Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Защита человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла практически сразу с появлением на Земле людей. Стихийные явления угрожают всем нам с начала цивилизации. Но необходимо сразу сказать, что стопроцентной безопасности не существует нигде. И что самое страшное во всем этом, что природные катастрофы могут приносить колоссальный ущерб.
Чрезвычайные ситуации природного характера, или так называемые «стихийные явления» в последние годы имеют тенденцию к росту. Так как речь у нас в данной работе идет о стихийных бедствиях на территории Российской Федерации, то особенно хочется отметить, активизацию действия вулканов на Камчатке, учащаются случаи землетрясений, так же на Камчатке, Сахалине, Курилах, Забайкалье, и на Северном Кавказе. Следует также отметить, что почти регулярными стали наводнения на Дальнем Востоке, Прикаспийской низменности, в Южном Урале, и на территории Сибири. Не говоря о гололеде, снежных заносах, бурях, ураганов и смерчей, которые ежегодно навещают нашу страну.
Природные катаклизмы и чрезвычайные ситуации приводят к уничтожению материальных ценностей, а самое страшное, что они нанесет увечья и гибель людей. Настоящим бичом в данном случае являются землетрясения, которые обычно охватывают обширные территории, а также приводят к огромным разрушениям и многочисленным человеческим жертвам.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует корректировки системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них культуры безопасности и готовности их к обеспечению защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в условиях современного мира. Формирование культуры безопасности у подрастающего поколения страны является общешкольной задачей, но при этом, необходимо отметить что, главная роль принадлежит школьному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Исследуя литературные источники, мы пришли к выводу, что существует много различных методических пособий, рекомендаций по формированию культуры безопасности у обучающихся, но не имеется общедоступных, четко сформулированных методик проведения занятий, посредством которых учитель ОБЖ смог бы полноценно осуществить свою деятельность по воспитанию культуры безопасности у обучающихся.
Актуальность исследования определяется растущим числом пострадавших при различных видах ЧС. В связи с этим современному обществу необходимо уделять особое внимание культуре безопасности населения. Важная роль в котором отводится учебному предмету ОБЖ, целью которого является формирование у обучающихся культуры безопасности.
Объект исследования: образовательный процесс по предмету ОБЖ.
Предмет исследования: методика формирования культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ.
Цель исследования: изучить методику развития у обучающихся культуры безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть многообразие природных стихийных явлений, классификация;
• Изучить понятие и структурные компоненты культуры безопасности;
• Выявить педагогические условия формирования культуры безопасности у обучающихся;
• Проанализировать методику формирования культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Многообразие природных стихийных явлений, классификация
Как уже отмечалось, природные явления приводят к гибели людей и крупному экономическому ущербу. К таким последствиям часто приводят, например, землетрясения, оползни, снежные лавины, обвалы, сходы ледников, наводнения, извержения вулканов, лесные пожары, грозы, торнадо, штормы, жара, ураганы и т.д. Многообразие причин, приводящих к возникновению этих стихийных природных явлений, создает определенные трудности в их прогнозировании и тем самым возможность предотвращения больших потерь пока остается весьма низкой. Примером тому является гибель 136 чел. в Северной Осетии при сходе ледника Колка в сентябре 2002 г.
В США, несмотря на развитую систему мониторинга с функциями предупреждения о стихийных бедствиях в 2003 г., грозы вызвали серьезные экономические потери, связанные со страховыми выплатами 7,7 млрд. долларов в 39 штатах. Основными причинами такого ущерба были не столько сами грозы, а сопровождавшие их мощное выпадение градин больших размеров и торнадо. Это были самые большие страховые потери в США от гроз за период с 1950 г. Но прошедший в 2005 году ураган Катрина побил все рекорды, унеся жизни 1833 человек, а пострадали 500 тыс. человек, в то время как экономический ущерб составил порядка 125 млрд. долларов .
Тем не менее, изучение условий возникновения экстремальных природных явлений позволяет выявить и сформулировать закономерности взаимодействия биологических и физических подсистем окружающей среды, обеспечив тем самым возможность хотя бы статистического прогноза опасных природных явлений. Рассмотрим классификацию опасных природных процессов (Таблица 1).
Таблица 1
Классификация опасных природных процессов
Тип опасного природного процесса Краткая характеристика
Космогенные опасные процессы Наиболее ярким проявлением космогенных процессов являются магнитные бури. Это сильные возмущения магнитного поля Земли, вызываемые воздействием усиленных потоков солнечной плазмы (солнечного ветра) на магнитосферу Земли. Происходит нарушение биологической ритмики, приводящее к увеличению сердечно-сосудистых заболеваний
Кометы, астероиды, метеориты В зависимости от размеров космического тела, вошедшего в атмосферу Земли, могут возникать опасности для населения при их падении на сушу или может происходить загрязнение атмосферы метеорной пылью с последствиями для климата планеты. Реальную глобальную опасность представляют астероиды размером свыше 1 км
Озоновые дыры Небольшие изменения количества озона в атмосфере могут привести к серьезным изменениям интенсивности ультрафиолетового облучения земной поверхности с непредсказуемыми последствиями для населения.
