Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1.Теоретические аспекты регионального управления социально-экономическими процессами в субъектах РФ 5
1.1.Сущность понятия и классификация социально-экономических процессов 5
1.2.Роль государственного регулирования в развитии социально-экономических процессов региона 10
1.3.Методы и инструменты регионального управления социально-экономическими процессами 14
2. Анализ регионального управления социально-экономическими процессами в субъектах РФ (на примере Московской области) 21
2.1 Анализ социально-экономических процессов в Московской области 21
2.2.Оценка эффективности регионального управления социально-экономическими процессами в Московской области 25
2.3. Выявление проблем и перспективы развития регионального управления социально-экономическими процессами в Московской области 28
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Фрагмент для ознакомления
2
Таблица 1.
Источники финансирования государственной программы, в том числе по годам: Расходы (тыс. руб.)
Всего 2014 год факт 2015 год факт 2016 год факт 2017 год план 2018 год план
175 615 183 27 637 505 36 114 631 36 898 367 40 220 149 34 744 531
Средства бюджета
Московской области, в том числе средства
Дорожного фонда Московской области 168 044 848 26 484 865 33 929 777 35 232 858 38 857 039 33 540 309
Средства федерального бюджета 1 795 588 724 886 406 100 205 938 244 001 214 663
Средства бюджетов муниципальных образований 1 100 561 121 612 312 345 237 049 219 455 210 100
Внебюджетные источники 4 674 186 306 142 1 466 409 1 222 522 899 654 779 459
Планируемые результаты:
• Доля выполненных мероприятий по совершенствованию системы государственного управления, предусмотренных Указом 601, в Московской области в 2018 году 100 процентов
• Изменение места Московской области в рейтинге субъектов Российской Федерации в области развития информационного общества с 20 места в 2012 году до 5 места в 2018 году (Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212)
• Уровень удовлетворенности граждан и предпринимателей деятельностью ОГВ Московской области с 80 процентов в 2012 году до 90 процентов в 2018 году (Указ 1199).
• Увеличение удельного веса расходов бюджета Московской области, формируемых программно-целевым методом, в общем объеме расходов бюджета Московской области (за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета) с 67,8 процента в 2013 году до 97 процентов в 2015 году,
• Увеличение поступлений в бюджет Московской области средств от приватизации государственного имущества Московской области с 43 млн. руб. в 2013 году до 3 млрд. руб. в 2018 году,
• Доля вакантных должностей государственной гражданской службы Московской области, замещенных на основе назначений из кадрового резерва на государственной гражданской службе Московской области, с 10 процентов в 2013 году до 65 процентов в 2018 году.
2.3. Выявление проблем и перспективы развития регионального управления социально-экономическими процессами в Московской области
Основные проблемы развития Московской области и меры по их предотвращению
1. В части обеспечения экономического роста, структурного обновления экономики, обеспечения макроэкономической сбалансированности, снижения инфляции и процентных ставок
1.1. Высокие ставки банковских кредитов и отсутствие оперативности в принятии банками решений о выделении кредитов в реальный сектор экономики.
Предоставляемые юридическим лицам кредитные ресурсы являются краткосрочными, что не удовлетворяет потребности предприятий в финансировании оборотных средств.
Направления противодействия. Расширить меры государственной поддержки в части компенсации процентных ставок и предоставления государственных гарантий предприятиям реального сектора экономики по кредитам.
1.2. Замедление роста производства сельхозпродукции, связанное с недостатком кредитных средств, увеличением сроков расчета за поставленную продукцию. По-прежнему сдерживающим фактором остается низкая доходность молочного животноводства.
Задержка платежей за поставленную продукцию (молоко, зерно).
Направления противодействия. При принятии федеральных законов о регулировании рынка продовольствия и торговой деятельности предусмотреть гарантии стабильности сельскохозяйственного производства, повышения его доходности и установления сроков расчетов за поставленную продукцию.
1.3. Недостаток собственных средств и затрудненный доступ к кредитным средствам на модернизацию производства на новой технологической основе.
Направления противодействия. Определить на федеральном уровне дополнительные налоговые льготы для стимулирования предприятий, осуществляющих модернизацию производства за счет собственных средств.
Выработать меры льготного кредитования модернизации производства.
1.4. Проблема кадрового обеспечения предприятий промышленности и особенно оборонно-промышленного комплекса.
Направления противодействия. При разработке государственной промышленной политики рассматривать ее в комплексе с политикой развития профессионального образования.
