Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Италия – самая настоящая сокровищница культурных достижений человечества. Невозможно представить эту страну без знаменитого Колизея, падающей Пизанской башни, величественных соборов и церквей, уникальных музеев, галерей, монументов, фонтанов и пр. Культура Италии многогранна и разнообразна, ее история началась много веков назад, и с каждым годом эта сфера жизни государства становится еще шире и интереснее.
Вклад Италии в становление западной цивилизации трудно переоценить. Несколько столетий она была ядром огромной Римской империи. В VIII веке возле Рима была образована Папская область, с тех пор этот город стал мировой столицей католичества.
Что касается культуры, то мощный прорыв в её развитии наступил в эпоху Ренессанса, которая стала настоящей революцией во многих сферах человеческой деятельности по всему Старому Свету. В эпоху Возрождения происходили мощные трансформации творческого потенциала, воображения, мировоззрения и в целом человеческого интеллекта.
Итальянцам трудно дать однозначную и емкую характеристику – это экспрессивный и противоречивый народ. Культура Италии представляет собой сложную смесь с большого количества этнических традиций. На протяжении многих тысяч лет территорию Италии заселяли разные народы, которые оставили после себя удивительные традиции и культуру, другие прошли незаметно для истории Италии, но все племена и народности внесли свой вклад в формировании культуры и местного этноса, и характерных черт итальянских жителей.
Степень научной разработанности проблемы. В последние десятилетия ХХ века и в начале ХХI свое отношение к теоретическим и методическим вопросам культурного облика Италии, высказывали специалисты разных стран, среди которых можно выделить Б. Фукара, Дж. Джокилето, Г. Кьезова, А. Романа, Е. Тайхмана, А. Твардовского, а в России – Ю.Г. Боброва, К.В. Рыцарева, А.С. Щенкова.
Объектом исследования является современный культурный облик Италии.
Предметом исследования являются тенденции развития итальянской культуры.
Цель курсовой работы – провести анализ современного культурного облика Италии.
Задачи:
-рассмотреть становление итальянской культуры;
-проанализировать культуру Италии в XX веке;
-выявить особенности культуры городов Италии;
-рассмотреть сохранения культурного достояния Италии ;
-определить роль культурной политики Италии в формировании имиджа страны за рубежом.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории, методологии и организационно-экономических и правовых аспектов в сфере мировой культуры.
Теоретическое значение исследования определяется расширением научных представлений о современном культурном облике Италии.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Культурно-исторические ресурсы Италии
1.1. Становление итальянской культуры
Территория современной Италии в различные периоды истории служила местом поселения многих народов. Так, много веков до нашей эры на территории современной Тосканы проживали этруски, а солнечная южная часть Апеннин была облюбована греческой цивилизацией. Несомненно, разносортный этнический состав итальянских жителей наложил свой отпечаток на культуру страны.
Становлением итальянской культуры принято считать период появления цивилизации Древнего Рима. Этруски оставили после себя немало культурных и исторических памятников: некрополи, руины городов, предметы быта, статуэтки, фрески и многое другое. В царский период (VIII-VI века до н.э.) были созданы известные на весь мир «Законы двенадцати таблиц» и построены Великая клоака (сточный канал, действующий до сих пор), храм на Капитолий, первый цирк. [10, с. 81]
В период Республики (V-I века до н.э.) были основаны Фламиниева и Аппиева дороги, возведены многочисленные форумы, термы, храмы, административные здания (их руины можно встретить во многих городах Италии). Однако большая часть исторических памятников культуры Древнего Рима была создана в период Империи. К ним относятся римский Колизей, храм Пантеон, большое количество акведуков, триумфальных арок, терм, амфитеатров, вилл, колонн, дворцов и пр. Помимо архитектуры культура древних римлян включала в себя прозу и поэзию, традиционную музыку, театральное мастерство, различные виды художеств [5, с. 104].
Исчезновение империи Древнего Рима (476 год) принято считать временем упадка культуры Италии. Признаки духовного возрождения появились спустя шесть столетий, а его расцвет датирован историками XIII-XIV веками. Кроме того, искусствоведы выделяют так называемую «Эпоху Италии». Она относится к итальянской эпохе Возрождения и делится на три периода. Проторенессанс, который в свою очередь делится на составляющие:
- Дученто, который считается основоположником Ренессанса. Этот период датирован XIII-началом XIV века.
-Треченто – наследник Проторенессанса. Этот исторический промежуток датирован XIV веком.
-Кватроченто, он же Ранний Ренессанс, появившийся в XV веке.
-Чинквеченто – знаменитая эпоха Ренессанса. Она делится на два периода:
1. Высокое Возрождение – считается классическим периодом Ренессанса и датирован концом XV – первой четвертью XVI века.
2. Позднее Возрождение – то же Высокое Возрождение, ключевым стилем которого является маньеризм. Этот период характерен для Венеции и завершается в конце XVI века. Каждый исторический период истории итальянской культуры имеет свои особенности [1, с. 38].
Знаменитый стиль барокко родился и развивался в Италии. Художественными центрами этого течения в искусстве считают Мантую, Рим, Флоренцию и Венецию. Именно здесь появились первые барочные работы в скульптуре, архитектуре и живописи. Специалисты считают барокко кризисным стилем, появившимся из-за рождения маньеризма и постепенного отхождения от принципов гуманизма.
