Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы определяется специфическим характером любого переходного периода существования государства. В военный период перед государственной властью стоит гораздо больший перечень задач, чем в мирное время. При этом на решение данных задач необходимо осуществлять в очень сжатые сроки. Чтобы справиться в подобных условиях с управлением страной законодательство большинства стран предусматривает особые нормы, действующие в чрезвычайных условиях и в военное время. Указанные нормы предоставляют право создания особых государственных органов или чрезвычайных, специфичного изменения законодательства, которое было бы невозможно в мирное время. Следовательно, выбранная тема актуальна ввиду исключительного исторического опыта государственного управления в рассматриваемый период.
Другой аспект, делающий тему данной курсовой работы актуальной, состоит в перечне научной литературы, рассматривающей аналогичные вопросы и архивных данных, касающихся деятельности государственных органов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Только с распадом СССР многие архивные документы стали доступны. Это подтолкнуло к их анализу многих ученых. Научные работы советского периода, объективно рассматривающие все действия государства в военные годы, отсутствуют. Опубликованные в эти годы работы практически не носили исследовательского характера, имея публицистическую, пропагандистско-патриотическую направленность. О том, чтобы рассматривать недостатки в деятельности государственных органов СССР, в советский период и речи быть не могло. Стоит отметить, что советская пропаганда еще долго оказывала и оказывает влияние на научное сообщество, поэтому труды авторов 1990-х гг. также зачастую содержат необъективные оценки руководства страны. По указанной причине, необходим анализ научной литературы современного периода, касающейся заданной темы.
Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей государственной власти в период Великой Отечественной войны.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
– рассмотреть состояние системы государственной власти СССР накануне Великой Отечественной войны ;
– изучить система государственного управления в годы Великой Отечественной войны;
– определить особенности Государственного Комитета Обороны.
Объектом изучения являются общественные отношения, составляющие государственное управление в период Великой Отечественной войны.
Предметом являются особенности компетенции и осуществления полномочий государственных органов в период Великой отечественной войны.
Для написания данной курсовой работы использовались труды следующих авторов-правоведов и историков: В.Н. Данилов, Б.Н. Земцов, Н.Н. Ивлев, С.В. Кодан, А.Э. Ларионов, Н.А. Омельченко, С. Устьянцев, Р.Р. Хисамутдинова и др.
При написании работы основу методологии составили такие методы, как анализ и синтез, исторический метод, метод сравнения, логический метод, статистический метод.
Структура работы отвечает поставленным задачам и включает следующие элементы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Состояние системы государственной власти СССР накануне Великой Отечественной войны
Система государственных органов и учреждений, действовавших в СССР вплоть до окончания существования союзного государства, сложилась в 30-е годы XX в. Основой для данной системы государственных органов стала Конституция СССР 1936 г., отменившая ограничительные нормы избирательного права и установившая равные нормы представительства от сельского и городского населения. Главы III-VIII Конституции СССР содержали нормы об организации, системе и порядке деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. В основе Конституции 1936 г. был положен принцип верховенства представительных органов государственной власти, образующих подотчетные и подконтрольные им органы государственного управления.
Высшим органом власти являлся избираемый на 4 года Верховный Совет СССР. Совет, по сути, сменил действовавший ранее ЦИК СССР. Законодательные функции были исключительно прерогативой Верховного Совета СССР. Совет состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. В 1937 г. состоялись выборы Верховного Совета СССР. Очевидно, что проголосовавшие 96,8 % избирателей отдавали свои голоса не за определенных кандидатов, а, скорее, выражали свое одобрение или неодобрение политики государства. 99 % проголосовавших избирателей отдали голоса за кандидатов от коммунистической партии и беспартийных кандидатов. По итогам выборов 1937 г. Верховный Совет СССР составило 1143 депутата, среди которых было 180 женщин, 870 членов ВКП (б). Данный орган был соборного типа, а не парламентского. Большинство депутатов были рабочими. Крестьяне и интеллигенция были представлены практически в равном количестве .
