Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Круизный туризм отнесен к наиболее перспективным видам туризма действующей Стратегией развития туризма в Российской Федерации (2019–2025 гг.) и обозначен Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)» как один из самых популярных и динамично развивающихся сегментов туристского рынка
Рекреационно-оздоровительная сфера в настоящее время достаточно активно развивается и представляет собой действенную систему, направленную на восстановление работоспособности населения, а также физических, умственных и эмоциональных сил каждого отдельного индивида. Важнейшим элементом данной системы является туризм, и в частности круизный туризм.
Круизный туризм – это речное или морское путешествие на водном транспорте по замкнутому маршруту с остановками для экскурсий в портовых городах. Он представляет собой уникальный способ сочетания насыщенных экскурсионных туров с комфортабельным отдыхом без утомительных переездов и является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в современной экономике.
История круизного туризма прошла огромный путь своего становления, претерпев несколько этапов модернизации, что привело к невероятному всплеску популярности на круизы во всем мире. Важно отметить, что организация круизных путешествий является основополагающим и тщательно прорабатываемым процессом, так как в наши дни лайнеры сами по себе уже являются туристической дестинацией. Но при этом разработка инфраструктуры, необходимой для эффективного предоставления услуг проживания, питания и организации досуга его пассажирам является задачей трудоемкой и затратной. Поэтому отдача от круизного туризма возможна только в случае предварительных высоких затрат на соответствующую инфраструктуру. В РФ необходимая инфраструктура начала создаваться еще в начале 60–70 годов ХХ века и в настоящее время требует значительных затрат на ее развитие.
Круизный туризм представляет собой одно из наиболее развитых направлений туризма в РФ, что обусловлено большими размерами страны, полноводных рек и доступу к нескольким морям. Внутренние водные пути Российской Федерации проходят по территории 60 субъектов федерации, при этом только в части из них реализуются проекты, направленные на развитие водного туризма.
Но, несмотря на это круизный туризм в РФ с начала 60-х гг. XX века демонстрирует положительный тренд. Однако его эффективное развитие требует детального изучения текущих проблем и трендов для максимизации получаемого эффекта.
Тем самым, можно констатировать актуальность развития круизного туризма в РФ и значимость выбранной темы исследования.
Цель работы - проанализировать современное состояние круизного туризма.
Задачи работы:
изучить особенности организации круизных путешествий;
представить характеристику основных Российских круизных организаций;
раскрыть современное состояние российского рынка морских круизных путешествий;
рассмотреть перспективы развития круизного туризма в Российской Федерации.
Объект работы - рекреационно - оздоровительные услуги в российском круизном туризме.
Предмет работы - тенденции развития рекреационно - оздоровительных услуг в круизном туризме.
Методы исследования:
Анализ существующей базы научно-методической литературы по исследуемой теме.
Анализ существующих мнений экспертов в исследуемой теме.
Обобщение и синтез полученной информации.
Проектный метод.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА
1.1 Особенности организации круизных путешествий
Вот уже на протяжении сорока лет рынок круизного отдыха переживает второе рождение, говорят даже о «круизном буме» на туристических рынках всех стран мира, в том числе и Российской Федерации. Пятнадцать крупнейших круизных организаций мира (среди них Carnival Group, Royal Caribbean Line, Princess) ежегодно обслуживают более 6 миллионов туристов на бортах более 150 комфортабельных круизных лайнеров. Темпы прироста этого сектора туристического рынка поразительны - более 8% в год.
Это вынуждает проектировать и спускать на воду новые, более модернизированные и максимально отвечающие потребностям современных туристов суда (только в течение ближайших 4 лет крупнейшими судостроительными верфями мира будет спущено на воду 50 новых круизных лайнеров). Основными регионами круизного бизнеса традиционно считаются Средиземноморье, Карибский бассейн, Балтийское море (паромные переправы). Однако география морских и речных круизных путешествий ширится год от года, охватывая в настоящий момент практически все регионы земного шара (даже Антарктиду и Арктику). Российская Федерация - не исключение. Несмотря на резкий спад доли водного транспорта в общих пассажироперевозках после 1990 годов вызванный прежде всего распадом СССР, снижением благосостояния населения, повышенным интересом Российская Федерация к зарубежным турам и невысоким уровнем въездного туризма), сегодня круизы из российских морских портов (Санкт-Петербург, Сочи, Калининград, Новороссийск, Владивосток), а также по российским рекам и озерам стали дефицитным и престижным товаром .
