Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Распознавание эмоций человека это задача, которая входит в сферу аффективных вычислений . Аффективные вычисления связаны с процессом человеко-машинного взаимодействия, который, в свою очередь, предполагает распознавание и реакцию машины на эмоциональное состояние человека, поэтому машине важно научиться точно понимать и классифицировать текущие эмоции оператора (человека), для успешного взаимодействия.
Эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: К.Э. Изард, В.С. Мерлин, В.И. Лубовский, И.М. Соловьев А.В. Запорожец, М.С. Певзнер, Л.В. Занков и др.
Эмоциональная сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне школы.
Важная роль эмоций, в жизни человека в процессе освоения ребенком социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной проблеме, а также недостаточная разработанность отдельных ее аспектов определяет актуальность работы.
Проблема эмоционального развития детей в последние годы приобретает все большую актуальность в связи с введением новых стандартов обучения, с одной стороны, и в связи с трудностями эмоционального развития в детском возрасте, на которые указывают современные ученые и практики В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, О.Л. Князева, И.О. Карелина, А.Д. Кошелева, Н.С. Лейтес, В.Г. Ражников, Л.П. Стрелкова, Ульянова, Н.С. Ежкова и иностранные ученые Г.М. Бреслав, Х. Джайнотт, К. Изард, др.
Цель исследования – изучить и проанализировать экспериментальное изучение эмоциональных состояний.
Задачи исследования:
1) изучить теоретический анализ литературы по теме исследования;
2) проанализировать экспериментальное изучение эмоциональных состояний дошкольников.
Объект исследования – дошкольники в ДОУ.
Предмет исследования – экспериментальное изучение эмоциональных состояний.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретический анализ литературы по теме исследования
1.1 Понятие эмоций и их виды
Каждый из людей ежедневно испытывает различные эмоции и чувства. Без них жизнь людей была бы тусклой и унылой. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение к тем или иным явлениям и событиям. С помощью эмоций люди могут радоваться, грустить, смеяться, плакать, разочаровываться, возмущаться, умиляться. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Психологи отмечают, что эмоции - это реакции человека на различные факторы и события. Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни .
Эмоции выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека. Эмоции возникли в процессе эволюции: с их помощью животные могли оценивать биологическую значимость явлений окружающего мира и внутреннего состояния организма .
В узком значении слова эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Учѐные-психологи классифицируют эмоциональные явления :
1) Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция.
2) Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.
3) Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру.
4) Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека
5) Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой.
В психологии же чаще всего упоминается следующий список:
- базовые – это те эмоции, которые присущи любому человеку, независимо от его пола, возраста, национальности, страны проживания и культурного опыта (все умеют грустить и радоваться);
- вариативные – полярность базовых, обусловлены личностными и культурными особенностями;
- врожденные – те, с которыми мы рождаемся (например, страх);
- приобретенные – приобретаемые в процессе жизни;
- элементарные – простые эмоции;
- составные – комбинация элементарных;
- натуральные – заложенные природой;
- культурные – выученные;
- когнитивно простые – реакция на простой стимул;
- когнитивно сложные – рождаются после глубокого анализа ситуации.
По мнению Г. Селье «стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности» . Чувства – одна из норм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.
Анализ научной литературы позволяет выделить следующие иды чувств:
- Высшие чувства: любовь, благодарность. Они свойственны только человеку. Когда люди проявляют эти чувства по отношению к окружающим, то ощущают себя счастливыми. Чем больше люди отдают, тем больше получают. Тот, кто проявляет высшие эмоции, никогда не остается обманутым и одиноким.
- Эстетические чувства: восхищение, удивление, вдохновение. Данный вид чувств характеризуется повышенной чувствительностью к проявлениям своего мнения. Так, например, восхищение и вдохновение помогают осваивать и изучать что-то новое.
- Нравственные чувства: чувство долга, ответственности. Нравственность заключается в том, что люди прилагают определенные усилия для взращивания и воспитания в себе этих значимых составляющих.
- Низшие чувства: разочарование, недовольство, страх, зависть. Все они угнетают эмоциональное состояние человека, действуют на него удручающим образом. Люди, которые много страдают, со временем утрачивают веру в себя, в свои силы и возможности. Проблема регуляции эмоциональных состояний является одной из сложнейших в психологии и одновременно относится как к фундаментальным, так и к прикладным проблемам. Ф. Б. Березин рассматривал регуляцию эмоционального состояния через призму психической адаптации.
Характер психической адаптации очень важен, потому что влияет на всю адаптацию в целом. Его подход основан на следующих положениях:
1) Адаптация протекает на всех уровнях организации человека, включая психическую сферу;
2) Центральное звено в общей адаптации человека – это психическая адаптация. Так, действия механизмов противостояния тревоге, а это разнообразные формы психологической защиты и компенсации, обусловливают успешность адаптации. Другой подход к рассмотрению проблемы регуляции эмоциональных состояний связан с именем Р.М. Грановской.