Несмотря на мрачные и нереалистичные образы творцов-маньеристов, люди не перестали наслаждаться дарами природы, искусства и жизни в целом. Эпохе барочного искусства сопутствовали не самые радостные периоды европейской жизни: засилье инквизиции, Контрреформация, работорговля, вездесущее насилие и пр. Тем не менее, вычурность, пышность и элегантность всех разновидностей искусства выдавало истинные желания людей и аристократии.
В начале XVIII века искусство Италии находилось во власти позднего барокко. Только в этой стране оно смогло продержаться так долго. Стиль уже начал терять свою правдивость, в творениях мастеров этого времени можно увидеть усталость, бравурность, накопление кризисных черт, неискреннюю патетику. Тем не менее, в работах некоторых провинциальных художников и декоративных живописцев имеются некоторые обновления, где образы рассказывают о чувствах человека, истории и природе. Самыми яркими творцами эпохи позднего барокко являются Карло Маратта, Витторе Гисланди, Джованни Батиста Тьеполо, Креспи [10, с. 93].
Следующий этап истории культуры Италии связан со стилем рококо. Итальянцы принимали активное участие в зарождении и развитии этого течения. Для рококо характерны роскошь и желание испытывать наслаждения каждый миг. Поэтому дворцы этого периода имели роскошные интерьеры, дамы одевались в пышные платья, стали использовать большое количество косметики. Именно в это время стало модным «носить» мушки на лице. Помимо создания великолепных интерьеров, течение рококо внедрилось и в тематическую живопись, портрет, архитектуру, скульптуру. Большая часть зданий была украшена скульптурными композициями и орнаментами в форме раковины.
Также ему сопутствовало развитие ювелирного дела, рисования гобеленов, ткачества и производства мебели. Художники названного течения изображали на полотнах различные увеселительные мероприятия: театральные представления, праздники, влюбленные пары, персонажей из мифологии, а на портретах все лица представлены улыбающимися и счастливыми.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамчик М.В. Страны мира и континенты. - Минск: «Харвест», 2010 - 384 с.
2. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме: учеб. пособие для вузов/ И.С. Барчуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 224 с.
3. Биржаков М.Б. Введение в ТУРИЗМ: Учебник. - Издание 8-е, переработанное и дополненное. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2010. - 512 с.
4. Георгиенко, Ф. А. 100 величайших памятников архитектуры. Всемирное наследие ЮНЕСКО / Ф.А. Георгиенко, Е.В. Дроздова, Т.В. Кигим. - М.: Эксмо, 2016. - 336 c.
5. Искусство Италии конца ХIII - XV веков. - М.: Искусство, 2008. - 450 c.
6. История культуры: Ю. Липперт - Санкт-Петербург, Либроком, 2010 г.- 264 с.
7. Италия. - М.: Эксмо, 2010. - 688 c.
8. Каттанео, Марко. Самые уникальные заповедники мира. Всемирное наследие ЮНЕСКО / Марко Каттанео, Жасмина Трифони. - М.: АСТ, Астрель, 2014. - 400 c.
9. Культурология: Под редакцией С. И. Самыгина - Санкт-Петербург, Феникс, ИКЦ «МарТ», 2010 г.- 352 с.
10. Ланца, Д. Томази Дзалапи А. Дворцы Италии. Сицилия / Д. Ланца Томази А. Дзалапи. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2005. - 324 c.
11. Лосева, Н. М. Искусство Этрурии и древней Италии / Н.М. Лосева, Н.А. Сидорова. - М.: Искусство, 2016. - 304 c.
12. Любимов Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии / Любимов, Лев. - М.: Просвещение, 2011. - 320 c.
13. Мистическая Италия: Э. Жебар - Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 346 с.
14. Рассел, Джесси. Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Европе / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 550 c.
15. Рубанек, К. П. Международно-правовые проблемы Юнеско / К.П. Рубанек. - М.: Международные отношения, 2015. - 168 c.
16. Рутенбург, В. И. Истоки Рисорджименто. Италия в XVII - XVIII веках / В.И. Рутенбург. - М.: Наука. Ленинградское Отделение, 2015. - 304 c.
17. Смирнова, И.А. Искусство Италии / И.А. Смирнова. - М.: Искусство, 2012. - 450 c.
18. Сокровища человечества. Памятники культуры, внесенные в Список современного наследия ЮНЕСКО. - М.: БММ, 2016. - 336 c.
19. Тарле Е. В. История Италии; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 198 c.
20. Федорова, Е. В. Знаменитые города Италии. Рим. Флоренция. Венеция / Е.В. Федорова. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 480 c.
21. Хрестоматия по истории мировой культуры: А. В. Мисюн, А. Г. Баканурский - Санкт-Петербург, Бурун Книга, 2009 г.- 656 с.
22. Энциклопедия стран мира/ Глав. Ред. И.А. Симония; редкол.В.А. Мараков, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков; редислов. И.А. Симонии; НПО «Экономика», РАН, отделение обществ. Наук. - М.: ЗАО «Из-во «Экономика», 2010. - 1319с.