Круиз - это путешествие по воде, предполагающее заходы в порты различных стран (или одной страны) с организацией в них экскурсий. Основной чертой, отличающей круиз от других туров, является единство места передвижения, проживания, питания и досуга - круизное судно. Поэтому современный круизный лайнер должен обладать инфраструктурой, необходимой для эффективного предоставления услуг проживания, питания и организации досуга его пассажирам.
Круиз предполагает полный пансион туристов. Обычно на судне организуется трехразовое питание пассажиров, однако все чаще встречаются лайнеры, на борту которых предлагается питание по системе «все включено» или «ультра-все-включено», а также разнообразные ночные буфеты или снэк- столы вдобавок к привычному полному пансиону.
Поскольку круизер основное время в поездке находится вне каюты, составу, площади и месту расположения рекреационных и досуговых зон на судне отводится наиболее пристальное внимание.
По продолжительности круизы делятся на:
краткосрочные (от нескольких часов до нескольких суток);
среднесрочные (от 5 до 13 суток);
долгосрочные (до 2 месяцев) .
Большинство круизных маршрутов проложены по Средиземному, Карибскому и Балтийскому морям, а также через страны Азии.
Средиземноморские круизы охватывают несколько европейских стран – Италия, Испания, Франция, Греция, Хорватия и др. – и страны Северной Африки – Египет, Тунис, Марокко.
Круизы по Балтийскому морю проходят через Скандинавию и Прибалтику и могут включать в себя следующие страны: Швеция, Дания, Финляндия, Эстония, Латвия и Литва.
В круизных путешествиях по Карибскому морю можно посетить такие государства, как США, Доминиканская Республика, Мексика, Ямайка и, конечно же, множество островов: Багамы, Гаити, Антигуа, Роатан и другие экзотические уголки планеты.
Азиатские круизы захватывают Сингапур, Малайзию, Индонезию, Таиланд и Вьетнам, а также Китай и Японию.
Стоимость морского путешествия зависит от класса круизной организации и самого лайнера, выбранной вами каюты, сервиса на борту, региона плавания и сезона. Также вы можете приобрести только один круиз, без экскурсий, или сразу взять пакет «круиз + экскурсии».
Престиж отеля оценивается количеством звёзд, а качество отдыха на круизном лайнере – классом обслуживания:
«стандарт» – широкий выбор услуг и развлечений на борту, комфорт и стандартное качество обслуживания по доступным ценам.
Организации класса «стандарт»: Costa Cruises, Carnival Cruise Line, MSC Cruises, Norwegian Cruise Line.
«премиум» – золотая середина между классами люкс и стандарт, изысканные интерьеры, комфорт и роскошь на борту, сервис высокого уровня, великолепная кухня.
Организации класса «премиум»: Holland America Line, Star Clippers, Windstar Cruises.
«люкс» – абсолютная роскошь, небольшие лайнеры, вышколенный персонал, готовый удовлетворить любую прихоть клиента, безупречный сервис.
Организации класса «люкс»: Regent Seven Seas Cruises, Crystal Cruises, Silversea Cruises, The Yachts of Seabourn, Sea Dream Yacht Club.
Каюты на лайнерах тоже подразделяются на несколько типов. Вот наиболее общая классификация:
экономичные – без окна, с искусственным освещением;
стандартные – с окнами;
премиум – с балконами.
1.2 Характеристика основных Российских круизных организаций
В последние годы развитию туризма в Российской Федерации уделяется значительное внимание как со стороны участников рынка туристских услуг, так и со стороны государственных органов, управляющих отраслью. Обновление законодательства в сфере туризма, активная разработка профессиональных стандартов, создание и ведение Национального туристического портала, активная работа в регионах - вот наиболее значимые и понятные широкой общественности события индустрии туризма. Одной из задач развития туристической отрасли в Российской Федерации является поиск новых драйверов. Культурно-исторический туризм, экотуризм и круизный туризм считаются наиболее важными направлениями, актуальными как для внутреннего, так и для въездного туризма.
Культурно-исторический и экологический туризм в Российской Федерации имеет свои традиции и историю, хорошо развит в регионах и имеет устойчивую тенденцию к развитию. Круизный туризм в основном представлен речными круизными маршрутами. Разработанные круизные линии используются уже давно, уровень сервиса и качество обслуживания нуждаются в улучшении, а круизный флот нуждается в обновлении. В Российской Федерации обновлением речного круизного флота и возрождением речного круизного пароходства занимались еще до импортозамещения в туризме .
