Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена рядом причин.
1. Нестабильная ситуация на мировой арене в сфере международных кредитов. Ярким примером служит Греческий кризис, не имеющий тенденций преодоления на сегодняшний день. Неустойчива и ситуация крупнейших мировых кредиторов, которые, в свою очередь, являются и крупнейшими заёмщиками. На фоне роста ВВП наблюдается и рост международных заимствований, требующих своевременных выплат.
2. Необходимость выработки новых подходов к исследованию международного кризиса задолженности, его перспектив и динамики. Механизмы и инструменты, существующие на сегодняшний день, требуют доработки, так как не способны полностью избавить мировую экономику от долговых кризисов, как показал многолетний опыт.
Объектом исследования выступает разрешение международного кризиса задолженности как гаранта эффективного развития мировой экономики в целом.
Предметом исследования являются тенденции в сфере мирового кредитования в условиях наличия международного долгового кризиса.
Цель исследования заключается в выявлении факторов, проблем и тенденций, оказывающих влияние на кризис внешней задолженности в международном масштабе, а также в разработке более совершенных путей преодоления кризисных состояний как отдельных государств, так и мировой системы в целом.
Задачи работы:
изучить понятие мировой кризис задолженности, причины и факторы возникновения кризиса внешней задолженности;
раскрыть структуру государственного внешнего долга Российской Федерации;
охарактеризовать уровни госдолга в разных странах мира;
разработать пути снижения внешней задолженности.
Имеет место быть также вопрос о необходимости пересмотра подходов стран – должников и стран – кредиторов к данной проблеме в условиях нестабильности политического и экономического состояния мировой системы.
Существенный вклад в изучение проблемы мирового кризиса задолженности внесли представители меркантилизма (Дж. Ф. Меллон, Дж. Стюарт), физиократы (их наиболее яркий представитель А. Тюрго), А. Смит, Дж. Кейнс, представители монетаризма (И. Фишер, М. Фридман и А. Мельцер). В последние годы проблеме кризисов внешней задолженности уделяли внимание такие российские учёные, как Ю. Г. Вешкин, Л.Е. Басовский, М.Ю.Золотухин, а также крупные зарубежные экономисты, являющиеся членами международных экономических организаций (ВТО, ЕС, Всемирный банк): В.Гаспар, Т.Дерден, М.Обстфельд, Дж.Рубино. В работе были использованы следующие методы исследования: агрегирование, методы формальной логики, экономико-математическое моделирование, аналогия и системный подход.
Работа состоит из введения, основной части со ссылками на использованные источники, заключения, списка использованной литературы.
1. Причины, сущность и последствия мирового кризиса внешней задолженности
1.1. Сущность мирового кризиса внешней задолженности
Ссудный рынок, с точки зрения экономической теории, является важнейшим элементом структуры современной рыночной экономики. Особое место в сфере развития национальной системы рыночных отношений занимает международный кредит, ставший составной частью и одной из наиболее важных сфер мировой экономики. Международные кредитные отношения, в свою очередь, привели к возникновению такого понятия, как мировой кризис задолженности.
Мировые валютно-кредитные отношения на протяжении десятков лет сопровождались возникновением финансовых кризисов .
До возникновения мирового хозяйства, международного разделения труда и появления международного капитала существовало понятие финансового кризиса национальной экономики, когда появлялись проблемы кредита внутри отдельной страны. Однако с появлением рыночной экономики, глобализации, интеграции и либерализации торговли подобные финансовые потрясения приобрели международный характер. Экономические кризисы на сегодняшний день отражают происходящие структурные изменения в мировой хозяйственной системе в целом.
Международный финансовый кризис представляет собой нарушение функционирования кредитно-финансовых систем, охватывающее мировую систему в целом, приводящее к возникновению диспропорций в международных валютно-кредитных системах. Вследствие этого возникло понятие международного кредита.
Международный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, функционирующих на международном уровне, участниками которых являются правительства различных государств, международные кредитные институты, отдельные юридические лица. При этом международные кредитные отношения не имеют национальности, так как направлены исключительно на получение положительного эффекта.
