Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодня мир представляет собой единую, динамично развивающуюся систему, в которой ни одно государство не может существовать отдельно от мирового сообщества. Это становится с каждым годом так очевидно, даже если недооценивать объективные тенденции глобализации и ее роль в объединении международных отношений и скептические относиться к перспективе установления сбалансированных культурных и цивилизационных коммуникаций в масштабе планеты. Одновременно с этим становится очевидным, что общность всей структуры уже определяется ходом развития самой истории.
Человечество уже в прошлом столетии прошло через две войны, а после – через холодную. Сейчас наблюдается состояние разрозненности, балансирование на грани войны и мира. Причина тому – не только в том, что разных регионах мира периодически и регулярно создаются военные образования, где конфликты то возобновляются, то затихают, и не в том, что в регионах часто идут локальные войны с применением всех видов оружия, за исключением ядерного, химического и бактериологического. Такое положение в мире всегда было и остается практически правилом. Но за последние десятилетия ситуация трансформируется в сторону усиления напряженности внутри государств и между национальными государствами и их объединениями. Очевидным становится то, что человечество втягивается в новую холодную войну, с параллельно усиливающейся глобализацией [7]. В мире, который на сегодня является интегрированным, субъекты международных отношений, преследуя свои цели и отстаивая свои интересы, при отсутствии внешней силы, которая способа заставить их действовать с учетом интересов не только своих, но и других – объективно оказываются в войне против всех.
В последнее время вводится большое количество санкций, которые являются инструментом влияния на конкретные страны и организация для вынуждения их изменения политики и поведения – это отражение такого положения дел. Также свидетельством нестабильности являются и «цветные революции», которые отличают мир с конца прошлого столетия. При этом если революции связаны внутренними взаимосвязями в государстве, то санкции больше относятся к внешним урегулированиям и формируются в сфере взаимоотношений субъектов права на международном уровне.
Применение санкций как особого способа разрешения разных ситуаций, по которым не удается прийти к компромиссу - явление новое, а его эффективность связана со связями глобального масштаба и глобальной взаимозависимостью. Ранее санкции не имели такого смысла, как имеют сейчас. Но теперь, когда мир вступает в стадию многоаспектной глобализации, санкции становятся реальностью, они – цивилизованный метод отстаивания своих интересов в международных делах мира на глобальном уровне. Сейчас мир создан из противоречий и конфликтов разных субъектов права на международном уровне. То есть, это применение так называемой «мягкой силы», когда нельзя найти решение при помощи переговоров или на основе права. [13].
Конечно, последствия применения санкций достаточно плачевны. Сокращаются торговые, деловые, финансовые и другие отношения, ухудшается экономика, снижается уровень жизни.
Все вышесказанное может послужить аналогом тому, что происходит в социуме, если посмотреть на него при помощи культурно-цивилизационных систем, которыми представлено человеческое общество. Данные системы покрывают все пространство социума нашей планеты и инициируют на линиях своих «разломов» и границ с другими регионами напряжения и социальные революции.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса культурно-цивилизационные регионов мира на сегодняшний момент.
Задачи:
1) Рассмотрение теоретических вопросов определения терминов «цивилизация», «культура», «культурно-цивилизационные регионы»;
2) Характеристика основных типологий культурно-цивилизационных регионов и тенденций их развития (регионов);
3) Анализ современного положения и перспектив развития будущих культурно-цивилизационных регионов в мире.
Вопросами изучения культурно-цивилизационных регионов занимались такие авторы, как В. В. Вольский, С. Хантингтон, А. Н. Чумаков и до.
Объектом исследования являются культурно-цивилизационные регионы мира.
Предметом исследования выступают тенденции развития и особенности культурно-цивилизационных регионов мира сегодня.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список используемой литературы.
Глава I Теоретические основы культурно-цивилизационных регионов мира
1.1 «Культурно-цивилизационная система» как термин. Специфика культуры
Понятие «культурно-цивилизационная система» было введено в науку относительно недавно и применяется в контексте социальной структуры и конкретной общности людей, чтобы дать им характеристику как единого целого одновременно с двух точек зрения – со стороны их принадлежности к определенной культуре и, с другой стороны, со стороны вовлеченности в процессы цивилизации [13].
Возникает такая проблема – изучения культурно-цивилизационных регионов мира потому, что вне и рассмотрения нельзя проанализировать глубинные возможности и ресурсы современных противоречий на межкультурном пространстве.
Культура представляет собой то, что отличает человека и сообщества людей от мира животных.
