Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях человеческий капитал компании является основой обеспечения успеха в конкурентной борьбе, что побуждает менеджеров заниматься целенаправленным формированием корпоративной культуры, соблюдаемой в том или ином виде в любой компании. В некоторых из них она формируется из поколения в поколение, а в других — стихийно без целенаправленной осознанной работы со стороны руководства. Безусловно, корпоративная культура способствует повышению эффективности деятельности работников и их лояльности только в случае, если она учитывает особенности деятельности компании. Исходя из этого корпоративную культуру можно охарактеризовать как некую систему ценностей, норм поведения, которые способствуют эффективному достижению целей компании, увеличивают ее авторитет и привлекательность как для обычных сотрудников, так и для партнеров по бизнесу и потенциальных инвесторов. Корпоративная культура становится предметом дискуссий на многочисленных форумах. Многие мировые корпорации регулярно объявляют об изменениях, происходящих в их корпоративной политике, или о запуске новых программ корпоративной культуры.
Для западных предпринимателей программы корпоративной культуры давно стали неотъемлемой частью работы компании. Для того чтобы бизнес-процессы были эффективными, требуется внедрение на предприятии четкого свода норм и правил, закрепляющих основные «правила игры». Необходимо, чтобы каждый работник осознавал и разделял корпоративные ценности предприятия, поскольку от этого зависят успешная работа и развитие всей организации, а также эффективное взаимодействие подразделений предприятия и продуктивное взаимодействие с клиентами и партнерами. Грамотная политика в области корпоративной культуры позволяет выстраивать гармоничные отношения внутри коллектива и повышать лояльность персонала, а также поддерживать общий командный дух, от силы которого часто зависит безопасность всего предприятия. Стройная система норм поведения и корпоративных ценностей также помогает предприятию создавать единый вектор продвижения и развития. Однако на настоящий момент согласно данным аналитических и исследовательских агентств только в 10–15% российских компаний серьезно занимаются работой в области корпоративной культуры и имеют в своей структуре специализированные подразделения.
Цель исследования – выполнить сравнительный анализ корпоративных культур образовательных учреждений (на примере СПбГУПТД и Белорусского государственного технологического университета).
Задачи исследования:
1) изучить историю изучения корпоративной культуры;
2) рассмотреть характеристику структурных элементов корпоративной культуры;
3) выявить методику анализа корпоративной культуры организации;
4) проанализировать результаты анализа корпоративной культуры СПбГУПТД и Белорусского государственного технологического университета.
Объект исследования – корпоративная культура СПбГУПТД и Белорусского государственного технологического университета.
Предмет исследования – сравнительный анализ корпоративных культур образовательных учреждений.
Работа по структуре состоит из введения, четырех глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 История изучения корпоративной культуры
Понятие культуры имеет обширную и продолжительную историю, но его применение к организации стало осуществляться относительно недавно – около 70 лет назад. Стимулом для появления термина «организационная культура» стали исследования различных специалистов в области менеджмента, психологии, социологии и других социальных наук в XX веке. Различные эксперименты и теоретические изыскания привели к укреплению понятия в сознании профессиональных менеджеров. Вторая половина XX века ознаменована различными отношениями менеджеров к понятию организационной культуры.
Некоторые управленцы рассматривали организационную культуру как причину неудач, другие считали, что ею невозможно управлять, а третьи предпринимали попытки использовать ее в качестве источника ресурсов. Середина 1930-х годов – время, когда сближались различные теории управления организацией. В этот период рос интерес к сущности культуры организации, появлялись различные теории о содержании и развитии организационной культуры. Необходимо заметить, что ключевые вопросы, связанные с культурой организации, не являются новыми для социальных наук [7].
Существует множество различных публикаций и исследований на тему изучения организационной культуры, но лишь немногие из них содержат новое научное знание. Значительная часть исследований посвящена решению практических задач, анализу моделей поведения человека в организации и другим вопросам, объединенным понятием организационной культуры. Доказательство существования культуры организации. Одна из версий гласит, что понятие «организационная культура» появилось в 1920-е гг. в СССР. Оно было предложено советским ученым А. Гастевым, который рассматривал производительность труда через призму трудовой культуры человека. Через несколько лет эксперименты Э. Мэйо в Western Electric доказали, что на поведение сотрудников оказывают влияние не только физические факторы. Именно эти эксперименты принято считать пусковым механизмом интереса к организационной культуре как объекту для исследования.
Концептуальное определение организационной культуры и теоретические разработки в данной области продолжили Ч. Барнард и Г. Саймон в конце 1930-х гг, исследуя понятие «организационной морали». Позднее другие специалисты доказали в своих исследованиях эффективность предложенной У. Демингом концепции «философии сотрудничества». Эмпирические исследования касательно организационной культуры впервые были проведены М. Далтоном в 1950-х гг. Результаты этих и других подобных исследований подтвердили существование внутри организации особой сущности, которая способна оказывать влияние на поведение сотрудников [17].
Изучение организационной культуры. После эмпирически полученных доказательств существования организационной культуры акцент в исследованиях переместился на изучение ее роли, особенностей и факторов влияния. Об этом свидетельствует такие труды, как работа Д. Хэмптона и Х. Трайса, опубликованная в конце 1960-х гг. Следующим уровнем исследований становится доказательство взаимосвязи между рыночным успехом организации и характеристиками ее организационной культуры. Уже в начале 1980-х гг. несколько специалистов на примере крупнейших корпораций США продемонстрировали преимущества компаний с развитой корпоративной культурой.