Развитие государственного долга и научных представлений о нём уходит корнями глубоко в историю становления государственных финансов. При этом позиции экономических школ по вопросу внешних заимствований заметно отличаются .
Так, представители меркантилизма (Дж. Ф. Меллон, Дж. Стюарт), считали активное вмешательство государства в экономику важным для достижения необходимых результатов экономической деятельности. Активно поддерживалась политика протекционизма, были предложены различные варианты содействия развитию национальной промышленности и торговли, налоговые реформы, направленные на укрепление позиций национального товаропроизводителя и оздоровление государственных финансов. Кредитное финансирование расходов, согласно учению наиболее видных представителей меркантилизма, должно было стать существенным источником доходов бюджета государства.
Физиократы, и их наиболее яркий представитель А. Тюрго, стремился сократить государственные расходы. Он выступал против либерализации экономики страны, считал государственные заимствования ненормальным явлением, полагая, что кредитор непременно теряет доход, который мог бы получить, не предоставляя кредита, поскольку рискует своим капиталом. Следовательно, физиократы отрицали роль займов в преодолении возможных преград, связанных с развитием национальной экономики.
А. Смит, уделяя должное внимание проблематике государственных заимствований, в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) дал трактовку заимствований. Они представлялись ему формой сокращения капитала, тогда как налогам он приписывал роль фактора сокращения потребления. По мнению А. Смита, государственный долг не укрепляет, а ослабляет любое государство. Поэтому он считал опасными как внутренние, так и внешние долги, предпочитал выбирать наиболее «дешевые» инструменты, которыми вынуждено пользоваться государство для проведения финансовой политики. Он не исключал возможности прибегать к заимствованиям как к кредитной форме финансирования государственных расходов.
Дж. Кейнс заявил о новом подходе к роли государства в циклически развивающейся экономике с глубочайшими кризисами, подобно кризису перепроизводства 1929–1933 гг. Он был убежден в том, что воздействие государственного бюджета на ожидаемые уровни прибыли может стимулировать субъектов рынка инвестировать свои средства. Дж. Кейнс придавал серьезное значение государственной задолженности. По его мнению, бюджетно-налоговая политика стабилизирует ожидаемую прибыль посредством сохранения совокупного спроса в будущем при развитости банковского кредитования .
Такие представители монетаризма, как И. Фишер, М. Фридман и А. Мельцер в своих суждениях высказывались против использования государственного долга в виде инструмента, являющегося стабилизатором в экономике. По их мнению, использование в экономической политике такого инструмента, как государственный долг, не будет иметь эффекта ни в долгосрочном, ни в краткосрочном периодах.
В настоящее время известный американский макроэкономист П. Кругман отвергает наличие так называемой проблемы перекладывания долгового бремени на будущее поколение, аргументируя это тем, что, хотя обязательства по обслуживанию долга и переходят к новому поколению, но к нему же переходят и права получения новых платежей.
Выделяют ряд институтов, являющихся основными субъектами международных кредитных отношений. В их число включают:
международные финансовые организации;
национальные органы финансово-кредитного регулирования;
транснациональные финансово-промышленные группы;
коммерческие банки;
производственный сектор;
малый бизнес.
Для многих стран мира проблема государственного долга представляет собой один из важнейших вопросов. Это обусловлено его непосредственным влиянием в целом на уровень инфляции в стране, экономический рост, ставку рефинансирования и денежное обращение, на объем инвестиций в экономику и на занятость населения страны, а в частности, это оказывает влияние на реальный сектор экономики или экономику отдельного региона. Таким образом, цель повышения качества управления государственным долгом – это формирование такого соотношения потребностей государства или региона в привлечении дополнительных финансовых ресурсов и затрат по их привлечению, чтобы они были экономически обоснованными, также необходимо поддерживать на экономически безопасном уровне объема государственного долга, оптимизировать его обслуживание и погашение .