Культура представляет собой совокупную сложную структуру, состоящую из нескольких уровней развития. В культуре мы обязательно видим ценности. В культуре всегда присутствует опыт деятельности человека, включающий в себя опыт прошлых поколений.
Социум и культура всегда взаимосвязаны, одно понятие дополняет другое. Сегодня термин «культура» обозначает разные явления и процесса. Например, культурой может называться результаты деятельности человека в различных сферах. Или культурой может называться метод организации социальных отношений. Это может быть и степень развития личности, ее изучение разных областей знания.
Культура может рассматриваться с материальной и духовной точки зрения. Она всегда включает в себя опыт и достижения коллективного труда и индивидуального сознания. Формами реализации культуры являются миф, религия, искусство, философия и наука.
Социум и культура – это всегда стороны жизни личности.
Чем важнее роль культуры в социуме, тем разнообразнее ее функции. Главной функцией культуры является ее гуманистическая функция, которая говорит о том, что при помощи культуры между индивидом и природой смягчаются все противоречия. Также находят взаимопонимание между собой и люди при помощи культуры. Если животные пользуются тем, что им дает природа, то человек трансформирует природу, формирует свой мир – среду культуры, которая является для него «второй природой». Людям присуще стремление к красоте. Поэтому следующая важная функция культуры – эстетическая, благодаря которой индивид развивается свои творческие силы и способности. Создается духовный облик человека, который является мерой формируемой культуры [4].
Также очень важная функция культуры – коммуникативная – обеспечивает сочетание традиций и новаторства, историческую преемственность культурных ценностей. Сохраняется и передается социально значимая информация, которую усваивает индивид, совершенствует и передает новым поколениям. Наука, искусство развивают знания и опыт человечества.
Культура также выполняет и нравственную функцию – в процессе воспитания и образования создаются нравственные принципы и цели личности, ее эстетические вкусы и предпочтения (воспитательная функция культуры).
Другими словами, мы можем говорить о человеке в той мере, в какой он владеет культурой. И наоборот – о культуре можно говорить в той степени, в какой у нас есть основания рассуждать о человеке как о существе, который отличается от мира животных.
1.2 Цивилизация и цивилизованность: взаимосвязь с культурной составляющей
Центром любой культуры всегда является язык и религия. Часто общества придают каждой конкретной культуре специфичные особенности, неповторимость – это начинает разделять людей и сообщества. Здесь и начинается конфликт интересов. В действительности же наблюдается не только обособление и противобо
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. — 412 с.
2) Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии: (очерки теории и истории). — М.: Наука, 1981. — 390 с.
3) Бромлей Ю. В. Создано человечеством. — М.: Издательство политической литературы (Политиздат), 1984. — 272 с.
4) Бромлей Ю. В. Человечество - это народы. — М.: Мысль, 1990. — 392 с.
5) В Братиславе проходит массовая демонстрация против мигрантов в ЕС. Новости Mail.ru: [сайт]. URL: // https://news.mail.ru/incident/22414499 (дата обращения: 30.11.2019).
6) Гапич А., Лушников Д. Технологии цветных революций. - М. : Риор, 2016.
7) Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / под ред. И. И. Мазура, А. Н. Чумакова. - М.; СПб.; Н.-Й. : ИЦ «ЕЛИМА», ИД «Питер», 2016.
8) Гринин Л. Е., Коротаев А. В. Инфляционные и дефляционные тренды мировой экономики, или распространение «японской болезни»//Век глобализации. 2017. № 2. С. 14–31.
9) Куда движется век глобализации? Сб. ст. / под ред. А. Н. Чумакова, Л. Е. Гринина. - Волгоград : Учитель, 2016.
10) Мадсен о лицемерии США: 64 «цветные революции» говорят за себя. 2015 // РИА Новости: [сайт]. URL: http://ria.ru/world/20150308/1051500189.html?rubric=world (дата доступа 30.11.2019).
11) Страны БРИКС создали аналог МВФ объемом $100 млрд // rbc.ru: [сайт]. URL: http://top.rbc.ru/finances/07/07/2015/559be15f9a79475a89ba60d0 (дата доступа: 30.11.2019).
12) Чумаков А. Н. Метафизика глобализации: культурно-цивилизационный контекст. - М.: Канон +, Реабилитация, 2016.
13) Чумаков А. Н. «Мягкая сила» как способ решения проблем в глобальном мире // Век глобализации. 2016. № 2. С. 192–195.
14) Этнология/ под ред. Т.А. Титовой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – 404 с.