Фрагмент для ознакомления
2
Становление системы органов внутренних дел Российской Федерации неразрывно связано со становлением и развитием новой российской государственности в начале 1990-х гг. Поэтому годом отсчёта их новейшей истории можно считать 1990 год, когда 12 июня Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» [1], а 22 июня – постановление «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора)» [2]. К этому времени в РСФСР после длительного перерыва было вновь образовано республиканское Министерство внутренних дел (октябрь 1989 г.), а постановлениями Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР внесены соответствующие изменения в структуру центрального аппарата МВД СССР и утверждены структура и штаты центрального аппарата МВД РСФСР (декабрь 1989 г.). Возглавил новое министерство Василий Петрович Трушин, бывший до этого заместителем министра внутренних дел СССР.
В центральный аппарат МВД РСФСР вошли Главное управление уголовного розыска, Главное управлении БХСС, Шестое управление, Главное следственное управление, Главное управление по охране общественного порядка, Главное управление по исправительным делам, Главное управление лесных ИТУ, Управление государственной автомобильной инспекции, Управление пожарной охраны, Управление профилактической службы, Управление внутренних дел на транспорте и ряд других структур.
В сентябре 1990 г. министром внутренних дел РСФСР был назначен Виктор Павлович Баранников, который до августа 1991 г. занимал эту должность. К этому времени в министерстве уже были сформулированы те исходные концептуальные принципы, которые помогли в значительной мере определить организационные и правовые ориентиры развития всей системы органов внутренних дел Российской Федерации.
Первым шагом на пути к их практической реализации стали подготовка и принятие в апреле 1991 г. закона РСФСР «О милиции» [3]. За месяц до этого, в марте 1991 г., Верховным Советом СССР был принят закон «О советской милиции», который не отличался особыми новациями и во многом повторял действующее в то время Положение «О советской милиции».
В сравнении с ним российский закон стал заметным шагом вперёд на пути обновления правовой базы деятельности милиции, соответствующим как новым социально-политическим реалиям в жизни
страны, так и международным требованиям в области прав человека и функционирования органов правопорядка. Поэтому в постановлении Верховного Совета РСФСР от 8 апреля 1991 г. № 1027-1 «О порядке введения в действие закона РСФСР «О милиции» указывалось, что закон СССР «О советской милиции» считается не действующим на территории РСФСР в части, противоречащей закону РСФСР «О милиции» [4].
Российский закон впервые смог выстроить иерархию охраняемых милицией ценностей, опираясь на принцип «личность-общество-государство», отказавшись на законодательном уровне тем самым от этатизированной ориентации, традиционной для органов внутренних дел СССР. Впервые среди принципов, на основе которых строилась их деятельность, назывались такие, как гласность, гуманизм уважение прав и свобод человека и гражданина.
В постановлении о порядке введения в действие закона «О милиции» предусматривалось в течение 1991-1992 гг. реализовать крупномасштабные меры по высвобождению милиции от выполнения не свойственных ей функций и функций, непосредственно не связанных с обеспечением общественной безопасности и правопорядка. Однако многое из того, что было предусмотрено, тогда осталось невыполненным.
Среди причин этого была острая необходимость законодательного закрепления деидеологизации и демократизации органов внутренних дел, решения вопросов социальной и правовой защиты их сотрудников, а также соперничество союзных и республиканских властей в стремлении заручиться их поддержкой.
Победителем в этом соперничестве вышло российское руководство, о чем свидетельствуют события августа 1991 г. Тогда союзному МВД не удалось выполнить ни одной из задач, возлагавшихся на него распоряжениями ГКЧП. Завершением августовских событий стали уход из жизни министра внутренних дел СССР Б.К. Пуго и перемены в руководстве как союзного, так и республиканского министерства. Союзным министром был назначен Виктор Павлович Баранников, а республиканское МВД возглавил Андрей Федорович Дунаев, проявивший свою политическую лояльность тогдашнему руководству РСФСР.
Между тем социально-политическая ситуация в стране продолжала оставаться напряженной. Осенью 1991 г. обострились отношения между Россией и Чечено-Ингушетией. После событий августа 1991 г. Д. Дудаев открыто провозгласил курс на независимость и приступил к его реализации.
Попытки пресечь действия чеченских сепаратистов силовыми методами и арестовать Дудаева оказались безрезультатными, «поскольку ... для противодействия сепаратистам у СССР уже, а у РСФСР ещё не было достаточных политических и организационных ресурсов» [5, с. 25].