Все стратегии выхода из напряженной ситуации она делит на три группы:
1) Ликвидировать или изменить проблему.
2) Снизить еѐ интенсивность, изменив свою точку зрения на проблему.
3) Облегчить еѐ воздействие, включив ряд способов. Чтобы управлять своим состоянием, человек должен осознать жизненные цели и соотнести с ними конкретные ценности, они в этом играют ключевую роль. Чем быстрее это будет сделано, тем больше у человека шансов избежать негативных последствий эмоционального напряжения .
Таким образом, получается, что один из способов избежать эмоционального напряжения, является развитие личности человека и формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. Исходя из выше сказанного, можно отметить, что жизнь каждого человека немыслима без эмоций и чувств, которые взаимодополняют друг друга. Чувства можно передать только на внешнем языке, на языке эмоций. А эмоции – это чувства, выражаемые для предъявления окружающим. Если эмоции – это быстрые и короткие элементы чувств, то чувства – это длящаяся и более устойчивая основа вспыхивающих эмоций.
Эмоции человека проживаются на физиологическом уровне. Это про то, что психика крепко связана с телом: они взаимно влияют друг на друга. Если я подумаю, что мне грозит опасность, то испытаю эмоцию страха, который повлечет за собой следующие изменения в организме:
- все органы чувств обострятся – например, расширенные зрачки нужны для того, чтобы лучше видеть пространство;
- в кровь поступит адреналин – гормон, который мобилизирует весь организм, улучшит физические показатели (выносливость);
- дыхание учащается;
- кровоток увеличивает скорость;
- сердце ускоряет ритм;
- артериальное давление растет;
- желудок сжимается в комок;
- возможен приступ диареи и т.д.
Эмоции показывают субъективное отношение человека к другим и миру, ситуациям, явлениям, событиям, в котором кроются его потребности.
Пожалуй, это их главная функция (сигнальная) – показать то, чего человек хочет. Помимо нее есть еще три:
- мотивационно-регулирующая – переживания направляют поведение человека, подсказывают, что нужно сделать и как поступить;
- коммуникативная – с помощью эмоций мы лучше понимаем друг друга, «считывая» внутренне состояние людей (это называется эмпатия). Наверняка вы отчетливо различаете, когда человек в гневе, радуется или грустит. Это понимание дает вам возможность составить дальнейший план действий;
- защитная функция – в некоторых случаях эмоции спасают нас от какой-либо угрозы. Страх заставляет покинуть опасное место. Гнев транслирует другим «Отойди, не трогай меня или получишь».
Современная педагогика направлена на формирование эмоционально образованного, творческого человека, адекватно реагирующего на стремительные изменения в структуре и отвечающего современным требованиям жизни. Психологи и педагоги определяют тесную связь мышления, интеллекта и эмоциональных процессов, уровень эмоционального развития непосредственно влияет на формирование личностных линий, интеллектуальное и социальное развитие личности. В области психолого-педагогического знания, проблема эмоционального развития личности ребенка занимает важное место и является одной из наиболее дискуссионных. Это связано с неоднозначностью понимания сущности и содержания процесса эмоционального развития, его механизмов, а также условий, влияющих на него. Мы рассмотрим эти вопросы более подробно. Определяя понятие «эмоциональное развитие», мы сначала остановимся на понимании развития. Принято понимать процесс последовательного движения, изменения в организме, менталитете, интеллектуальной и духовной сфере человека как развитие.
В педагогической науке развитие-это главная Категория, научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности: развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное). Разработка отличается от любых других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться. Развитие и образование не может быть просто сказано любому человеку, как человек должен достичь его собственной деятельности, силами и напряженностью.
Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:
1) уровень соответствующего развития - отражает деятельностные особенности психических функций ребенка, которые сложились сегодня;
2) зона следующего развития - зона незрелых, но созревающих психических процессов, отражающая возможности достижения ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми .
В связи с этим учителя должны ожидать будущего, завтрашнего развития ребенка и дворянства, что с тем, что он справляется только с помощью взрослых еще сегодня, завтра уже он должен сделать. Это справедливо и для эмоционального развития личности. В то же время исследователи расходятся во мнении о том, какие изменения они доминируют в этом процессе. Так, иностранные психологи Д. Ватсон, Т. Рибот, П. Фресс, рассматривая эмоции как вполне врожденные типичные реакции организма, отметили, что эмоции в филогении и онтогенезе подчиняются интеллекту все больше и больше, и, по сути, приходят ко второму плану как «архаичные инстинктивные реакции».
Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К. Изард, А.З. Неверович изложили и другую точку зрения: эмоции во время онтогенеза существенно обогащаются и приобретают новые, более совершенные формы проявления под влиянием социальных условий. Этимологически термин «эмоции» (латиница «emovere») означает «волнуйся, возбуждайся». Однако со временем слово «эмоции» стало немного отличаться. Эмоции - особый класс психическ