К особенностям речного круизного туризма в стране относятся достаточно суровые условия судоходства и в то же время потребность в лайнерах класса река – море. В настоящее время советские авиалайнеры все еще находятся в эксплуатации. Отличительной особенностью этих судов является то, что они проектировались отечественными специалистами, закладывались и строились на зарубежных верфях, одновременно развивая зарубежные производственные мощности, создавая рабочие места за пределами страны и способствуя развитию технологий зарубежных производителей. Запуск двух новых круизных лайнеров в Российской Федерации положил начало возрождению этого сегмента на рынке туристических услуг. Однако высокий уровень инвестиций ограничивает количество клиентов.
Заказчиками лайнеров выступили круизные операторы, такие как «Мостурфлот» (ГП «Морское речное пароходство»), «Водоходъ» и «Ортодокс». ОАО «Мостурфлот» входит в группу организаций «Морское речное пароходство» и является собственником флота из 17 единиц.
Организация инвестирует средства в модернизацию своих судов, обновляя дизайн и состояние кают для соответствия современным требованиям. ОАО «Мостурфлот» является оператором полного цикла, предоставляя помимо услуг по перевозке услуги по питанию, экскурсионные и анимационные услуги. У организации есть собственная система подготовки кадров. Судоходная организация ООО «Водоходъ» является круизным оператором речных круизных путешествий и одновременно оператором полного цикла, что означает управление всеми звеньями цепочки обслуживания: услуги по перевозке, питанию, экскурсионные и анимационные услуги, а также подготовку кадров.
Организация владеет 26 единицами четырехпалубного круизного флота, 9 единицами скоростного и 9 единицами прогулочного. Круизная организация ЗАО «Ортодокс» ориентирована на зарубежных туристов и пополняла флот судами Украинского речного флота. В активе организации 8 четырех палубных и одно трехпалубное судно. Актуальность речного круизного туризма подтверждается приростом спроса в 2019 году в 15% и устойчивым интересом к нему как граждан страны, так и иностранных граждан.
В настоящее время из 90 круизных теплоходов в Российской Федерации только 30 принимают иностранных туристов, а остальные 60 ориентированы на круизные туры для Российская Федерация. Инвестиционные возможности отечественных круизных операторов при этом ограничены. Развитие внутреннего туризма в Российской Федерации ориентировано на внутренних и въездных потребителей.
Устойчивое развитие данного вида туризма должно сопровождаться программами, учитывающими высокую капиталоемкость круизного туризма. В настоящее время наблюдается тенденция к монополизации рынка речных круизных путешествий. Три самые успешные организации создают конкурентные условия друг для друга, но увеличение парка каждой организации сдвигает баланс сил. Учитывая, что отсутствие конкуренции снижает стимулы для развития и качества туристских услуг, необходимо найти механизмы устранения этих негативных факторов.
Наиболее эффективным механизмом развития круизного туризма через строительство и модернизацию речного круизного флота является государственно-частное партнерство. Реализация глобальных проектов, таких как создание современного круизного флота в Росс
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. – 2016. – № 142.
2. Боголюбов, В. С. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник для академического бакалавриата / В. С. Боголюбов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 293 с.
3. Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства: учебник для СПО / Л. Г. Березовая. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 477 с.
4. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы: учеб. пособие для СПО / В. П. Бугорский. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 165 с.
5. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 191 с.
6. Ветитнев, А. М. Информационные технологии в туристской индустрии: учебник для академического бакалавриата / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 340 с.
7. Ветитнев, А. М. Информационно-коммуникационные технологии в туризме: учебник для СПО / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 340 с.
8. География туризма. Западная и северная Европа. Япония: учебник для СПО / Ю. Л. Кужель, М. В. Иванова, Л. А. Полынова, Л. В. Сазонкина; под науч. ред. Ю. Л. Кужеля. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 465 с.
9. География туризма. Южная Европа: учеб. пособие для СПО / М. В. Иванова, Л. В. Сазонкина, Е. Д. Салас Лусуриага, Ю. Л. Кужель; под науч. ред. Ю. Л. Кужеля. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 443 с.
10. Джанджугазова, Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для СПО / Е. А. Джанджугазова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 208 с.
11. Золотовский, В. А. Правовое регулирование туристской деятельности: учебник для СПО / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 247 с.
12. Квартальнов, В.А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 320 с.
13. Лойко, О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие / О.Т. Лойко. – Томск: ТПУ, 2018. – 319 с.
14. https://www.tourprom.ru – Официальный сайт туристического портала Турпром.