Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный период развития цивилизации характеризу-ется переходом от индустриального общества к информационному, поэтому электронные компьютерные сети признается все более значимым видом общественных ресурсов, требу-ющим, как и любая другая ценность, принятия соответствующих мер для сближение и уни-фикации законодательства различных стран мира об использовании и функционировании электронных компьютерных сетей и защиты от неправомерных посягательств. Внедрение автоматических информационных систем и технологий управления и обработки информа-ции, придание юридической силы актам, осуществляемым с помощью компьютерных про-грамм, создали предпосылки использования этих процессов для совершения преступных ак-тов, а следовательно, и необходимость усиления их защиты, в том числе уголовно-правовыми методами.
Обеспечение сближения и унификации законодательства различных стран мира об использо-вании и функционировании электронных компьютерных сетей требует поиска путей и со-трудничества, опирающегося на нормы международного права с учетом особенностей циф-ровой среды. В последние годы, одним из направлений дискуссий политиков, ученых и спе-циалистов в области информационной безопасности становится механизм предотвращения злонамеренного использования, как террористическими и иными преступными организация-ми, так и государствами, ИКТ. Отсутствие такого механизма или его низкая эффективность способна привести к нарушению международного мира и безопасности.
Объект исследования– общественные отношения, возникающие в сфере сближения и унифи-кации законодательства различных стран мира об использовании и функционировании элек-тронных компьютерных сетей.
Предмет исследования – регламентирование использования и функционирования электрон-ных компьютерных сетей.
Цель курсовой работы заключается в изучении необходимых условий и целесообразности сближения и унификации законодательства различных стран мира об использовании и функ-ционировании электронных компьютерных сетей. Достижение перечисленных целей обеспе-чивается решением следующих задач исследования:
- рассмотреть понятие и сущность сближения и унификации законодательства;
- дать характеристику компьютерных сетей: виды, функции, топология;
- проанализировать аспекты кибернетического пространства, как специфического объекта правового регулирования;
- изучить международные правовые акты в области обеспечения информационной безопас-ности
Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод. Наряду с ним использовались и частнонаучные методы, в том числе догматический (соб-ственно-юридический) и историко-правовой. Применялся метод и сравнительного правове-дения. Методика исследования включает в себя изучение отечественного законодательства, изучение научных и иных публикаций, обзоров и методических рекомендаций.
Теоретическую основу исследования составили научные разработки и труды ведущих уче-ных в области теории государства и права, философии права и в области информационного права, таких, как А.И. Алексеенцева, Г.А. Атаманова, А.В.Артемова, И.Л. Бачило, Ф.А. Гав-рикова, В.В. Гафнера, А.Н. Григорьева, М.И. Дзлиева, Ю.А. Зобнина, С.П. Расторгуева и др.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полу-ченных в результате выполнения данной курсовой работы выводов в последующем изучении вопросов, связанных со сближением и унификацией законодательства различных стран мира об использовании и функционировании электронных компьютерных сетей
Структура работы обусловлена ее темой, целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБЛИЖЕНИЯ И УНИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ
1.2 Понятие и сущность сближения и унификации законодательства
Процессы интеграции в праве появляются в нескольких разных формах. С позиций полиси-стемного подхода к структуре права, интеграция в законодательстве проявляется во взаимо-действии:
Во-первых, государственного и международного права;
Во-вторых, государственных правовых систем между собой;
В-третьих, однопорядковых частей, элементов национальную правовую систему страны (внутриправовое взаимодействие).
Одним из итогов перечисленных форм взаимодействия стало возникновение такового свое-образного правового парадокса, как унификация (унификация права). Особый интерес пред-ставляют трудности сближения, унификации и гармонизации в сфере международного част-ного права.
Как известно, для международного частного права наиболее важным и достаточно обычным являлось такое регулирование отношений с международной (иностранной) составляющей, когда к ним использовались преимущество того государства, к которому отсылала имеюща-яся коллизионная норма. В целом ряде случаев коллизионно-правовой способ регулирования оказывался совершенно неэффективным, либо же, просто неприемлемым. Поэтому в конце 19 века для отношений в сфере международных связей началась разработка единообразных (единых) правовых норм, заменяющие после принятия их заинтересованными государствами разнопорядковые расположения государственного права и с помощью этого устранили бы отмеченные больше применения коллизионно-правового способа.
