовлетворить потребности, как покупателей, так и продавцов.
Эффективность коммерческой деятельности зависит от ряда факторов. Все их можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
Факторы внешнего воздействия оказывают непосредственное влияние на деятельность организации. Покупатели – создают спрос на товары, который должно удовлетворить торговое предприятие относительно цены, качества, ассортимента. Поставщики – определяют ассортимент товаров, качество, сроки и условия поставки товаров, порядок расчетов, наличие скидок и т.д. Конкуренция не только на рынке сбыта, но и на закупку товаров, рынка кадров, информации, страховых и иных услуг. Банковская система влияет на обеспечение организаций финансовыми ресурсами, осуществляемый порядок расчетов, хранения денежных средств и иное. Биржи, ярмарки, выставки являются источником о товарах самой фирмы и поставщиков, новых товарах, технологиях и т.д.
Так же существуют внутренние факторы – это ресурсы самой организации: материальные, финансовые, трудовые, информационные и инвестиционные. Материальные ресурсы – это товарные запасы, основные фонды, товарные запасы, оборотные средства. К финансовым ресурсам относятся денежные средства, финансовые вложения. Трудовые – это персонал организации.
Содержание коммерческой деятельности выражается в нескольких этапах, которые должны учитывать влияние внутренних и внешних факторов. Такими этапами являются:
− изучение и прогнозирование рынка;
− формирование и стимулирование спроса;
изучение спроса и определение потребностей в товарах;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г/Российская газета 25.12.1993 № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - №5. - Ст. 410.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 1 января 2001 г. №8-ФЗ// Российская газета . 2000. - №153-154.
5. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 г. №2-ФЗ, от 17.12.1999 г. №212-ФЗ, от 30.12.2001 г. №196-ФЗ, от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, от 02.11.2004 г. №127-ФЗ, от 12.12.2004 г. №171-ФЗ) // Информационно-справочный бюллетень «Ажур». – 2005. №49/6. – 35 с.
6. Федеральный Закон «О рекламе» от 13.03.2006 г. №38-ФЗ (ред. от 27.10.2008 г.) (принят ГД ФС РФ 22.02.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. 20 марта. №12.
7. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018 № 1
8. Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. - № 59. - Ст. 1283.
9. Апопий В.В. Организация торговли: учебник / В.В. Апопий, И.П. Мищук. – 5-е изд.; под редакцией Апопия В. В. – К.: Центр учебной литературы, 2014. – 632 с.
10. Богданова И.О. Специфика информационного обеспечения коммерческой деятельности торгового предприятия / В книге: Современные информационные технологии в экономике и управлении организацией Алексеева Е.В., Богданова И.О., Гапоненко Т.В., Дымченко О.В., Жуковский Д.А., Кабаненко М.Н., Орехова Л.Л., Угримова С.Н., Федосеева Л.В., Бармута К.А., Гавриленко С.А., Глызина М.П., Дуброва Л.И., Иванова Е.А., Малхасян А.Е., Тухканен Т.Н., Федорова Е.И. Ростов-на-Дону, 2018. С. 189-200.
11. Бурская К.А., Сучков О.С. Проблемы развития системы государственного регулирования деятельности российских коммерческих банков и пути их устранения на современном этапе // В сборнике: инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 40-43.
12. Валигурский Д.И. Организация коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка: Учебник для бакалавров / Москва, 2019. (2-е издание)
13. Вербицкая М.Г. Анализ эффективности коммерческой деятельности оптового торгового предприятия/ Вербицкая М.Г., Муров В.М.// Вестник молодежной науки. 2016. № 2 (4). С. 3.
14. Вербицкая М.Г. Разработка долгосрочной программы повышения эффективности коммерческой деятельности оптового торгового предприятия/ Вербицкая М.Г., Муров В.М.//Вестник молодежной науки. 2016. № 2 (4). С. 4.
15. Видякина А.В., Колесникова Т.Г. Методы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия в условиях конкуренции // В сборнике: Инновационные процессы в экономической и социальной сферах жизни общества сборник научно-методических статей. Йошкар-Ола, 2018. С. 15-18.
16. Влияние управления рисками на эффективность деятельности коммерческого банка / Матевосян М.Г., Корниенко Т.А., Русанова Ю.В. / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2019. № 1. С. 178-185-178-185.
17. Войткевич Н.И. Логистика трейд-маркетинга // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2014. № 2. С. 28-32
18. Воробьева О.А. Особенности комплексной товароведной экспертизы в коммерческой деятельности торговых предприятий // Современные аспекты экономики. 2018. № 4 (249). С. 114-116.
19. Голубков Е.П. АBC- и XYZ-анализ: проведение и оценка результативности / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 3. – С. 12–23.