Поэтому под качественным управлением государственного долга подразумевается акцентирование на обслуживании стратегических инвестиционных проектов, при этом, государство (регион) играют роль координатора и гаранта производственных инвестиций в соответствии с выбранными стратегиями экономического роста. Планирование уровня российского госдолга базируется на Бюджетном кодексе с учетом положений Основных направлений государственной долговой политики РФ». Государственный долг страны может быть как внутренним, так и внешним. Минфин РФ в своих прогнозах утверждает, что по состоянию на 1 января 2019 года внешний долг России составит менее 36,839 млрд дол. (без учета госгарантий), при условии, что не последует решения о выполнении кредитных требований некоторых кредиторов. Тем не менее, Правительство РФ в июле 2018 года сократило совокупную сумму задолженности на 7,1% (или на 3,629 млрд долл.) путем оплаты облигаций, выпущенных в 1998 году при ставке по ним на уровне 11% годовых. По мнению экспертов, объем внешнего государственного долга РФ на данный момент по своим абсолютным показателям является минимальным с конца 2012 года, но это вызвано санкциями в отношении зарубежных кредитных ресурсов, а не ростом экономики страны. Тем не менее, задолженность РФ фактически продолжает расти, что может привести к ее рекордным значениям в ближайшее время .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 19 декабря.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Российская газета. – 1998. – 6 августа.
3. Агапова, Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. – М.: Синергия, 2018. – 560 с.
4. Анисимов, А. А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: учебное пособие / Александр Анисимов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 599 с.
5. Бродская, Т.Г. Макроэкономика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Татьяна Бродская. – СПб.: Питер, 2016. – 368 с.
6. Булатов, А.С. Макроэкономика: учебник для прикладного бакалавриата / Алексей Булатов. – М.: Юрайт, 2017. – 411 с.
7. Гребенников, П. И. Макроэкономика: учебник / П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич. – М.: Юрайт, 2018. – 686 с.
8. Грязнова, А. Г. Макроэкономика: теория и российская практика / А. Г. Грязнова, Н. Н. Думная. – М.: КноРус, 2016. – 680 с.
9. Гусейнов, Р. М. Макроэкономика. Учебное пособие / Р.М. Гусейнов, В. А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2017. – 254 с.
10. Заболоцкая, К. В. Совершенствование системы управления государственным долгом Российской Федерации / К. В. Заболоцкая // Educatio. – 2017. - № 7. – С. 20-23.
11. Ивасенко, А. Г. Макроэкономика: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. – М.: КноРус, 2017. – 320 с.
12. Капканщиков, С. Г. Макроэкономика: учебник / Сергей Капканщиков. – М.: КноРус, 2017. – 408 с.
13. Кривова, Е. А. Проблема государственного долга России / Е.А. Кривова // Актуальные вопросы экономических наук. – 2017. - № 45. – С. 25-28.
14. Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» / Борис Кузнецов. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 463 с.
15. Маловичко, А. Ю. Оценка роста государственного долга Российской Федерации / А. Ю. Маловичко // Актуальные аспекты современной науки. – 2016. - № 6. – С. 138-141.
16. Марыганова, Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс / Е. А. Марыганова, С. А. Шапиро. – М.: КноРус, 2017. – 304 с.
17. Министерство финансов российской Федерации // Официальный сайт. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru.
18. Мэнкью, Н. Г. Макроэкономика: учебник / Н. Г. Мэнкью, М. Тейлор. – СПб.: Питер, 2018. – 560 с.
19. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. (утв. Минфином России) // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Режим доступа: http://minfin.ru.
20. Пономарева, И. А. Управление внешним долгом России в современных условиях / И. А. Пономарева // Российское предпринимательство. – 2016. – № 11. – С. 3-7.
21. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Практикум: учебное пособие для магистратуры / Наталья Розанова. – М.: Юрайт, 2017. – 496 с.
22. Селезнев, А. З. Государственный долг и внешние активы: учебное пособие / Алексей Селезнев. – М.: Инфра-М, 2018. – 284 с.
23. Серегина, С. Ф. Макроэкономика: учебник / С. Ф. Серегина, И. А. Ким, А. В. Аносова. – М.: Юрайт, 2017. – 527 с.
24. Терейковская, И. А. Государственный долг России: причины, последствия, регулирование / И. А. Терейковская, Т. А. Литвинюк // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2017. - № 4. – С. 1-7.