С самого начала данные нормы предназначались для более распространенных видов внешне-торговых (внешнеэкономических) сделок, (международных) расчетов, международных пере-возок, соглашений купли-продажи и др., но затем сфера их внедрения существенно значимо расширилась и уже стала охватывать многие и многие институты международного частного права. Позже эти единообразные нормы получают в отечественной и зарубежной юридиче-ской литературе наименование "унифицированные", а процесс их выработки - "унификация права", либо "унификация правового регулирования". Данная терминология нашла свое за-крепление и отображение в различных международных соглашениях и договорах.
Под правовой унификацией мы понимаем процесс выработки унифицированных (единооб-разных) норм в международном частном праве. Ее общим итогом являются уже унифициро-ванные правовые нормы. С данной точки зрения явления унификации права, правового сбли-жения, правовой интеграции, правовой гармонизации - однопорядковые, но не тождественные друг другу .
Важно выявить как можно полнее расхождения и особенности регулирования в конкретных системах права и учитывать их в процессе применения, в контактах с нормами законодатель-ства других государств.
В этой связи И.Л. Бачило отмечал: "Отказ от специфики национальных традиций права, от-ражающих разнообразие и уникальность организации жизни в разных государствах, не явля-ется целью гармонизации законодательства". Поэтому возникает необходимость сближения национальных законодательств, а не замены одного законодательства другим.
Целью сближения законодательств, по мнению И.Л. Бачило, является "добиться согласован-ности, стройности, как минимум непротиворечивости в системе права и в наиболее его фор-мализованной части, в законодательстве даже одного государства задача достаточно слож-ная".
Близкие по природе, государственному строю и политическому режиму, по экономическому укладу страны проводят курс на сближение законодательств масштабно и в течение дли-тельного времени. Таковы, к примеру, скандинавские страны. Их постоянное и тесное со-трудничество без этого трудно организовать и обеспечить. Другие государства определяют такой курс реже, в тех изменившихся обстоятельствах, которые их к этому побуждают (например, Россия в связи со вступлением в ВТО или страны - кандидаты на вступление в члены ЕС ).
В документах и материалах Европейских сообществ, Европейского союза оба понятия неред-ко применяются как равнозначные. В документах, принимаемых в рамках Совета глав госу-дарств и глав правительств Межпарламентской Ассамблеей СНГ, в договорах между госу-дарствами Содружества чаще встречается термин "сближение законодательств".
В Договоре между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республи-кой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (1996 г.) одной из целей интеграции государств является гармонизация законода-тельств (ст. 2), хотя в ст. 22 цели сближения и гармонизации законодательств сторон выде-лены как идентичные.
С середины XX в. активно идет процесс унификации, сближения национальных законода-тельств, что означает общий курс государств на определение общих направлений согласо-ванного развития национальных законодательств, на преодоление правовых различий и вы-работки единообразных норм правового регулирования определенных общественных отно-шений.
Унификация права происходит посредством заключения международных договоров (конвен-ций) и включения унифицированных норм во внутреннее (национальное) законодательство.
Унификация может происходить в масштабах всего мира и в рамках отдельных регионов - группах стран со сходными экономическими, политическими, природными условиями, име-ющие тесные гражданские и торговые связи, единую религию.
Римский договор 1957 года о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) воз-ложил на страны-члены ЕЭС обязанность унифицировать и сближать свое национальное за-конодательство в той мере, в какой это необходимо для функционирования «Общего рынка» .
Наиболее ярким примером реализации процессов сближения и гармонизации является ЕС.Углубление интеграции имело своим следствием возрастание правового массива сооб-ществ. Это, в свою очередь, обусловливало необходимость интенсификации работ в сфере кодификации права ЕС. С конца 80-х - начала 90-х гг. такие работы ведутся, в частности, в области частного, таможенного, гражданского процессуального права и т.д.
Основными правовыми инструментами, предусмотренными Римским договором об учрежде-нии ЕЭС 1957 г. и Договором о Европейском союзе 1992 г. и направленными на сближение законодательств стран - членов ЕС, являются регламенты и директивы, принимаемые суще-ствующими институтами Европейского союза.
В Договоре о ЕЭС сближению законодательств была посвящена специальная глава, а Совету предоставлены полномочия на изучение по предложению Комиссии и на основе единогласия директив относительно сближения законодательных положений, предписаний и администра-тивных действий государств-членов, которые прямо затрагивают создание или функциониро-вание общего рынка.
Эффективность и успех процесса сближения и унификации законодательств разных стран вытекают из особенностей устройства мирового сообщества. Таким образом сближение и гармонизация законодательств являются важнейшей задачей международного права, а также и национального права.
