Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственная служба Российской Федерации является профессиональной служебной
деятельностью граждан России, занимающих должность государственной службы Российской
Федерации в области выполнения полномочий федерального государственного органа,
государственного органа субъекта Федерации, а помимо этого лица, замещающего
государственную должность Российской Федерации, и лица, замещающего государственную
должность субъекта Федерации.
В настоящее время приобретает все большую значимость деятельность государственной службы
России, и в частности, государственных служащих, которые решают сложные задачи
государственного управления. Вопросы развития государственной службы в нашей стране имеют
достаточную высокую степень актуальности, так как от результативной работы государственного
аппарата зависит многое, а именно эффективное решение государственных задач по социальноэкономическому развитию страны в целях улучшения благосостояния граждан.
В свете постоянно протекающих процессов в государстве и обществе социального, политического,
экономического характера, как и любая иная область, государственная служба нуждается в
эффективном правовом регулировании путем совершенствования преобразования системы
органов управления и иных вопросов государственной службы.
К сожалению, процесс правового регулирования не всегда приводит к установлению
совершенной системы управления в области государственной службы, четкого взаимодействия
органов государственной власти, достижению общих поставленных целей и выполнению
сформированных задач, так как представляет собой достаточно сложный процесс.
Наиболее важными на сегодняшний день являются вопросы совершенствования системы
государственной службы, повышения профессионализма кадрового состава государственных
органов, а также проблемы реформирования в целом государственной службы.
Объектом данного исследования является институт государственной службы в Российской
Федерации.
4
Предмет исследования – это нормативно-правовые акты, которые направлены на регламентацию
и структуризацию деятельности государственного служащего.
Целью работы является исследование государственных служащих и государственной службы.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи, а именно:
1. Изучить общую характеристику государственной службы в РФ.
2. Рассмотреть правовое положение государственного служащего.
Методы исследования. В работе использованы как общенаучные, так и частно-научные методы
исследования правовых явлений, такие как формально-логические методы, метод
теоретического, комплексного и системного анализа, сравнительно-правовой и другие.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и
ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из
введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и других источников.
Глава 1. Общая характеристика государственной службы в РФ
1.1. Понятие государственной службы в РФ
В российском государстве за весь период его существования почти отсутствовало
законодательство, которое было связано с государственной службой. Широко распространилось
следующее понятие: служба в государстве выступает в качестве одной из форм человеческой
деятельности в трудовой сфере, специфика которой обусловлен не только созданием при помощи
физического труда ценностей материального характера либо в оказании тех, либо других услуг
производственно-хозяйственного характера (к примеру, услуги по ремонту), а в осуществлении
функций воспитательного, административного и социально-культурного характера.
В подобном широком понимании служба в государстве сводилась, в сущности, к работе в любых
организациях государственного типа, то есть в органах государства, учреждениях (больницы,
вузы, школы, культурные и просветительные учреждения) и на предприятиях государства. Следует
отметить, что в таком понимании служба в государстве как бы противопоставляется иной базовой
форме человеческой деятельности в трудовой сфере, то есть труду крестьян и рабочих.
5
В Федеральном законе «О системе государственной службы в Российской Федерации» , а именно
статье 1 приводится следующее определение термина «государственная служба»:
«Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность
граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской
Федерации; Федерального органа государственной власти, других федеральных органов
государственной власти; субъекта Федерации; Органа государственной власти субъекта
Федерации, других государственных органов субъекта Федерации; лиц, которые замещают
должности, определенные Конституцией РФ, федеральным законодательством для
непосредственного выполнения полномочий федерального государственного органа; лиц,
которые замещают должности, определенные конституцией, уставом, законом субъекта
Федерации для непосредственного выполнения полномочий государственного органа субъекта
Федерации.
Вместе с тем основным признаком, который позволяет отнести того либо другого работника к
категории служащих государства, выступает источник его денежного содержания: служба в
государстве во всех ее проявлениях содержится за счет средств государственного бюджета.
