Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время современной культурологией досуговая деятельность рассматривается в качестве процесса формирования условий мотивационного выбора индивидами предметной деятельности. При этом данный процесс определен личностными потребностями и интересами. На сегодняшний день запросы аудитории лежат в основе всей деятельности учреждений культуры и досуга. Развитие рыночных отношений приблизило культурно-досуговую деятельность к технологиям маркетинга, в основе которых лежит вопрос поиска и удовлетворения потребностей отдельных социальных групп. Непосредственно же культурно-досуговая деятельность преобразуется в индустрию досуга.
Культура и такой ее элемент как культурно-досуговая деятельность переживают в настоящее время существенные трудности. Так, на культуру влияют формирующиеся социально-политические и социально-экономические механизмы, а также культура оказывает самостоятельное значительное влияние на их развитие, представляет собой своеобразный социальный катализатор. Исходя из этого, эффективность управления культурно-досуговой деятельностью на муниципальном уровне является актуальной темой.
Досуговая жизнедеятельность является лучшим средством для формирования у детей правильного мировосприятия и мироощущения, глубокого понимания нравственных и духовных ценностей.
Досуговая жизнедеятельность является лучшим средством для формирования правильного мировосприятия и мироощущения, глубокого понимания нравственных и духовных ценностей. В связи с вышеизложенным тема курсовой работы является актуальной.
Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей.
Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Повышенный интерес к исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.
Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. Молодежные субкультуры представляют собой явление, обусловленное как характером культуры и социальных взаимодействий современного общества, так и принципиальным изменени3 ем в его рамках места и роли молодежи. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи.
Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.
В зарубежной и отечественной науке исследование досуга и свободного времени представлено именами таких ученых, как Б.Л. Грушин, Ж. Дюмазедье, Г.Е. Зборовский. Они заложили основные подходы к изучению свободного времени и досуга [3, с. 56].
На современном этапе осуществляется множество научных исследований, посвященных выяснению значения досуговой сферы жизнедеятельности для молодежи, изучаются социальная значимость досуга, его особенности и характеристики в современных российских условиях. Среди них можно выделить работы Л.А. Акимовой, А.А. Басилая, Е.М. Бабосова, И.А. Бутенко, Т.Г. Бутовой, А.Л. Маршака, К.Г. Мяло, А.А. Резванова, О.В. Ромах, Б.А. Ручкина, Р. Стебинса [3, с. 57]. Вследствие того, что сфера досуговой жизнедеятельности молодежи чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, возникает необходимость научного изучения данного социокультурного феномена.
Объект исследования – организация подросткового и молодежного досуга.
Предмет исследования – современные отечественные и зарубежные подходы к управлению организации досуговой деятельности подростков и молодежи.
Цель исследования состоит в изучении современных отечественных и зарубежных подходов к организации подросткового и молодежного досуга.
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и формы досуга.
2. Рассмотреть теоретические нормативно-правовые основы управления в сфере досуговой деятельности.
3. Рассмотреть особенности подросткового и молодежного досуга.
4. Охарактеризовать особенности современных отечественных и зарубежных подходов к организации подросткового и молодежного досуга.
1. Досуг как социокультурная форма жизнедеятельности
1.1 Сущность и формы досуга
Досуг – это свободное время, организованное в какие-либо виды. Понятие досуга неразрывно связано с понятием свободного времени, т.е. времени, свободного от работы и других обязательных занятий и дел, используемого полностью по своему усмотрению. И в этом смысле понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями.
Досуг часто определяется как качество опыта или как свободное время. Свободное время - это время, проведенное вне бизнеса, работы, поиска работы, работы по дому и образования, а также необходимых занятий, таких как еда и сон. В настоящее время экономические и социальные силы отнимают у человека свободное время. Конечно, досуг большинства людей не является полностью свободным выбором и может быть ограничен социальным давлением, например, люди могут быть вынуждены проводить время в саду из-за необходимости идти в ногу со стандартами соседних садов или идти на вечеринку из-за социального давления.
Досуг как опыт обычно подчеркивает аспекты воспринимаемой свободы и выбора. Это сделано «ради себя», для качества опыта и участия.
В различных дисциплинах есть определения, отражающие их общие проблемы организации досуга: например, социология и психология определяют досуг как психические и эмоциональные состояния и условия. С точки зрения исследования, эти подходы имеют то преимущество, что их можно измерить и сопоставить по времени и месту [1, с. 72].