Торнадо, смерчи, ураганы Основным поражающим фактором движущихся воздушных масс являются ветровые воздействия, мощность которых принято оценивать по 12-ти бальной шкале Бофорта. Наиболее разрушительные воздействия ветер начинает оказывать при скорости выше 23 м/с. Для градации скорости ветра при торнадо используется 6-ти бальная шкала, начиная от 20 м/с.
Дожди, грозы Эти гидрометеорологические явления обычно сопровождают ураганы и бури, усиливая разрушения. Выпадение жидких атмосферных осадков в течение нескольких суток создают наводнения, эрозию, сели и оползни в горах. Грозы приводят к гибели людей и повреждениям электросетей, а также вызывают лесные пожары
Опасные природные явления в атмосфере зимнего времени Сильный снегопад, метель, гололед, мороз, ледовые явления: гололед, гололедица, обледенение. Эти явления могут нарушать функционирование транспортных магистралей и систем жизнеобеспечения, разрушать постройки и снижать эффективность экономических структур
Опасные природные явления в атмосфере летнего времени Жара, засухи, суховеи. Сильная длительная жара приводит к снижению урожая в сельском хозяйстве, повышает риск возникновения многих заболеваний и лесных пожаров, оказывает истощающее воздействие на запасы воды и снижает плодородие почв.
Метеогенно- биогенные опасные природные явления Природные пожары (степные, лесные, подземные) приводят к уничтожению лесных массивов, гибели животных и растений, загрязнению атмосферы, нарушению теплового баланса, эрозии почвы. В ряде случаев природные пожары являются причиной гибели людей.
Гидрологические и гидрогеологические опасные природные процессы Наводнения (половодья и паводки), зажоры, заторы, наледи, подземные льды, термокарст, ранние прибрежные льды, сплошной ледяной покров в портах, оледенение судов и портовых сооружений, морские и горные льды, тайфуны, сильные волнения на море, ветровой нагон, волновая абразия берегов морей и океанов, колебания уровня грунтовых вод, колебания уровня вод закрытых водоемов, карст, суффозия
Геологические опасные природные процессы Тектонические (длительные колебания уровня Мирового океана, извержение вулканов, землетрясения, горные удары, разжижение грунта); геофизические (геопатогенные, радиогенные) и геохимические (ореолы месторождений); склоновые процессы (обвалы, камнепады, осыпи, курумы, оползни, сели, лавины, пульсирующие ледники, плоскостной склоновый смыв, крип, солифлюкция, дефлюкция, просадка лессовых пород, эрозия склонов, эрозия речных берегов); завальные и ледниковые наводнения; ветровая эрозия почв (пыльные бури).
В современных условиях функционирования СПО практически невозможно разделить природные и антропогенные процессы, взаимодействие между которыми в значительной мере определяет динамику многих стихийных бедствий. Уровень этого взаимодействия определяется оснащенностью конкретного региона защитными средствами и готовностью населения к опасностям, связанным с экстремальными событиями. Под экстремальными событиями понимается любое событие в геофизической системе, характеристики которого приобретают сравнительно большие отклонения от средних значений. Но уровень катастрофичности этих отклонений зависит от восприятия и оценки опасности природного явления населением региона, которые определяются совокупностью экономических, технических и морально-этических параметров. Известно, что население, проживающее в местах, где природные катастрофы случаются с определенной повторяемостью, и население территорий с низкой опасностью появления чрезвычайных ситуаций воспринимают их по-разному, т.е шкалы опасности для них разные .
Опасные природные процессы могут классифицироваться по масштабу проявления, времени, характеру происхождения, по площади проявления, а также по характеру воздействия:
• оказывающие преимущественно разрушительное действие (ураганы, тайфуны, смерчи, землетрясения, нашествие насекомых (саранчи и др.));
• оказывающие преимущественно парализующее (останавливающие) действие для движения транспорта (снегопад, ливень с затоплением, гололед, гроза, туман);
• оказывающие истощающее воздействие (снижают урожай, плодородие почв, запас воды и других природных ресурсов);
• стихийные бедствия, способные вызвать технологические аварии (природно-технические катастрофы) (молнии, гололед, обледенение, биохимическая коррозия и др.).
Некоторые явления могут быть многоплановыми. Например, наводнение может быть разрушительным для города, парализующим — для затопленных автодорог и истощающим — для урожая.
1.2. Понятие и структурные компоненты культуры безопасности
Понятия «культура безопасности» и «безопасность жизнедеятельности» отражают взаимосвязанные процессы и явления. Культура безопасности как социальное явление воплощена в науке (научные знания о безопасности человека и общества), мифологии, религии, искусстве, спорте, идеологии. Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина систематизирует и обобщает данные разных наук, в понятийной форме отражает законы безопасности человека и общества. Под безопасностью жизнедеятельности на индивидуально-личностном уровне следует понимать характеристики человека и его жизнедеятельности, основным содержанием которой является творческое усвоение этим человеком культуры безопасности [9].
В конце ХХ – начале ХХI в. сложилось понимание того, что культура безопасности должна относиться не только к персоналу потенциально опасных объектов и сводиться к подготовленности должностных лиц, но и применяться по отношению к каждому человеку в отдельности и обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных