Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что современный мир
неразрывно связан с деньгами и товарно-денежными отношениями. В
3
условиях этих отношений происходит постоянный процесс движения
денежных средств, переход их от одного лица к другому. Лишь с недавних
пор в современной России начали обучать правильному распределению
средств, управлению собственными финансами, распределению прибыли и
получению предельного дохода от своей деятельности либо от деятельности
предприятия.
Опыт функционирования государственных финансов подтверждает
важность финансового менеджмента в государственном и муниципальном
управлении как управления бюджетными ресурсами в процессе их движения
на всех этапах бюджетного процесса.
В современных условиях трансформации социально-экономических
систем различных уровней иерархии присутствует неравномерности в
развитии. Это обусловлено наличием значительных диспропорций в
секторальном, отраслевом и территориальном развитии социальноэкономических процессов и явлений. Вместе с тем, сложившиеся
диспропорции не являются «застывшими» и могут меняться под
воздействием широкого спектра внешних и внутренних обстоятельств.
Рыночные механизмы далеко не во всех случаях оказываются способными
предупредить и преодолеть серьезные территориальные различия в
экономической и социальной эффективности развития государства, уровне
жизни населения различных территорий.
В таком случае государство оказывается перед необходимостью,
создавая все условия для роста и развития всего народного хозяйства,
одновременно учитывать социально-экономические диспропорции и
поддерживать определенную однородность секторального, отраслевого и
территориального развития.
Экономический спад неизменно сопровождается расслоением и
асимметричным типом развития, росту национальной экономики могут
соответствовать различные типы территориального, секторального и
отраслевого развития. Системным условием преодоления диспропорций
4
является обеспечение устойчивого роста основных социально-экономических
характеристик территориального, секторального и отраслевого развития.
Однако сам по себе рост не гарантирует уменьшения диспропорций.
Цель работы – анализ роли государственных и муниципальных
финансов в регулировании отраслевых и территориальных пропорций
экономики.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические аспекты государственных и муниципальных
финансов.
2. Проанализировать использование государственных и
муниципальных финансов в регулировании диспропорций в РФ в 2015-2017
гг.
3. Разработать мероприятия по повышению эффективности
использования государственных и муниципальных финансов.
Предмет исследования – государственный финансовый менеджмент в
секторе государственного управления.
При проведении исследования использовались такие экономические
методы как индукция, дедукция, анализ, синтез, логический подход к оценке
экономических явлений, сравнение изучаемых показателей.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
1.1. Сущность государственных и муниципальных финансов
Сущность государственных и муниципальных финансов
представляется в виде денежного оборота, который в свою очередь вызывает
5
движение стоимости и сопровождается большим количеством платы и
счетов.
Государственные и муниципальные финансы, в первую очередь, – это
сфера отношений по поводу оборота, формирования, распределения и
использования денежных средств. Государственные и муниципальные
финансы являются источниками для государственного и муниципального
сектора экономики. Формирование государственных и муниципальных
финансов связано с перспективными направлениями хозяйствования,
важными целевыми программами и целями социально-экономического
развития страны или региона. То есть, средства из государственных и
муниципальных финансов позволяют беспрепятственно достигать
экономические и социальные задачи территории.
На рис. 1 представлен состав государственных и муниципальных
финансов.
Финансы как одна из важных составляющих финансовой системы
требует к себе особого внимания в виде их рациональной организации.
Качество организации представляет собой платформу для решения
определенных задач, которые приведут к качественным изменения в
экономике территории. Поэтому так важно определить главные принципы,
по которым действует система государственных и муниципальных финансов.
Рис. 1. Состав государственных и муниципальных финансов
Государственные и муниципальные финансы ориентированы на
основные принципы, представленные на рис. 2.
Рис.2. Принципы государственных и муниципальных финансов
6
Таким образом, государственные и муниципальные финансы должны
иметь четко поставленные цели, быть эффективными и качественноорганизованными.
Исходя из принципов формируются функции финансов. Основными
функциями финансовой системы являются:
1. Функция планирования, которая подразумевает собой определение
целей и задачи и способов их достижения. Данная функция основывается на
том, что полномочия разграничиваются между Федерацией, субъектами
Федерации и органами местного самоуправления. Реализация этой функции
осуществляется путем формирования бюджетов на определенные сроки, с
определенными источниками формирования, порядка налогообложения.
2. Функция организации предполагает то, что бюджет необходимо
классифицировать и определить порядок составления и его ведения. Также
данная функция определяет перечень исполнительных органов,
ответственных заведение бюджета, а также формирование их прав и
обязанностей.
3. Функция стимулирования позволяет понять, какие факторы влияют
на финансовую деятельность и потребность в дополнительных средствах.
Также во внимание принимается факторы, которые влияют на поведение
служащих в ходе финансовой деятельности.
4. Функция контроля включает в себя разработку норм, правил,
критериев оценки. Также к этой функции относятся сравнительный анализ
результатов с введенными критериями, для того, чтобы понимать, что можно
изменить к лучшему в данной системе.
Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного
оборота:
1. Распределительная функция государственных и муниципальных
финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение
вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные
потребности, формируются источники финансирования общественного
7
сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и
внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.
Государственные и муниципальные финансы функционируют на
основе перераспределения финансовых ресурсов через систему
централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают
воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных
структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.
Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная
стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных
обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее
результатом является формирование и использование централизованных
фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы
экономики.
Основными объектами реализации распределительной функции
финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды,
а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль
играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями
бюджетов.
2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов
обеспечивается путем контроля за реальным денежным оборотом, главное
участие в котором принимает государство.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
8
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р «Об
утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в
2019 - 2024 годах»
3. Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018
год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
4. Пояснительная записка к Проекту Федерального закона «О
федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
5. Приказ Департамента фи¬нансов г. Москвы от 04.08.2017 г. №
195 «О проведении оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого органами исполнительной власти г. Москвы».
6. Беленчук А. А., Лавров А. М. Формирование национальной
системы оценки качества управления общественными финансами //
Финансовый журнал – 2016 – №2 – С. 7-27.
7. Бугров М.А., Корчинский В.Е. Государственный финансовый
менеджмент в Российской Федерации // Институт финансово-кредитных
отношений в условиях рыночных трансформаций. Сборник статей научнопрактического семинара. – 2017. – С. 18-23.
8. Волынская О.А. Сущность и причины неопределенности и риска
/ О. А. Волынская // Сборник материалов II МНПК «Современные
финансовые отношения: проблемы и перспективы развития». - Новосибирск:
СГУПС. - 2015. - С. 36-41
9. Евдокимов С.П. Особенности финансового менеджмента в
государственном секторе в Российской Федерации // Вестник научных
конференций. – 2017. – № 5-4 (21). – С. 43-45.
10. Исмоилов Г.Э., Иброхимов И.Ш. Проблемы финансового
менеджмента в национальной экономике // Молодой ученый. - 2016. - №15. -
С. 296-297
11. Козлова И.В., Гридина Т.А. Финансовый менеджмент в
государственном и муниципальном управлении // Университетская наука -
региону. Материалы VI ежегодной научно-практической конференции
9
преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского
федерального университета. Под редакцией Л.И. Ушвицкого, А.В. Савцовой.
– 2018. – С. 115-117.
12. Лауреаты Нобелевской премии по экономике: автобиографии,
лекции, комментарии. Т. 2. 1983-1996. СПб., 2009. С. 297-315
13. Никитина А.Х., Царева Г.Р., Никитин М.А. Совершенствование
мониторинга качества финансового менеджмента в государственном секторе
// Экономика и менеджмент систем управления. – 2017. Т. 24. – № 2-2. – С.
222-229.
14. Основные положения Кодекса лучшей практики в сфере
управления ре¬гиональными и муниципальными финансами. - М: Минфин
РФ, 2003. - Режим доступа:
https://www.minfin.ru/common/upload/library/2003/03/analytical.doc
15. Отчет о ходе реализации Публичной декларации целей и задач
Минфина России за I полугодие 2018 г. [Электронный ресурс] : от 18 июля
2018 г. URL:
https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/07/main/otchet_po_PD_zaJ_p
olu-godie.pdf
16. Первых П.А., Ступникова Ю.А. Методика оценки
государственных программ как основного инструмента программно-целевого
управления // Бизнес и общество : электронный журн. – 2017. – № 4 (16). –
URL: http://busines-society.ru/2017/num-4-16/19_pervykh.pdf
17. Публичная декларация целей и задач Минфина России на 2018 г.
[Электронный ресурс] : от 30 марта 2018 г. // Минфин России : офиц. сайт.
URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=122437
18. Bloomberg [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.
bloomberg. com
19. Public Finance for Development Evaluation [Электронный ресурс] :
approach paper. 2018. May 7. URL:
https://ieg.worldbankgroup.org/sites/default/files/Data/reports/ap-publicfinance.pdf
10
20. The International Handbook of Public Financial Management / ed. by
R. Allen, R. Hemming, B. Potter. N. Y., 2013. 882 p.
https://doi.org/10.1057/9781137315304.