Одновременно с этими исследованиями сфера менеджмента постепенно отказывается от таких корпоративных ценностей, как дисциплина, иерархия, централизация. На смену им приходит коллективизм, ориентация на потребности, творчество и раскрытие личности. Это способствует появлению серьезных теоретических обоснований необходимости существования организационной культуры и управления ею. Основоположником комплексного подхода к понятию организационной культуры принято считать Т. Парсонса.
Таким образом, результатом многочисленных исследований, проведенных в течение последних десятилетий в области организационной (корпоративной) культуры, определилось ее проблемное поле, сложились различные теории, научные направления и подходы. В настоящий момент существует тенденция к созданию теоретических моделей организационной (корпоративной) культуры и перенесению их на реальные объекты, в то время как в прошлом столетии теория строилась на основании обширных практических исследований. Современные руководители ищут не рецепты успеха, а строят концепцию управления организацией, основанную на усилении творческого потенциала работников и их социальной мобильности, что, в конечном счете, и обеспечивает рыночный успех. Такого рода управленческий подход в свою очередь приводит к повышению качества жизни работников.
Согласно работам Г. Хофстеде [1] корпоративная культура подразделяется на организационную и деловую. По его мнению, на уровне культуры осуществляется «коллективное программирование» сознания, а именно формирование мировоззрения путем воспитания индивидуума. Многие авторы отмечали, что корпоративная культура состоит из множества субкультур [5]. Представления о корпоративной культуре как культурной сети были заложены в работах Г.Джонсона [6], а о трех уровнях культуры (поверхностный, подповерхностный и глубинн
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блинова О. А., Журавлева Л. А., Кружкова Т. И., Оболенская А. Г. Организационная девиантность: социально-философский анализ // Социум и власть. 2018. № 4 (72). С. 19–27
2. Грошев И.В. Организационная культура: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Юнити-Дана, 2015.
3. Донник И. М., Воронин Б. А., Целищев Н. Н. Экологическая культура в системе духовно-нравственного воспитания // Духовность и нравственность в условиях кризисного социума: материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов, представителей образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства, общественных организаций, масс-медиа. 2016. С. 232–245.
4. Зарубина Е. В. Морально-психологический климат как элемент организационной культуры // Аграрное образование и наука. 2017. № 1. С. 10.
5. Зарубина Е. В., Фатеева Н. Б. Качественные методы изучения организационной культуры предприятия // Аграрное образование и наука. 2016. № 4. С. 36.
6. Журавлева Л. А., Кружкова Т. И., Пономарева С. И. Менеджмент качества современного университета как фактор его конкурентоспособности // Антикризисные механизмы в условиях экономических преобразований: новый общественный контракт: материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 8–11
7. Журавлева Л. А., Емельянова С. И., Синько В. Н. Организационная культура университета // Экономика и управление: современные проблемы: материалы Всероссийской национальной научно-практической конференции «Тенденции развития гуманитарного и социально-экономического образования в высшей школе». Т. 2. 2018. С. 20–24.
8. Карнеги Д. Мотивационные теории / Д. Карнеги. – М.: Наука, 2013 - 105с
9. Козлов В.В. Корпоративная культура. - М.: АльфаПресс, 2015.
10. Липатов С.А. Проблема взаимодействия человека и организации: концепции и направления исследований. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2012;(1):85–96.
11. Менеджмент организации: учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену студентов направления подготовки «Менеджмент» / М.Г. Бекирова, И.Б. Давыдкина, [и др.]; Волгогр. филиал Росс. эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова. – Волгоград: Сфера, 2018. – 430 с.
12. Мотивация труда и повышение эффективности работы / Н.Н. Комарова // Человек и труд. – 2013. – №10. – С.7-16
13. Петров А.В., Карасева К.С.Основные теоретические подходы к исследованию современной корпоративной культуры труда. // Вестник Санкт-Петербургского университета - сер. 12. 2015 - №2 – С.86–92
14. Потемкин В.К., Покровская Н.Н., Спивак В.А. Организационная культура. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та; 2013. - 332 с.
15. Проблемы федерального бюджета и пути преодоления экономического кризиса Прижигалинский В.П., Медовый А.Е. Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2016. № 1. С. 57- 66
16. Рыночные пути стабилизации обстановки и выходы из кризиса на российском рынке. Медовый А.Е. В сборнике: Структурные преобразования экономики Северного Кавказа: точки роста и перспективы развития Материалы международного экономического форума. Редколлегия: Гришин В.И., Некрасов Е.Е., Асланов Д.И.. 2016. С. 193-201
17. Экономическая и экологическая безопасность РФ в условиях мирового кризиса. Прижигалинский В.П., Медовый А.Е., Носолева Л.В. Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2016. № 1. С. 51-56
18. Бородин С.И., Богуславский П.Д. Функции и типы корпоративной культуры // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30119
19. Зиновьева Ю.Н. Генезис экономической мысли по вопросам формирования командообразования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/54595
20. Эволюция идей организационной (корпоративной) культуры. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29332944