Сессии обеих палат Верховного Союза СССР начинались и заканчивались одновременно. Созыв очередных сессий осуществлялся два раза в год, внеочередных – по усмотрению Президиума Верховного Совета СССР. Утверждение законов проходило посредством простого большинства голосов обеих палат.
Неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР гарантировалась Конституцией. Ни привлечение к судебной ответственности депутата, ни арест не были возможны без согласия Верховного Совета, а также – Президиума Верховного Совета в период между сессиями, так как в данный временной отрезок он являлся высшим органом власти СССР. В ст. 49 Конституции 1936 г. определялась компетенция Президиума Верховного Совета СССР:
– созыв сессии Верховного Совета СССР;
– толкование законов СССР;
– издание указов;
– роспуск Верховного Совета СССР в случае отсутствия согласного решения обеих его палат и последующее назначение новых выборов;
– проведение всенародного референдума;
– отмена постановлений СНК СССР в СНК союзных республик при несоответствии закону и т.д .
В рамках первой сессии Верховного Совета СССР был избран Президиум, а также образовано Правительство СССР и назначен Прокурор СССР. В последующие 1938-1939 гг. прошли выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, местные Советы депутатов трудящихся. Из данного факта можно сделать вывод о том, что к 1940 г. вся система органов государственной власти на всех уровнях была избрана.
Правительством СССР, то есть высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР являлся Совет Народных Комиссаров СССР (далее – СНК СССР). К
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. ГКО СССР постановления и деятельность 1941-1945 гг.: аннотированный каталог/отв. ред. А. К. Сорокин. Т. 1. М.: РОССПЭН, 2015. 1222 с.
2. Данилов В.Н. Чрезвычайные органы власти в советской государственной системе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2012. Т. 12, вып. 2. С. 110-118.
3. Запарий В.В. Роль Государственного Комитета обороны (ГКО) в государственном управлении танковой промышленностью СССР и Урала в 1941-1945 гг. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2017. Т.17, № 1. С. 18-25.
4. Земцов Б.Н. Чрезвычайные органы государственной власти СССР в 1941-1945 гг. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21, вып. 2 (154). С. 106-114.
5. Ивлев Н.Н. Материально-техническая база финансовых органов Челябинской области в годы Великой Отечественной войны // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4. С. 257-262.
6. Кодан С.В. Государственный Комитет Обороны в системе партийного руководства и государственного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: создание, природа, структура и организация деятельности // Genesis: исторические исследования. 2015. № 3. С. 616-636.
7. Крейс В.В. К проблеме государственного управления в условиях Великой отечественной войны: роль чрезвычайных внеконституционных органов с особыми полномочиями // Вестник университета. 2015. № 6. С. 350-355.
8. Ларионов А.Э. Роль Государственного Комитета Обороны в повседневной жизни Красной Армии в годы Великой Отечественной войны // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 2 (40). С. 149-160.
9. Омельченко Н.А. и др. Государственное управление в СССР в годы Великой отечественной войны: новое и старое в системе властно-управленческих отношений // Вестник университета. 2013. № 20. С. 275-280.
10. Омельченко Н. А. История государственного управления в России: учеб. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2014. 463 с.
11. Пиджаков А.Ю. и др. Перестройка системы власти и государственного управления СССР в годы Великой Отечественной войны // Мир юридической науки. 2011. № 6. С. 25-30.
12. Репников Д. В. Уполномоченные Государственного комитета обороны в мемуарной литературе о Великой Отечественной войне: механизм назначения и функционирования // Вестник Удмуртского университета. 2012. Вып. 5-3. С. 63-72.
13. Справка о правовом положении Верховного Совета СССР в 1937-1946 гг. // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. URL: http://old.cikrf.ru/vistavki/65let/spravka_vs.html (дата обращения 27.11.2019).
14. Устьянцев С. Урок третий: система прежде всего // Военно-промышленный курьер. 2014. № 44. С. 7.
15. Хисамутдинова Р.Р. Советский Союз накануне и в годы Великой Отечественной войны: учебное пособие. Оренбург, 2015. 248 с.
16. Чугунова Н.В. Создание чрезвычайных органов власти в истории советской государственности: историко-правовой аспект // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 3-2. С. 258-264.