Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что устойчивый экономический рост и повышение уровня жизни населения во всех уголках страны во многом зависят от эффективности региональной бюджетной политики и оптимизации процедур составления и реализации региональных бюджетов. Необходимость изучения данного вопроса также продиктована потребностью в разработке инновационных методов комплексной оценки результативности формирования и расходования региональных средств, особенно в контексте неблагоприятной экономической конъюнктуры. Помимо этого, в настоящее время сохраняется заметное неравенство в финансовой обеспеченности различных регионов России, что связано как с различиями в их экономической активности, так и с неэффективностью существующих механизмов бюджетного выравнивания. Указанные проблемы, напрямую влияющие на необходимость улучшения практик формирования и исполнения региональных бюджетов – ключевого элемента стимулирования экономического развития региона, подтверждают важность всестороннего анализа рассматриваемой темы.
Вопросы, касающиеся формирования и реализации бюджетов в субъектах Российской Федерации, получили широкое освещение в трудах российских исследователей. Значительный вклад в развитие теории и практики эффективного бюджетного управления на региональном уровне внесли такие ученые, как И.М. Александров, О.А. Беликова, Е.Б. Дворядкина, О.В. Врублевская, В.Н. Лексин, А.В. Михайлов, Д.Н. Лапаев, И.Н. Ульянова и многие другие.
В целом, проблематика формирования и исполнения региональных бюджетов обладает высоким уровнем теоретической разработанности.
Целью курсовой работы является исследование расходов регионального бюджета и механизмов их оптимизации В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты исследования регионального бюджета;
- выявить проблемы расходов региональных бюджетов;
- исследовать механизмы оптимизации расходов регионального бюджета.
Объектом исследования является региональные бюджеты.
Предметом исследования выступает формирование и исполнение расходов региональных бюджетов.
В качестве методологической базы исследования выступают общенаучные методы анализа, синтеза и сопоставления, а также специализированные подходы, среди которых можно выделить сравнительно-правовой и статистический. Для проведения работы применялся комплексный системный подход, включающий использование таблиц, графиков и иных способов сбора, обработки и обобщения данных.
Нормативной и эмпирической базой исследования послужили Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, правовые акты субъектов РФ.
На основе анализа исследуемой проблемы была осуществлена оценка текущих тенденций и сложностей в процессе исполнения бюджетов регионов Российской Федерации. Кроме того, рассмотрены возможные пути улучшения процедур формирования и реализации региональных бюджетных планов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1.Теоретические аспекты исследования регионального бюджета
1.1 Сущность регионального бюджета
Главный финансовый план страны – это государственный бюджет. Он объединяет в себе финансовые планы всех государственных учреждений, ведомств и правительственных инициатив.
Бюджеты регионов Российской Федерации формируют второй уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это механизм аккумуляции и использования денежных ресурсов, предназначенных для реализации задач и функций, входящих в компетенцию субъекта РФ[8].
Региональные бюджеты играют ключевую роль в доведении результатов производства до граждан. Значительная часть средств из этих бюджетов направляется на финансирование развития различных отраслей, особенно местной промышленности, легкой и пищевой отраслей, жилищно-коммунального хозяйства, а также транспорта и связи. Бюджеты субъектов имеют большое значение для реализации общенациональных и социальных целей, в первую очередь, в распределении государственных средств на поддержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Финансы регионов охватывают финансовые ресурсы региональных и муниципальных органов управления. Они отражают перераспределительные денежные потоки, возникающие в связи с реализацией экономических задач и обеспечением социального развития территорий местными властями.
Региональные бюджеты являются ключевым финансовым инструментом региональных органов власти и неотъемлемой частью региональных финансов[15].
Региональные бюджеты представляют собой комплекс финансовых взаимосвязей между органами власти на местах и хозяйствующими субъектами в процессе перераспределения валового внутреннего продукта с целью формирования основного государственного фонда денежных средств на данной территории и его использования для удовлетворения насущных общественных потребностей региона.
Посредством региональных бюджетов устанавливаются экономические связи между организациями и гражданами, различными формами собственности, посредством изъятия и перераспределения финансовых ресурсов.
Региональные бюджеты можно рассматривать как ключевое звено, объединяющее участников экономического процесса на всех этапах. Это усиливает их значимость в согласовании действий, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в регионе. Формирование внебюджетных фондов является важной частью управления финансовыми ресурсами территории. Согласно действующему законодательству, местные власти могут создавать такие фонды для развития местной экономики[2].
Региональный бюджет играет значимую роль в экономике, социальной сфере и политике, направляя средства на поддержку приоритетных отраслей региональной экономики. Он также важен для перераспределения национального дохода между секторами. Через региональный бюджет прибыль от более успешных отраслей направляется в менее прибыльные (например, от промышленности к сельскому хозяйству). Финансирование социальной сферы из бюджета играет важную роль в воспроизводстве трудовых ресурсов[30].
