Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях нынешних международных отношений одной из важнейших целей каждого государства является установление прочных взаимоотношений с другими странами. В связи с этим были созданы два международных союза: Европейски Союз (далее ЕС) и Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС), которые с одной стороны схожи по своей сущности, а с другой стороны являются абсолютно разными, первый союз европейский, а второй евроазиатский экономический союз.
Ведущей тенденцией развития мировой системы является интеграция.
В этих условиях страны-одиночки (даже самые крупные из них) имеют меньше шансов на эффективное участие в мировых процессах, тогда как страны, выступающие совместно со своими партнерами в формате общих интеграционных проектов, получают новые возможности для повышения эффективности своей деятельности в условиях современного глобального мира.
Европейские страны одними из первых включились в интеграционные процессы, создав наиболее успешную интеграционную структуру – Европейский союз. На разных этапах развития европейской интеграции в той или иной степени возникал вопрос о взаимодействии с ближайшими соседями – Россией и другими странами постсоветского пространства.
Взаимодействие на уровне «интеграционная структура – национальное государство» не может быть полномасштабным по своему характеру в силу неравнозначности участников такого взаимодействия. У стран постсоветского пространства возникла объективная необходимость создать равнозначное по статусу европейскому интеграционное объединение из заинтересованных в этом стран – Евразийский экономический союз, в основу которого легла модель европейской интеграции.
Проблемам изучения взаимодействия ЕС и ЕАЭС уделяется большое внимание. Основы сотрудничества ЕС и ЕАЭС обсуждаются и анализируются Евразийской экономической комиссией, где приведены статистические данные торговых отношений ЕАЭС и ЕС, представителями Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ, Европейского учебного института МГИМО МИД, отделением исследования европейской интеграции ИЕ РАН и др.
Также главы стран-участниц ЕАЭС, а именно президент республики Казахстан, президент республики Беларусь и президент Российской Федерации неоднократно в своих комментариях дают оценку взаимоотношениям с ЕС, как своих стран в отдельности, так и, в общем, всего союза.
Объект исследования – механизм взаимодействия ЕС и ЕАЭС.
Предмет исследования – международные отношения стран, входящих в ЕС и ЕАЭС и их экономическое и интеграционное взаимодействие.
Цель работы – изучение и оценка с перспективой основных направлений сотрудничества и предложения, которые способствуют взаимодействию ЕС и ЕАЭС.
Задачи исследования:
- охарактеризовать деятельность Европейского союза;
- дать понятие и разобрать основные функции Евразийского экономического союза;
- провести сравнительный анализ ЕС и ЕАЭС;
Теоретическая основа исследования включает в себя труды теоретиков и практиков, которые в своих работах освещают внешнеэкономическую деятельность ЕАЭС и ЕС. Особое значение среди них занимают труды Ю.А. Борко, О.В. Буториной, В.В.Покровской, B. Balassa и Р. Dollat.
Для исследования использовались труды В.А. Бейзерова, В.А. Белова, Н.А. Данилина, А.П. Клемешева, Т.Л. Кураса, С.Е. Метелёва, И.А. Курьякова, И.Н., В.Н. Панфиловой, Е.С. Смирновой, Р.М. Фаляхова, М.А. Хамфриза и А.А. Шпаковского, в которых рассматривается взаимодействие ЕС и ЕАЭС с момента основания по нынешнее время.
Методологическая база исследования включает статистический метод исследования, индукцию, дедукцию, анализ, системный подход.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
1 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕС
Европейский Союз – сравнительно новое явление на политической карте Европы. Организация под таким названием функционирует с 1 ноября 1993 г, с момента вступления в силу ее учредительного договора о Европейском Союзе (далее ДЕС).
Строительство Союза и его правовой системы осуществлялось постепенно. Оно началось еще в 1950-е гг. XX столетия, когда были созданы три Европейских сообщества:
1) Европейское объединение угля и стали (далее ЕОУС);
2) Европейское сообщество по атомной энергии (далее Евратом);
3) Европейское экономическое сообщество (далее ЕЭС), позднее переименованное в Европейское сообщество.
ЕОУС, ЕЭС и Евратом представляли собой интеграционные объединения преимущественно с экономической компетенцией (общий рынок, общая сельскохозяйственная, транспортная, торговая политика и т.д.).
Со временем интеграционные процессы начали охватывать и другие сферы общественной жизни.
В 1992 г. на основе трех уже существующих Сообществ учреждается Европейский Союз как интеграционная организация более широкой, общей компетенции, которая охватывает не только экономику, но и другие важнейшие сферы общественных отношений (в том числе вопросы военного строительства и борьбы с преступностью).
