Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные предприятия развлекательной и социально-культурной сферы за последние десятилетия начали работу в активной конкурентной среде и вынуждены постоянно бороться за своих клиентов, формируя и выделяя новые конкурентные преимущества, расширяя ассортимент услуг, тем самым, становясь все более ценными и востребованными для целевой аудитории. Одним из ключевых направления повышения конкурентоспособности является внедрение и применение инновационных культурно-досуговых методик, которые в большой степени соответствуют современным тенденциям и интересны клиентам. Это позволяет организациям данной сфере демонстрировать свою проактивность и динамичность развития, заинтересованность в клиентах и позиционирование стремления всегда быть им полезными и нужными, и, соответственно, стать для своих клиентов партнерами и друзьями.
В связи с этим представляется важным и актуальным изучить инновационные аспекты и тенденции развития культурно-досуговых методик в деятельности современных организации.
Цель работы – анализ инноваций и тенденций в применении современных культурно-досуговых методик.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие культурно-досуговые методики,
- выделить особенности и проблемы применения культурно-досуговых методик,
- выявить инновации в разработке и применении культурно-досуговых методик,
- определить тренды развития культурно-досуговых методик.
Предметом исследования являются культурно-досуговые методики.
Объект исследования – инновации и тенденции развития культурно-досуговых методик.
Методы исследования – анализ научной литературы, публицистических статей, отраслевых отчетов, официальных сайтов предприятия социально-культурной сферы, методы анализа и синтеза, системного и комплексного анализа.
1.Теоретические основы социально-культурной деятельности
1.1. Досуг как метод развития и отдыха современного человека
Методикой социально-культурной деятельности в сфере социокультурной интеграции молодёжи называют совокупность средств, форм и методов, используемых при решении поставленных задач, стоящих перед учреждениями культуры или образования. Владение данной методикой позволяет работникам культуры более систематизировано подходить к решению данных задач и совершенствовать качество выполняемой работы.
Заниматься подготовкой культурно-досуговых мероприятий осуществлять технологический процесс должны организаторы, имеющие надлежащую методическую подготовку, знающие общие основы методики и частные приемы организации культурно-досуговых мероприятий, творческие работники со знанием основ драматургии и режиссуры.
Организованная досуговая деятельность – это не отдых в свободное от учёбы и спорта время, а направленный процесс воспитания и образования учащегося в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса. Главной целью проектирования досуговой программы является - решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, в яркий мир творчества, конкурсов, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности.
Досуговые программы в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют интеллектуальные, эмоциональные возможности учащегося. Если ведущим видом деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в досуговой программе ведущим видом становится творческая деятельность. Таким образом, потенциал досуга имеет широкие познавательные, просветительские, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру.
Досуг для жителей любого населенного пункта особенно важен, но для молодежной категории населения он просто необходим. При правильной организации досуга и молодежи снижается риск возникновения девиантного поведения, развития алкоголизма и наркомании, преступности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений работы с молодежью в любом городе и местности является организации досуга молодого поколения, разработка досуговых программ. Причем, следует отметить, что именно молодежь – наиболее требовательный сегмент потребителей, которые постоянно следят за инновациями в этой сфере и хотят получать все самое новое и интересное. Только используя инновационный подход можно привлечь их внимание и заинтересовать.
1.2. Виды культурно-досуговой деятельности
Для того чтобы культурно-развлекательное мероприятие было популярным среди молодежи, оно должно в первую очередь соответствовать ее потребностям. Также, согласно современным запросам молодежи, здесь должны присутствовать информационные технологии. На сегодняшний день актуальным считается внедрение инноваций в досуг, поэтому они тоже рассматриваются как важный критерий во многих современных мероприятиях. Среди имеющегося разнообразия формата проведения мероприятий молодежь все же хочет видеть что-то новое. Важным критерием для молодежи является возможность принимать участие в разработке мероприятия. Вызывают интерес интерактивные и зарубежных методики разработки и реализации мероприятия. Данная динамика позволяет определить наиболее важные критерии, которыми должно обладать культурно-развлекательное мероприятие.
Согласно частоте выбора наиболее высокой оценки по сравнению с самой низкой по балльной системе, были выделены наиболее приемлемые виды культурно-развлекательной деятельности:
1. Оздоровительные мероприятия.
2. Подвижные игры с участием подготовленных и неподготовленных людей.
3. Досуговые церемонии и общение.
4. Логические игры.
5. Аттракционы, развивающие ловкость.
Изменения, происходящие в жизни и культуре, неизбежно сказываются на работе учреждений культуры. Полифункциональность клубных учреждений предполагает многообразие форм и направлений работы с различными возрастными и социальными группами населения. Многофункциональное учреждение культуры может осуществлять деятельность по различным направлениям художественной, физической, политической, нравственной, эстетической, правовой, национальной, повседневной культуры.
Основная задача модернизации – оптимизация деятельности дома культуры на основе эффективного использования ресурсов и возможностей социально-культурной деятельности в соответствии с современными социокультурными процессами.
Выделяют шесть основных методов в организации досуговой деятельности старших школьников. Их еще называют методами сотрудничества и творчества. К ним относят:
-игровые методы;
-методы театрализации;
-соревновательные методы;
-методы сотрудничества;
-методы воспитывающих ситуаций;
-методы импровизации
Игровые методы:
-выполняют познавательную и воспитательную функцию;
-являются способом самовыражения;
-выявляют знания, интеллектуальные и физические способности, индивидуальные предпочтения; др.
С помощью данных методов можно раскрывать творческие способности ребят старших классов, развивать их актерский потенциал и коммуникативные навыки, примерять на них те или иные социальные роли, переносить старшеклассников в разнообразные жизненные ситуации, организовывать их неформальное общение.
Организуя досуг старшеклассников, руководитель должен использовать методы обучения и воспитания творчески, уметь моделировать и преобразовывать.
В сложившейся современной социально-культурной деятельности следует учитывать ментальность разных социальных групп и установок на культурно-досуговую деятельность. Современные тенденции в сфере досуга требуют наличия в содержании театрализованных культурно-досуговых программ:
- камерного и группового характера, что требует общения в режиме диалога, вербально-
речевой активизации участников; культурно-досуговой программы камерного, группового, гостевого типа;
- интеллектуальности, предполагающей использование профессиональной и информационной компетентности участников, что в свою очередь требует создания условий для выражения своей позиции, мнения, суждения и пр. по отношению к событиям, проблемам, явлениям, составляющим основу темы КДП;
- рациональности идейного целеполагания сценария культурно-досуговой программы, который выражается в создании условий для удовлетворения личных потребностей и установок участников культурно-досуговой деятельности; наличием практического результата, позволяющего решать личные проблемы в последующих жизненных ситуациях; обеспечением полезной информацией, рассмотрением круга личных контактов и др.;
- необычности эмоционально-психологической обстановки и атмосферы, которая в зависимости от идейно-тематической основы и специфики аудитории может представлять собой особый «ореол исключительности»: романтичный, аристократический, героико-исторический, функционально-практический, эпатирующий, шокирующий и т. п.