Сущность и роль бюджета, а также структура его доходов и расходов, изменяются в зависимости от социально-экономической формации. Объем средств, поступающих в региональный бюджет, зависит от уровня экономического развития региона, методов управления и целей финансовой политики. Основная задача регионального бюджета — распределение и перераспределение средств между отраслями и территориями для формирования эффективной структуры региональной экономики, усиления ее социальной ориентации и обеспечения социальной защиты граждан. Таким образом, построение регионального бюджета основывается на взаимосвязи источников дохода и направлений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. (с изм. и доп.): офиц. текст // Собрании законодательства Российской Федерации -3 августа 1998. — № 31 — ст. 3823.
2. О Федеральном бюджете на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов: федер. закон от 03.12.2013. № 216-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета.- 07.12.2012. — № 283.
3. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: федер. закон от 13.06.2013. // Солидарность — № 23.- 19-26 июня 2013.
4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 гг. – М.: Банк России, — 2012. – 63 с.
5. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 годы // Право и инвестиции. 2013. — № 1-2 (51). – 18 с.
6. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Собр. Законодательства РФ. – 2008. — № 47. — Ст. 5489.
7. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / И.М. Александров — М.: Дашков и К, 2013. — 486 с.
8. Бекбосынов, М.Б. Особенности региональной политики в условиях российского федерализма / М.Б. Бекбосынов // ЕврАзЮж. – 2012. -№ 1 (44). – С. 17.
9. Беликова, О.А. Региональная бюджетная политика как инструмент развития региональной социально-экономической системы / О.А. Беликова, Е.Б. Дворядкина // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2011. — № 5. — С. 63-65.
10. Врублевская, О.В. Бюджетная система Российской Федерации. / О.В. Врублевская.– М.: Финансы и статистика, 2013. – 568 с.
11. Горшенина, Е.В. Социально-экономическое состояние региона / Е.В. Горшенина. — Тверь: ТСГХА, 2011. – 135 с.
12. Губанова, Е.Е. О переходе на «программный» бюджет / Е.Е. Губанова // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 300-302.
13. Игудин А.М. Межбюджетные отношения: перспективы развития Финансы. 2008. – 15с.
14. Квон, Г.М. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов / Г.М. Квон // Проблемы современной экономики. 2012. — № 4 (44) –– С. 31-33.
15. Козырин, А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. / А.Н. Козырин. — М.: Юрайт-Издат, 2014. – 427с.
15. Куликов, Н.И. Современная бюджетная система России. / Н.И. Куликов. – Тамбов: Изд. ТГТУ, 2012. – 104с.
16. Курляндская Г.В. Распределение расходных обязательств на региональном уровне // Финансы. 2010. – 21с.
17. Лексин, В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. / В.Н. Лексин. — М.: Эдиториал УРСС, 2013. — 368с.
18. Михайлов, А.В. Бюджетное планирование регионального развития / А.В. Михайлов, Д.Н. Лапаев // Региональная экономика. – 2012. — № (46). – С. 14-19.
19. Мошонкин, А.В. Концепция современной системы налогового планирования на региональном уровне / А.В. Мошонкин // Экономические и гуманитарные науки. — 2013. — №6. — С. 11-15.
20. Мысин, П.Е. Развитие стратегического бюджетирования в регионах / П.Е. Мысин // Экономические науки. — 2013. — № 8 – С. 33-34.
21. Мысляева, И.М. Государственные и муниципальные финансы. / И.М. Мысляева. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 360 с.
22. Перфильев, С.В. Анализ территориального неравенства и бюджетное регулирование территорий. / С.В. Перфильев. — М.: Издательство «Экономика», 2011. — 215 с.
23. Петров Н.Г. Бюджетный федерализм России // Вопросы экономики. 2008. – 119с.
24. Поварова, А.И. Региональные бюджеты 2014: проблемы формирования и реализации / А.И. Поварова // Проблемы развития территории. – 2015. — № 1(75). — С. 27-32.
25. Романько, А.Н. О понятии и сущности стадии составления бюджетов субъектов Российской Федерации / А.Н. Романько // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2011. — № 4. – С. 61-65.
26. Симонов, В.В. Бюджет и налоги в экономической политике России. Монография. / В.В. Симонов — М.: Научный эксперт, 2013. — 240 с.
27. Тищенко, Т. Государственный бюджет / Т. Тищенко // Экономическое развитие России. – 2015. — №11. — С. 24-30.
28. Ульянова, И.Н. Бюджетное планирование регионального развития / И.Н. Ульянова // УЭкС. – 2012. — № 10.– С. 53-56.
29. Федоров, С.Г. Сбалансированность доходов бюджетов субъектов РФ: оценка альтернативных способов распределения налогов между федеральным центром и регионами / С.Г. Федоров // Российское предпринимательство. — 2012. — № 15 (213). — С. 17-24.
30. Цыренов, А.Р. Механизм государственного воздействия на формирование институциональной среды экономики региона. / А.Р. Цыренов. — Улан-Удэ: Изд-вo ВСГТУ, 2012. — 232 с.
31. Челноков, И.В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона. / И.В. Челноков. — Тамбов: Изд-вo ТГТУ, 2013. — 112 с.
32. Чимитова, А.Б. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона: Учебное пособие. / А.Б. Чимитова. — Улан-Удэ: Изд-вo ВСГТУ, 2011. — 216 с.
33. Щуков, В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования: Учебное пособие. / В.Н. Щуков — Иваново: ИГТА, 2012. — 58 с.