1.2 Компьютерные сети: виды, функции, топология
В общем смысле компьютерная сеть передачи данных – это система связи различной вычис-лительной техники (в т.ч. ПК и пользовательской оргтехники), необходимая для автоматиче-ского обмена данными между конечными пользователями, а также удаленного управления функциональными узлами и программным обеспечением данной сети.
Способов классификации компьютерных сетей великое множество (по архитектуре, типу среды передачи, сетевым операционным системам и т.д.). Компьютерные сети по территори-альному признаку делятся на локальные и глобальные.
Глобальная компьютерная сеть – это сеть передачи данных, охватывающая весь мир (или от-дельные крупные регионы) и объединяющая неограниченное число несвязанных абонентов. Локальная компьютерная сеть – это совокупность соединенных каналами связи ПК и сетево-го оборудования, предназначенная для передачи данных конечному числу пользователей.
К слову, термин «локальная сеть» был присвоен системе в те времена, когда возможности оборудования не позволяли организовать подобную связь для удаленных на большие рассто-яния абонентов, ныне же локальные компьютерные сети используются как для организации местной связи (в пределах одного здания или организации), так и охватывают целые города, регионы и страны. Узлами сети выступают компьютеры, оргтехника и различное сетевое оборудование. Более сложные топологии (такие, как древовидная сеть, ячеистая сеть и т.д.) строятся путем различных соединений трех элементарных видов локальной сети.
ХХ век характеризуется характеризуется глобализацией экономики, постепенным отмирани-ем национальных, расовых, религиозных предрассудков. Колоссальную роль приобретают средства связи и коммуникации, а средства массовой информации зачастую имеют власть более реальную, чем правительства. Одним из важнейших факторов развития становится научно-технический прогресс, а информация бывает дороже золота.
Всемирная компьютерная сеть (или Интернет) — это объединение локальных, региональных и национальных компьютерных сетей в одно информационное пространство, которое не имеет никаких территориальных и национальных границ. Прообразом её была сеть APRAnet, которая была создана по заказу Министерства Обороны США для взаимодействия между со-бой компьютеров этого ведомства в конце 60-х годов.
Теоретические, доктринальные и международно-правовые основы построения принципов ре-гулирования информационных отношений в сети Интернет начали формироваться с начала XX века в документах международных организаций: Лиги Наций, ООН, ЮНЕСКО. Совре-менные принципы регулирование информационных отношений в сети Интернет базируются на положениях резолюций Генеральной ассамблеи ООН о свободе информации, как актах «мягкого права». ООН и ЮНЕСКО закрепили базовые принципы свободы информации, как основного права человека, главного критерия всех видов свободы (право повсеместно и бес-препятственно собирать, передавать и публиковать информацию в виде объективных фактов без злостных и провокационных намерений с учетом прав и интересов субъектов информа-ционных отношений) .
В современном мире Интернет является сложной единой информационно-технической си-стемой, состоящей из технических компонентов, программного, аппаратно-программного обеспечения и социальных компонентов. Именно социальные свойства позволяют применить к сети категорию сферы правового регулирования.
В зависимости от характера действий, возникающих в связи с функционированием сети, от-ношения можно разделить на четыре группы. К первой группе относятся те отношения, ко-торые непосредственно связаны с договорами на услуги, предоставляемые провайдерами. Вторую группу составляют общественные отношения, связанные с реализацией публичных прав, прав собственности, авторских и патентных прав, прав в области публичных, иных гражданских, семейных отношений. Третья группа объединяет отношения по реализации свободы искать, получать и распространять информацию. Четвертую группу составляют от-ношения, возникающие между государствами при осуществлении трансграничной передачи данных; отношения, связанные с деятельностью международных организаций и националь-ных общественных организаций по финансированию и техническому содействию Интернету.
В связи с этим следует определить уровень (международный или национальный) и формы правового регулирования, так как высказываются предложения о необходимости принятия виртуальной конституции, отдельных законов, касающихся прав в Интернете, например ин-формационного кодекса, либо просто внесения точечных изменений в отдельные законы.
Представляется, что такими формами могут быть и в ряде случаев уже являются программ-ные документы (стратегии, программы), законы, подзаконные акты. Кроме того, нельзя не учитывать принятые по анализируемым вопросам судебные решения, причем не только национальных, но и наднациональных судов.
Также следует обратить внимание, что преступления в сфере компьютерной информации в целом становятся с каждым годом всё более распространённым явлением в следствие стре-мительного развития информационного общества. Из-за динамиче