Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации в порядке, установленном Положением о государственном земельном
контроле, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1.
Согласно п. 2 Положения государственный земельный контроль в пределах своей компетенции
осуществляют: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии,
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по
надзору в сфере природопользования.
Вышеназванные федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственный
земельный контроль и рассматривают дела об административных правонарушениях в
соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст.
23.15, 23.21, 23.23, 23.24, 23.25).
На основании п. п. 1, 2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием
земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного
самоуправления или уполномоченными ими органами.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального
образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в
порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3
Законами субъектов Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления на
осуществление земельного контроля за использованием земель и установление порядка его
осуществления, предусмотренные п. п. 1 и 2 настоящей статьи, могут быть отнесены к
полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальный земельный контроль
осуществляется на землях сельских поселений, межселенных территорий, а также на землях
городских округов.
Муниципальный земельный контроль осуществляется на территории соответствующего
муниципального образования в форме плановых и внеплановых проверок, согласованных в
установленном законодательством порядке с органами прокуратуры и фиксирования выявленных
нарушений в соответствующем акте (акт выявления земельного правонарушения) с последующей
передачей материалов в органы государственного земельного контроля для возбуждения дела об
административном правонарушении (составление протокола - ст. 28.2 КоАП РФ, рассмотрение
дела - ст. ст. 29.1 - 29.13 КоАП РФ, наложение штрафа - ст. 3.2 КоАП РФ и т.д.).
Таким образом, органы муниципального земельного контроля не вправе осуществлять
административное производство по выявленным правонарушениям в сфере земельного
законодательства, в связи с чем нарушитель земельного законодательства не может быть
привлечен к административной ответственности дважды за одно и то же административное
правонарушение (п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).
Указанная функция четко определена за федеральными органами исполнительной власти в
области государственного земельного контроля, поименованными выше.
Актуальность данной работы определена очевидным несовершенством операций в области
земельного контроля, то есть низкой эффективностью его проведения.
Цель работы состояла в ознакомлении с аналитической литературой по вопросам земельного
контроля и сравнении эффективности его видов.
Задачи работы сводились к раскрытию причин низкой эффективности земельного контроля и
сравнении их направленности по различным видам его реализации.
Предметом исследования являлись аспекты земельного контроля.
Объектом исследования являлись основные недостатки и нарушения в реализации земельного
контроля, влияющие на его эффективность.
1. Земельный контроль. Основные противоречия
Определение понятия государственного земельного контроля содержится в действующем
Земельном кодексе Российской Федерации [1]. Согласно его положениям, под государственным
земельным контролем понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной
власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований
законодательства Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок,
принятия мер по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений, и
деятельность уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением
требований земельного законодательства.
4
В этом определении государственному земельному надзору отводится скромная роль одной из
многочисленных подотраслей административного права. Административные полномочия органов
государственного земельного контроля прописаны в действующей редакции Кодекса РФ об
административных правонарушениях [2]. К числу таких полномочий относится рассмотрение дел
об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1 (самовольное занятие
земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим
предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на данный земельный
участок), 7.34 (использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного)
пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок
обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по
приобретению этого земельного участка в собственность), п.1 (использование земельного участка
не по целевому назначению) и п.3 (неиспользование земельного участка по его целевому
назначению) статьи 8.8 Кодекса. И это, в целом, всё.
Между тем, удельный вес административных правонарушений в общем объёме земельных
правоотношений современной России таков, что действующих положений земельного и
административного законодательства крайне недостаточно для их не то чтобы искоренения, но
даже для существенного сокращения. Между тем, такое искоренение вполне возможно при
внедрении системно-аналитического метода учёта всего спектра объектов недвижимости,
определяемого гражданским законодательством [3]. Более того, внедрение такого метода
способно позволить институту государственного земельного контроля вырасти из скромной
подотрасли административного права в огромный по значимости государственный институт,
обладающий рядом важнейших функций и направлений деятельности. Прежде всего, под
системно-аналитическим методом учёта объектов недвижимого имущества понимается
триединство функций по кадастровому учету объектов недвижимости, государственной
регистрации прав на них и мероприятий по надзору за их фактическим состоянием.