Наравне со столь широким пониманием службы в государстве имелась ее трактовка в узком
смысле. Соответственно службой в государстве признается не любое выполнение функций
непроизводственного характера в той либо другой организации в государстве, а лишь
деятельность людей, которые входят в аппарат органов государства, в состав администрации
государственных учреждений и предприятий.
Применительно к области государственного управления это значило, что служба в
государстве представляет собой административно-управленческую деятельность организаций
государства, то есть таких работников, которые выступают в качестве непосредственных
участников в той либо другой форме процесса практической реализации исполнительнораспорядительных функций.
В порядке осуществления службы в государстве в узком понимании этого слова происходит и
управление поведением служащих государства в широком смысле (к примеру, ректор вуза и
состав преподавателей и профессоров, заведующий городской больницей и лечащие врачи).
Современное служебное право в большей степени обсуждают в аспектах развития
законодательства о государственной службе. В научных работах, которые посвящены развитию
административного законодательства, а также административного права, юридическое состояние,
а помимо этого проблемы государственной службы рассматривают в аспектах развития
административного правового урегулирования государственных служебных отношений, начало
которым дали Федеральные законы от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы
Российской Федерации» и от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» . Эти законы формируют основу для дальнейшей правовой
нормализации отношений в области государственной службы, для структурирования
законодательства о государственной службе, механизм формирования применения
определенных правовых норм и административных учреждений. Новые федеральные законы,
принятые в результате многочисленных государственных и правовых реформ страны, и сразу же
оказали влияние на уточнение (дополнение) законодательства о государственной службе .
6
Десять лет назад, ученые обсуждали конкретные шаги и сроки реализации положений нового
Федерального закона о государственной службе, с тем, чтобы была реформирована и внедрена
частично новая система государственной службы. На самом деле, когда стало ясно, что этот закон
будет обеспечиваться системой государственной службы России, построенная на основе
установленных новых принципов государственной службы, и будет создана новая модель
государственной службы. В то же время основные виды государственной службы получат многие
черты, характерные как для государственной службы, а также для правового статуса
государственных служащих.
В этой связи В.А. Козбаненко, например, отмечает: Общий правовой статус государственного и
муниципального служащего установлен на основании Конституции РФ и федерального
законодательства. По сущности правовой статус государственного и муниципального служащего
является определенной нормами права совокупностью прав, обязанностей, а кроме
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика.
Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2013. 263с.
2. Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2012. – 549с.
3. Бялт В. С., Лойт Х. Х. К вопросу о правовом статусе личности в Российской Федерации //
Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: материалы VII Международной
научно-практической конференции (22-24 апреля 2015 г.). Том 3. Часть 2. – СПб.: ИИУНЦ
«Стратегия будущего», 2015. – С. 73-76.
7
4. Волкова В.В., Сапфирова А.А. Государственная служба: учебное пособие Издательство:
ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. - 207с.
5. Барциц, И.Н. О концептуальных направлениях развития системы государственной службы
Российской Федерации: / И.Н. Барциц // Журнал российского права. - 2013. - № 6. - С. 43-44.
6. Государственная гражданская служба. Учебник. 2-е изд. доп. и перераб., / Под ред. проф.
В.Г.Игнатова.- М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2012. – С. 593с.
7. Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных
служащих: общее и особенное // Государство и право. - 2013. № 1. – С. 75-77.
8. Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы административного права. - М.,
2013. – 473с.
9. Лойт Х. Х., Бялт В. С. Служебное право: курс лекций. – СПб., ГУАП, 2014. – 519с.
10. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации //
Государство и право. - 2013. - № 9. – С. 72-74.
11. Соколова О.С. К вопросу об унификации законодательства о правоохранительной службе
// Административное и муниципальное право. – 2013. – №2. – С. 76-79.
12. Синякин И. Н. Комплексное исследование правовой политики // Российское правосудие. -
2012. - №4. – С. 42-44.
13. Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред. В. К. Бабаева. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 642с.