С образованием ЕС ранее созданные Сообщества должны были бы исчезнуть. Однако это произошло отнюдь не сразу и не в полной мере.
Сначала все три Европейские сообщества были особым образом инкорпорированы в структуру ЕС - вместе стали выступать одним из элементов в устройстве данной организации (первой «опорой» ЕС). На протяжении почти 20 лет (вплоть до конца 2009 г.) Европейские сообщества являлись частью ЕС, а их учредительные договоры входили в систему учредительных документов ЕС в целом, дополняя собой нормы ДЕС применительно к отдельным аспектам европейской интеграции, преимущественно экономическим.
В 2002 г. количество Европейских сообществ уменьшилось. Старейшее из них - Европейское объединение угля и стали – было ликвидировано в связи с истечением срока действия учредительного договора ЕОУС (учредительные договоры двух других Сообществ были заключены без ограничения срока и остались в силе).
Прекращение существования главного из трех Сообществ - Европейского сообщества (бывшего ЕЭС) – послужило результатом последней крупной реформы правовых устоев ЕС, оформленной Лиссабонским договором 2007 году (вступил в силу 1 декабря 2009 г.).
Лиссабонский договор официально ликвидировал Европейское сообщество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международная экономическая интеграция рассматривается (особенно в ее западноевропейском варианте) как трехуровневая модель. На микроуровне, т. е. на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы, на межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов и на национальном уровне, на котором страны-участницы добровольно передают ряд политико-экономических функций.
В ходе написания работы были найдены на задачи, поставленные во введении:
1. Европейский Союз – сравнительно новое явление на политической карте Европы. Организация под таким названием функционирует с 1 ноября 1993 г, с момента вступления в силу ее учредительного договора о Европейском Союзе.
Строительство Союза и его правовой системы осуществлялось постепенно. Оно началось еще в 1950-е гг. XX столетия, когда были созданы три Европейских сообщества:
1) Европейское объединение угля и стали (далее ЕОУС);
2) Европейское сообщество по атомной энергии (далее Евратом);
3) Европейское экономическое сообщество (далее ЕЭС), позднее переименованное в Европейское сообщество.
ЕОУС, ЕЭС и Евратом представляли собой интеграционные объединения преимущественно с экономической компетенцией (общий рынок, общая сельскохозяйственная, транспортная, торговая политика и т.д.).
2. Образование Евразийского экономического союза происходило в несколько этапов.
Предшественником ЕАЭС было Евразийское экономическое сообщество (далее ЕврАзЭс), созданное в 2011 г. Его основными целями была полномасштабная реализация положений, установленных Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., Соглашением о Таможенном союзе от 20 января 1995 г., Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. (утратил свою силу с подписанием Договора о ЕАЭС).
С течением времени члены - участники ЕврАзЭс (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация) 6 октября 2007 г. подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Данный документ закрепил такое понятие, как Таможенный союз, что позволило странам - участникам соглашения установить единую таможенную территорию, и это существенно улучшило товарооборот между участниками Таможенного союза посредством установления единого таможенного тарифа и других единых мер регулирования торговли товарами с третьими странами.
3. Европейский союз (ЕС) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС) получили импульс к развитию в различные исторические периоды, характеризующиеся различными политико-экономическими условиями.
Вместе с тем, формированию обоих объединение предшествовал период политического кризиса и дезинтеграции. На пространстве будущего Европейского сообщества, преобразованного затем в Евросоюз, кризис и дезинтеграция приняли характер двух мировых войн с небольшим промежутком, который был заполнен политической нестабильностью и гражданскими конфликтами. Евразийские интеграционные процессы, в свою очередь, развертывались после распада единого государства, который также сопровождался возникновением нескольких горячих точек, достаточно продолжительным периодом политической нестабильности в ряде новых независимых государств.
ЕС многократно превосходит ЕАЭС не только по общему объему экономики, но и по доле внутрирегионального товарооборота во всей внешней торговле объединения, что свидетельствует о намного более тесной экономической интеграции внутри ЕС.
Европейский союз можно рассматривать не как международную организацию, а как объединение, приближающееся к квазифедеративной форме, обладающее наднациональными политическими институтами с достаточно широкими полномочьями, способными выполнять функцию принуждения в отношении национальных правительств стран-членов и не имеющее аналогов в мире на сегодняшний день. При этом Евразийский экономический союз остается межгосударственной организацией с некоторыми наднациональными институтами в торгово-экономической сфере, которая также предоставляет площадку для политического диалога на уровне правительств и глав государств.