Современная система учета недвижимости в России начала развиваться с момента перехода к
приватизации государственного и муниципального имущества, весомую долю которого
составляла недвижимость. Принятая в 1994 году 1-я часть Гражданского кодекса РФ определила
основы системы государственной регистрации недвижимости [4], позже был принят
соответствующий федеральный закон [5].
Этот закон в описании структуры Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество (ст. 12) произвел разделение между описанием объектов недвижимости и записью
прав на них. В своём основном виде это разделение существует и сейчас. Специализированная
организация производит техническую работу по кадастровому учёту каждого конкретного объекта
недвижимости, после чего государственный орган исполнительной власти осуществляет
регистрацию прав на него. Орган государственного земельного контроля структурно входит в
состав органа по государственной регистрации прав на недвижимость, однако информация о
проводимых проверках соблюдения земельного законодательства, административных
обследованиях и мониторинге состояния земель никак не связана с информационной базой учёта
объектов недвижимости [6], что является хроническим недостатком.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Земельный кодекс Российской Федерации № 136-ФЗ от 25.10.2001 (в редакции
Федерального закона № 234-ФЗ от 21.07.2014), п. 1 ст. 71 / электронная поисковая система
5
КонсультантПлюс, рабочая версия Управления Росреестра по Приморскому краю. Дата обращения
17.01.2019.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 (в редакции
федеральных законов № 380-ФЗ от 28.12.2009, № 262-ФЗ от 30.09.2013, № 307-ФЗ от 14.10.2014 и
№ 46-ФЗ от 08.03.2015), п. 1 ст. 23.21.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 № 51-ФЗ от 30.11.1994 (в редакции
Федеральных законов № 213-ФЗ от 30.12.2004, № 73-ФЗ от 03.06.2006, № 201-ФЗ от 04.12.2006, №
216-ФЗ от 13.07.2015, № 315-ФЗ от 03.07.2016), п. 1 ст. 130 /
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req. Дата обращения 17.12.2019.
4. Федеральный закон № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним»
5. Федеральный закон № 93-ФЗ от 30.06.2006 «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке
прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» и Федеральный закон № 268-ФЗ
от 23.11.2007 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
по вопросу оформления в упрощённом порядке прав наследников, а также иных граждан на
земельные участки».
6. Федеральный закон № 66-ФЗ от 13.05.2008 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных
законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с
принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» / электронная
поисковая система КонсультантПлюс, рабочая версия Управления Росреестра по Приморскому
краю. Дата обращения 15.12.2019.
7. Федеральный закон № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости»
8. Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации
недвижимости», п. 9 ст. 22 // электронная поисковая система КонсультантПлюс, рабочая версия
Управления Росреестра по Приморскому краю. Дата обращения 17.12.2019.
Книга одного автора
1. Шепель Е. А. Государственный земельный контроль как оборонительное оружие в
информационной войне. М.: Ритм, 2018
Книга двух авторов
1. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. М.: Инфра-М, 2003.
Сетевой ресурс
6
1. Шепель Е.А. «Чем похожи земля и автомобиль?» //
http://sluzhuotechestvu.info/2017/12/1868/ Дата обращения 18.12.2019.
2. Шепель Е.А. «Кадастровая мина» // http://rusrand.ru/analytics/ Дата обращения 18.01.2019;
Шепель Е.А. «Оформление прав на земельные участки как изощренный способ мошенничества» //
http://primdacha.pro/ Дата обращения 18.12.2019.
Научные публикации
1. Бердникова И. В. Создание модели 3D-кадастра недвижимости на базе Нижегородской
области // Вестник Росреестра, № 1 за 2011 год, стр. 14.