Вскоре после провала «чеченской кампании» закончилось двоевластие и на политическом олимпе, и в руководстве органами внутренних дел. После распада СССР в декабре 1991 г. все органы, учреждения и организации МВД СССР, находившиеся на территории РСФСР, перешли под её юрисдикцию. Это повлекло за собой необходимость организационно-правового строительства новой системы МВД РСФСР.
В силу ряда субъективных причин первые шаги в этом направлении оказались не до конца продуманными. 19 декабря 1991 г. Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина было образованно единое Министерство безопасности и внутренних дел РСФСР во главе с В.П. Баранниковым [6].
Это решение с тревогой было встречено демократической общественностью и не нашло поддержки у Конституционного Суда. Последний признал Указ не соответствующим Конституции РСФСР, поскольку он, «объединяя функции охраны государственной и общественной безопасности, противоречит ряду законов Российской Федерации, содержание которых направленно на соблюдение в Российской Федерации конституционного принципа разделения властей, охрану, в конечном счете, конституционных прав и свобод гражданина, конституционного строя в целом» [7].
Указом Президента РСФСР от 15 января 1992 г. № 21 Указ от 19 декабря 1991 г. № 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР» был признан утратившим силу [8]. Воссозданное Министерство внутренних дел возглавил Виктор Федорович Ерин.
Фрагмент для ознакомления
3
1. О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики : декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР от 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 2. - Ст. 22.
2. О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора) : постановление Первого съезда народных депутатов РСФСР от 22 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 4. - Ст. 63.
3. О милиции : закон Российской Федерации от 18 апреля 1994 г. № 1026-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503.
4. О порядке введения в действие закона РСФСР «О милиции» : постановление Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1027-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 504.
5. Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР : указ Президента РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 289 // Российская газета. - 1991. - 25 дек. - № 284-285.
6. Дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года № 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 1993. - № 1. - С. 11-25.
7. О признании утратившим силу Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности РСФСР» : указ Президента Российской Федерации от 15 января 1992 г. № 21 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 4. - Ст. 171.
8. Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации : закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 17. - Ст. 892; № 33. - Ст. 1912.
9. О частной детективной деятельности в Российской Федерации : закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 17. - Ст. 888.
10. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации : закон Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. № 3534-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 42. - Ст. 2334.
11. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации : постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 2. - Ст. 70.
12. О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилении борьбы с преступностью: указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 570 // Собрание актов Президента и правительства Российской Федерации. - 1993. - № 18. - Ст. 1597.
13. О вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1992. - № 8. - Ст. 507.
14. Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) : указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 // Собрание актов Президента и правительства Российской Федерации. - 1993. - № 7. - Ст. 562.
15. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 1039 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 30. -Ст. 3605.
16. О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 41. - Ст. 4683.
17. О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 48. - Ст. 5923.
18. Аврутин Ю.Е. МВД России. 1991-2001. - СПб.: Фонд «Университет», 2003. - 288 с.
19. Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. - СПб.: СПб ун-т МВД России, 2003. - 501 с.
20. Аврутин Ю.Е., Зубов И.Н. Органы внутренних дел в государственном механизме Российской Федерации (государственно-правовые и социальные вопросы функционирования и перспективы развития). – СПб.: СПб ун-т МВД России, 1998. - 197 с.
21. Грызлов Б.В. 200 лет МВД и его реформа: цели и методы. // На страже закона. - 2002. - № 8, октябрь. - С. 2-3.
22. Грызлов Б.В. 2002: проблемы остаются // На страже закона. - 2002. - № 1, январь. - С. 2-3.
23. Ермакова Н.В. Понятие, цели и задачи правоохранительной политики в Российской Федерации / Н.В. Ермакова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 21.1 (155.1). – С. 96-98. – URL: https://moluch.ru/archive/155/44118/ (дата обращения: 25.12.2020).
24. Куликов А.С. Тяжелые звезды. - М.: Война и мир букс, 2002. - 568 с.
25. Панфилец А.В., Фёдоров А.Б. Становление системы органов внутренних дел Российской Федерации (1990–2000 гг.) (к 300-летию российской полиции) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. №3 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sistemy-organov-vnutrennih-del-rossiyskoy-federatsii-1990-2000-gg-k-300-letiyu-rossiyskoy-politsii (дата обращения: 25.12.2020).
26. Пицур А.Ю. Чеченский конфликт (историко-правовой очерк). - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 1996. - 164 с.
27. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Система правоохранительных органов России. Итоги реформы. – Новосибирск: Азимут, 2020. – 687 с.
28. Семенов О.В. Борисов А.В. Современная структура органов правопорядка. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.