20. Гринченко М.А. Прогнозирование процессов развития региональных макроэкономических систем с помощью нейронной сети / М.А. Гринченко, Е.В. Лобова // Система обработки информации. – 2015. – Вып. 9 (107). – С. 242–245.
21. Жигун Л.А. Менеджмент оптовых организаций: учеб. пособие / Л.А. Жигун. - М.: НИЦ Инфра-М, 2014. - 107 с.
22. Иванов А. И. Методика оценки эффективности каналов сбыта предприятия оптовой торговли / А.И, Иванов, М.С. Лукашин // Экономика и социум. – 2015. - № 6-3.
23. Игнатова Г.В. Динамика уровня эффективности деятельности коммерческой организации // Школа Науки. 2019. № 1 (12). С. 37-39.
24. Калугина В.М. Оптимизация финансовых потоков и товарооборота в организации оптовой торговли / В.М. Калугина, И.А. Селезнева // Исследование процессов хозяйственной деятельности экономических субъектов: проблемы и решения: материалы науч.-практ. конф. студентов и молодых специалистов / Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования центросоюза Российской Федерации «Российский Университет Кооперации»; под науч. ред. К.В. Павлова, Г.Н. Васильевой, О.В. Котлячкова. – Ижевск, 2015.
25. Карпович А.И., Томилова Н.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления // Наука вчера, сегодня, завтра. 2016. № 9 (31). С. 131-139.
26. Катичева Е. Финансовое состояние и финансовая устойчивость как важнейший показатель деятельности коммерческой организации // Интеграция наук. 2019. № 1 (24). С. 131-133.
27. Киченко Л.П. Совершенствование системы управления запасами на предприятиях оптовой торговли / Л.П. Киченко, В.А. Шалимов // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. – 2014 – №1.
28. Колупаева А.О. Эффективность коммерческой деятельности розничного торгового предприятия // В сборнике: Материалы 69-й научно-практической конференции студентов и аспирантов сборник научных статей: в 2 частях. 2017. С. 249-251.
29. Кузин И.В., Волошин А.В. Факторы эффективности коммерческой деятельности интернет-компаний // Экономические исследования и разработки. 2019. № 1. С. 116-120.
30. Кузнецова Д.А. Сущность рекламной деятельности коммерческой организации // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIX Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2019. С. 56-58.
31. Леонова Ю.Г., Языков Д.А. Особенности организации доставки товаров в коммерческой деятельности торговых предприятий // Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 2. С. 47.
32. Магафурова И.Р. Методы оценки кредитных рисков в деятельности коммерческих банках // В сборнике: инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 88-93.
33. Малышева Е.А. Пути совершенствования коммерческой деятельности на торговом предприятии // В сборнике: Научный диалог: Экономика и менеджмент Сборник научных трудов по материалам XIV международной научной конференции. 2018. С. 45-49.
34. Маркетинг торгово-посреднических услуг и коммерческая деятельность: конспект лекций / составители: А. А. Беловодская, Л. А. Сигида. – Сумы: Сумской государственный университет, 2017.
35. Новичихин П.Г. Современное состояние деятельности полиции в сфере противодействия преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях // Образование и наука в России и за рубежом. 2019. № 2 (50). С. 295-299.
36. Нуралиев С.У. Планирование оптового товарооборота и товарных запасов в условиях инновационной экономики / С.У. Нуралиев, И.В. Христофорова, В.Т. Гришина и др. // Вопросы региональной экономики. – 2015. – Т. 22, № 1.
37. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности / Учебник для образовательных учреждений CПО / Москва, 2019. (2-е изд., стер.)
38. Памбухчиянц О.В. Основы коммерческой деятельности: Учебник / Москва, 2019. (2-е изд., стер.)
39. Сибиряткина И.В., Лихотина К. Коммерческая деятельность торгового предприятия как объект финансового анализа // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2016. Т. 4. № 6 (26). С. 194-198.
40. Скворцова Н.В., Дертунова Т.Б. Учет фактора риска коммерческой деятельности торгового предприятия в современных экономических условиях / В книге: актуальные проблемы современной науки, техники и образования Тезисы докладов 76-й международной научно-технической конференции. 2018. С. 223.
41. Улитина В.В. Инвестиционная деятельность коммерческого банка на примере ПАО ЮНИКРЕДИТ БАНК // В сборнике: информация как двигатель научного прогресса сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 117-119.
42. Хапилина С.И. Коммерческая деятельность как основа функционирования торгового предприятия в современных условиях // Экономика и социум. 2016. № 1 (20). С. 1491-1494.
43. Шамилова М.И. Роль маркетинга в коммерческой деятельности // Вестник науки и образования. 2019. № 3-1 (57). С. 39-42.
44. Щербакова А.А. Финансовое обоснование повышения эффективности хозяйственной деятельности коммерческой организации // Вестник магистратуры. 2019. № 1-2 (88). С. 210-212.