1.5. Высокие расходы предприятий оборонно-промышленного комплекса на содержание мобилизационных мощностей и поддержание технологий мобилизационного назначения в работоспособном состоянии.
Направления противодействия. На федеральном уровне определить источник финансирования расходов на содержание мобилизационных мощностей.
1.6. Несовершенство законодательной базы государственного оборонного заказа:
- не определены сроки проведения конкурсов на выполнение государственного оборонного заказа;
- не установлена ответственность заказчиков за несвоевременное финансирование заказа.
Направления противодействия. Совершенствовать законодательную базу государственного оборонного заказа.
2. В части развития муниципальных образований и земельных отношений
2.1. Недостаток средств на разработку Генерального плана и схем территориального планирования муниципальных образований Московской области.
Направления противодействия. На федеральном уровне предусмотреть государственную поддержку и стимулирование разработки генеральных планов и схем территориального планирования муниципальных образований.
2.2. Субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по осуществлению государственного земельного контроля над целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, по изъятию этих земель на основании данных органов государственной статистики, налоговых органов об отсутствии сельскохозяйственной деятельности на указанных землях в течение двух лет, независимо от перехода права собственности.
Направления противодействия. Наделить субъекты Российской Федерации полномочиями по осуществлению государственного земельного контроля над целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, по изъятию этих земель на основании данных об отсутствии сельскохозяйственной деятельности на указанных землях в течение двух лет, независимо от перехода права собственности.
Ввести дифференцированные по степени использования налоговые ставки на земли, не используемые по целевому назначению.
3. В части развития системы стратегического управления на региональном и местном уровнях
3.1. Несовершенство статистического и налогового учета субъектов малого предпринимательства затрудняет прогнозирование и применение программно-целевого метода их развития.
Направления противодействия. Усовершенствовать статистический и налоговый учет деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.2. Отсутствие статистического учета на уровне городских и сельских поселений затрудняет прогнозирование и применение программно-целевого метода их развития.
Направления противодействия. Федеральным органам государственной статистики усовершенствовать статистический учет на уровне городских и сельских поселений.
4. В части повышения инновационной активности, энерго- и ресурсоэффективности в экономике
4.1. Недостаточное внедрение современных инновационных технологий в повышение энергоэффективности региональной экономики.
Направления противодействия. Меры государственной поддержки должны быть аналогичны соответствующим мерам по поддержке инноваций.
4.2. Недостаточные меры стимулирования инвестиций в отрасли с применением энергосберегающих технологий.
Направления противодействия. Включить энергосберегающие технологии в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, при утилизации бытовых отходов в Перечень технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критические технологии), утвержденный
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреев, A.B. Основы региональной экономики : учебное пособие / A.B. Андреев, Л.M. Борисов, Э.В. Плучевская. – М. : КноРус, 2007. – 334 с.
2. Батейкин Д.В. Анализ системы прогнозирования социально-экономического развития субъектов федерации и проблемы ее функционирования / Д.В. Батейкин // Экономика устойчивого развития. – 2015. – № 4. – С. 160–164.
3. Беляева Т.А. Стратификация региональных социально-экономических систем: монография / Т.А. Беляева, И.А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев. – Курск : Изд-во КурскГТУ, 2008. – 145 с
4. Бойко А.Н. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / А.Н. Бойко. – М. : Тровайт, 2010. – 272 с.
5. Кистанов, В.В. Региональная экономика : учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 578 с.
6. Климанов, В.В. Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности на региональном уровне / В.В. Климанов, Н.А. Москвитина // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 40 (415). – С. 2–15
7. Кузьбожев, Э.Н. Совершенствование системы управления региональной социально-экономической системой: монография / под ред. Э.Н. Кузьбожева, А.В. Евченко. – Курск : Изд-во КурскГТУ, 2003. – 265 с.
8. Рагулина Ю.В. Современные этапы прогнозирования социально-экономического развития региона / Ю.В. Рагулина // Экономика устойчивого развития. – 2016. – № 1 (25). – С. 313–318.
9. Строителева, Е.В. Обоснование методического инструментария социально-экономического развития региона / Е.В. Строителева // Экономика устойчивого развития. – 2013. – №15. – С. 122–130
10. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики РФ. – URL : http://www.gks.ru
11. Официальный сайт Министерства регионального развития РФ. – URL : http://www. minregion.ru