Фрагмент для ознакомления
2
состоянием района в том месте, где планируется разместить объект. Работы осуществляются с учетом перспектив регионального социально-экономического развития, видов и мощностей воздействия на природу и антропогенную среду и требований существующего природоохранного законодательства.
Государственная экологическая экспертиза решает несколько задач. В первую очередь, в ее функции входит определение степени опасности предполагаемой (планируемой) либо уже осуществляемой хозяйственной деятельности, которая может в будущем (или настоящем) оказать прямое либо косвенное влияние на здоровье населения и состояние природной среды. Вместе с этим государственная экологическая экспертиза предусматривает проведение проверки соответствия деятельности существующему природоохранному законодательству. Кроме того, устанавливается обоснованность и достаточность предполагаемых по проекту природоохранных мер. Государственная экологическая экспертиза реализуется федеральным особо уполномоченным госорганом в соответствующей области (либо его территориальным представительством). Проверку может осуществлять или Госкомэкология РФ, или Министерство охраны природы. Уполномоченным органом является и Министерство природных ресурсов [8].
Государственная экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с принципами законности, комплексности, научной обоснованности, гласности, а также при участии позиции общественности. В проведении оценки не должны принимать участие лица, которые могут быть заинтересованы в ее исходе. Целесообразно участие юридических лиц для проверки законности и анализа правовых вопросов проводимой оценки.
Объекты государственной экологической экспертизы представляют собой не только промышленные проекты. Перечень оцениваемых элементов постоянно расширяется. Так, к объектам экспертизы могут быть отнесены различные проекты госпланов, программ, основных ориентиров, концепций, схем размещения производительных мощностей и сфер народного хозяйства. В категорию оцениваемых элементов может быть включена предплановая документация о развитии хозяйственной и прочей деятельности, осуществление которой может негативно повлиять на состояние природы. Кроме того, этими объектами могут стать и инструктивно-методические, нормативно-технические акты и документы, которые регламентируют осуществление хозяйственной деятельности. Оценке и проверке подлежит также документация по созданию и разработке новых технологий, техники, веществ, материалов, в том числе и закупаемых за границей. Экспертиза применяется по отношению к ввозимым и вывозимым из-за рубежа товарам. Наряду с оценкой воздействия на природу деятельности предприятий, работающих на определенной территории, целесообразной является проверка состояния окружающей среды и в регионе в целом.
2.2. Порядок государственной экологической экспертизы
Порядок государственной экологической экспертизы закреплен в Главе III Федерального закона "Об экологической экспертизе" (порядок ее проведения - статья 14, положения, касающиеся экспертной комиссии, экспертов и заключения государственной экологической экспертизы - в статьях 15-18), а также в целом ряде подзаконных правовых актов [3]:
Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. №698;
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2008 г. №283 "Об утверждении Административного регламента по исполнению федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня".
приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 г. N 238 "Об утверждении положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации".
Порядок проведения государственной экологической экспертизы в общем виде включает в себя следующие этапы:
1. Заказчик экологической экспертизы направляет в уполномоченный орган материалы. Для этого заказчик направляет сопроводительное письмо (письменное обращение) с приложением необходимых материалов в уполномоченный орган. Документация, являющаяся объектом экологической экспертизы, представляется в 2-х экземплярах.
Заказчик экологической экспертизы - физическое или юридическое лицо, орган государственной власти, в интересах которого оформляется документация, являющаяся объектом экологической экспертизы.
Уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти или орган государственной власти субъекта РФ, наделенный полномочиями по организации и проведению государственной экологической экспертизы (соответственно - федерального или регионального уровня).
Представляемые на экологическую материалы включают:
документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе;
материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Для отдельных объектов экологической экспертизы (проектная документация для объектов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также для некоторых объектов на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, для олимпийских объектов в Сочи) установлены особенности состава представляемых на экспертизу материалов [12].
2. В случае, если представленные материалы являются неполными, заказчику направляется письмо о некомплектности представленных материалов. В письме о некомплектности должен быть исчерпывающий перечень недостающих материалов, которые необходимо представить, а также указаны сроки, в которые необходимо исполнить данное требование. Если в 30-дневный срок дополнительные материалы не представлены, то заказчику возвращаются его материалы без проведения экологической экспертизы.
3. При комплектности материалов заказчику направляется извещение о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы, смета, счет, сообщается срок проведения экспертизы.
Срок государственной экологической экспертизы составляет:
- для простых объектов государственной экологической экспертизы - до 30 дней;
- для объектов государственной экологической экспертизы средней сложности - до 60 дней;
- для сложных объектов государственной экологической экспертизы - от 60 до 120 дней.
4. После получения оплаты уполномоченный орган:
подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения государственной экологической экспертизы;
с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;
подготавливает проект приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы.
5. Издается приказ об организации и проведении государственной экологической экспертизы.
В приказе указываются:
cостав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии);
сроки;
задание на проведение государственной экологической экспертизы.
6. Проводится организационное заседание экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
С экспертами подписываются индивидуальные договоры на возмездное оказание работ (услуг) с руководителем экспертной комиссии и всеми членами экспертной комиссии. Экспертам выдаются индивидуальные задания, утвержденные руководителем комиссии, и документация, подлежащая экспертизе [10].
Ответственный секретарь согласовывает с руководителем и членами экспертной комиссии проект календарного плана работы экспертной комиссии.
7. Подготавливаются индивидуальные и групповые заключения экспертов, проводятся заседания экспертной комиссии, на которых
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция).
3. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ (последняя редакция).
4. Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы".
5. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.10.2008 № 283.
6. Борисов А.А. Экологическое право: конспект лекций. Москва, 2015. — 263 с.
7. Крассов О.И. Экологическое право. Учебник. — М.: Норма - Инфра-М, 2014. — 624 с.
8. Экологическая экспертиза. Под ред. Питулько В.М. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. - 528 с.
9. Экологическое право : курс интенсивной подготовки / Т.И.Макарова, В.Е.Лизгаро. – Минск : Тетралит, 2015. – 304 с.
10. Экологическое право : пособие / С.А. Балашенко [и др.]. – Минск : БГУ, 2013. – 240 с.
11. Экологическое право: учеб. пособие / С.А.Балашенко [и др.] ; под ред. Т.И.Макаровой, В.Е.Лизгаро. — Минск : Изд. центр БГУ, 2008. — 495 с.
12. Экологическое право: учебник / С.А.Балашенко [и др.]. — Минск : Изд. центр БГУ, 2013. 501 с.