Изучение досуга и социология досуга являются академическими дисциплинами, связанными с изучением и анализом досуга. Отдых отличается от досуга тем, что это целенаправленная деятельность, которая включает в себя опыт досуга в контексте деятельности. Экономисты считают, что свободное время ценно для человека, например, заработная плата, которую он может заработать за то же время, потраченное на деятельность. Если бы это было не так, люди бы работали, а не отдыхали. Однако, различие между досугом и неизбежными видами деятельности не является строго определенным, например, иногда люди выполняют ориентированные на работу задачи как для удовольствия, так и для долгосрочной пользы.
Родственным понятием является социальный досуг, который включает в себя неторопливые действия в социальных условиях, такие как внеклассные мероприятия, например, спорт, клубы. Еще одна связанная с этим концепция - это семейный досуг. Отношения с другими людьми обычно являются основным фактором, как в удовлетворенности, так и в выборе.
Таким образом, именно в свободное время, во время досуга есть возможность научиться понимать и чувствовать современный окружающий мир, проникать в глубины его прошлого, чтобы лучше понять будущее и почувствовать взаимосвязь времен.
В современных социологических и психологических исследованиях формы досуга разделяются, прежде всего, по способу их проведения – на активные и пассивные. К первым относятся все деятельностные разновидности досуга, ко вторым – пассивное восприятие «продукции» общества потребления.
Досуг имеет деятельностную природу, т.е. не является исключительно пассивным отдыхом. Особенностями досуговой деятельности является ее необязательный, свободный и добровольный характер, бескорыстность, а также соответствие потребности человека в самовыражении [2, с. 39].
Как и всякая деятельность, досуговая деятельность является целенаправленной, систематичной, результативной, что позволяет говорить о возможности ее специальной организации.
Если рассматривать досуговую деятельность в целом, то она дифференцируется на несколько групп:
- образовательная досуговая деятельность, удовлетворяющая познавательные интересы и потребности личности, выходящие за рамки его профессиональных интересов или дополняющие их; к ней отно
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : учеб. пособие для студ. вузов /Г.А. Аванесова. - М. : Аспект Пресс, 2015. – 236 с.
2. Акимова Л. А. Социология досуга: Учебное пособие / Л. A. Акимова; МГУКИ. М., 2013. – 123 с.
3. Воловик А. Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. М.: МПСИ Флинта, 2018. – 232 с.
4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Смысл, 2003. – 512 с.
5. Гагин В. П. Досуговая культура подростка как педагогическая проблема / В. П. Гагин // Мир образования – образование в мире. – 2014. – № 2. – С. 136-144.
6. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Е.И. Григорьева. - Тамбов: Першина, 2004. - 406 с.
7. Зборовский Г. Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи / Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. – 2016. – № 12. – С. 56-63.
8. Крестьянов В. П. Педагогика досуга: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры /
В.П. Крестьянов. – Орел: ОГУ, 2010. – 156 с.
9. Медведева С. А. Организация культуры на местном уровне: опыт разработки методов реализации полномочий поселений в сфере культуры / С.А. Медведева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2014. – № 5. – С. 14-40.
10. Новаторов, В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состав, проблематика, перспективы развития / В.Е. Новаторов // Вестник Омского университета. – 2019.– № 3. – С. 109-114.
11. Пашкина, Л. Н. Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций/Л.Н. Пашкина// Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 1. - С. 172-176.
12. Педагогика : большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич – Минск: Современное слово, 2015. – 720 с.
13. Рябков, В. М. Методологические основы историографии социально-культурной деятельности как научной отрасли педагогической науки / В. М. Рябков // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 5. - С. 94-98.
14. Рябков, В. М. Теоретико-методологические основы понятия "эффективность социально-культурной деятельности" / В. М. Рябков // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств е. - 2011. - № 3. - С. 95-98.
15. Соколов, Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры /
Э.В. Соколов. – Москва: издательство «Литература», 2009. – 216 с.
16. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалева.– М.: МПСИ, 2017. – 213 с.
17. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: учебное пособие / Ю. А. Стрельцов. Изд. 2-е. М.: МГУКИ, 2003. – 296 с.
18. Фрейд З. Психоаналитические этюды / сост. Д. И. Донской, В. Ф. Круглянский. Минск: Попурри, 2010. – 608 с.
19. Шарковская, Н. В. Сущность социально-культурной активности /
Н.В. Шарковская // Вестн. Москов гос. ун-та культуры и искусств. – 2017. – № 3. – С. 174-178.
20. Шубина И.В. Социально-культурная деятельность в системе контроля и профилактики девиаций в подростково-молодёжной среде / И.В. Шубина. - СПб.: Амра, 2014. – 129 с.
21. Эльконин, Д.Б. Психология детского возраста / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2012. – 360 с.