Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Автомобиль необходим человеку и на производстве, и в повседневной жизни. Ни одна сфера деятельности не обходится без использования автотранспорта. С каждым годом растет число автомобилей, находящихся в личном пользовании. В связи с широким использованием автотранспорта, увеличением числа автомобилей и совершенствованием их конструкции возрастает потребность в квалифицированных специалистах по обслуживанию и ремонту автомобильной техники.
Для оптимальной и эффективной организации процесса обслуживания и ремонта автомобилей необходимы специализированные организации, имеющие профессиональное оборудование и высококвалифицированных специалистов. Одним из подразделений таких организаций является участок по ремонту ходовой части автомобилей.
Тема моего курсового проекта – «Проект участка по ремонту ходовой части автомобилей. Разработка технологического процесса замены подшипника ступицы переднего колеса, на примере автомобиля Лада Ларгус».
Объектом проектирования является участок по ремонту ходовой части.
Предмет проектирования - технологический процесс замены подшипника ступицы переднего колеса (на примере автомобиля Лада Ларгус).
Цель курсового проекта – спроектировать участок по ремонту ходовой части автомобилей и разработать технологический процесс замены подшипника ступицы переднего колеса, на примере автомобиля Лада Ларгус.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения курсового проекта необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить работу участка автосервиса.
2. Описать участок по ремонту ходовой части и разработать планировку с размещением на ней подобранного оборудования.
3. Разработать технологический процесс замены подшипника ступицы переднего колеса, на примере автомобиля Лада Ларгус.
4. Выполнить расчет по статьям калькуляции себестоимости услуги.
1 Анализ темы и изучение работы участка автосервиса
Автосервис в узком понимании слова - это подсистема поддержания работоспособности и восстановления автомобиля в течение всего срока эксплуатации. Составляющие подсистемы:
• информационная система о клиентуре и для клиентуры;
• подсистема управления запасами;
• подсистема обслуживания клиентуры;
• подсистема продажи автомобилей, запасных частей и материалов;
• подсистема технического обслуживания и ремонта автомобилей.
В течение всего срока эксплуатации эта подсистема должна обеспечить в пределах требований клиентуры и технических требований автомобиля его исправность, безотказность и максимальный коэффициент технической готовности, а также минимальные затраты времени клиента на поддержку и восстановление работы его автомобиля.
Требования к автосервису, как инфраструктуре автомобильного транспорта, вытекают из социально-экономической функции автомобиля: инфраструктура должна обеспечить самое полное использование его возможностей.
Качество автосервиса и в широком и в узком смысле оценивается конкурентоспособностью производителей автомобилей, эффективностью использования автомобилей их владельцами, развитием транспортных возможностей общества со всеми положительными последствиями, которые вытекают из этого, обеспечением безопасности движения и устранением вредных последствий, эффективной работой предприятий автосервиса и получением ими дохода.
Производитель автомобилей может успешнее продавать их на рынке, где обеспечены каналы сбыта, т. е. развита система торговли.
Привлекательность автомобиля возрастает, если развиты сеть СТО и ремонта, сеть автомобильных дорог, автозаправочных станций (АЗС), стоянок, созданы условия для использования автомобиля. Владелец охотнее будет покупать автомобиль при тех же условиях, и общество заинтересовано в развитии автомобильного транспорта.
«Качество жизни» автомобиля определяется качеством его подсистем. Причем важно развитие не просто какой-то из подсистем, а оптимизация инфраструктуры в целом. Каждый автомобиль, который поступил в эксплуатацию, требует:
• дорог;
• запасных частей;
• трудоемкости обслуживания и ремонта;
• объема эксплуатационных материалов;
• заправочных станций;
• стоянок;
• гаражей;
• затрат на обеспечение безопасности движения;
• затрат на устранение вредных последствий и утилизацию.
Социально-экономическая функция автомобиля может быть реализована при условии пропорционального развития элементов инфраструктуры и парка автомобилей.
Каждый из факторов, от которых зависит эффективность использования автомобиля, имеет свои условия реализации. Так, если за короткий срок можно продать на рынке достаточное число автомобилей, то для строительства дорог, СТО, АЗС, гаражей, стоянок для этого количества транспортных средств потребуется несравненно больше времени. Следовательно, в модель целевой функции необходимо включать время, в течение которого может быть создана оптимальная инфраструктура для данного парка автомобилей (на сегодняшний день, благодаря импорту, прирост парка автомобилей настолько интенсивен, что за его ростом не успевает ни один, за исключением АЗС, из элементов инфраструктуры).
То, что заложено в автомобиле с точки зрения его возможностей (скорость, грузоподъемность, комфортность, технические характеристики), не зависит от автосервиса. Его задача сводится к тому, чтобы в процессе эксплуатации эти характеристики не снижались. Другими словами: эффективность автосервиса определяется тем, насколько он обеспечивает использование возможностей автомобиля. Любая экономия - это, в конечном счете, экономия времени. Именно эту экономию должна обеспечить инфраструктура автомобильного транспорта, т. е. автосервис.
Вместе с тем автомобиль является «социально значимым» и в отрицательном влиянии на человека и общество: он загрязняет окружающую среду, переполняет города и изменяет их вид, не вполне безопасен и приводит к гибели людей. В связи с этим возникает проблема минимизации вредных последствий автомобилей. Понятно, что автосервис должен обеспечить использование заложенных в автомобиле социальных эффектов и свести к минимуму его отрицательные последствия.
Экономическая эффективность автомобильного транспорта состоит в том, что он экономит время и способствует ускорению экономических процессов. Автомобиль является не только средством передвижения, но и фактором социальной трансформации. Он обеспечивает комфорт, престиж, приносит удовольствие. Задача автосервиса - обеспечить возможность использования функций автомобиля, не снижая их [7].
Низкое качество работ на СТО, деформация предложения по отношению к спросу, обусловленная нерациональностью расположения станций и их производственной структуры, отсутствие запасных частей приводили к таким потерям времени клиентурой, которые в сумме десятикратно превышают доходы самого автосервиса.
Главным для инфраструктуры автомобильного транспорта был и остается парк автомобилей - все другие элементы должны подчиняться ему. Одновременно реально существующая инфраструктура является ограничивающим условием прироста парка автомобилей. Все вышеизложенное можно резюмировать следующим образом:
Определяющим для развития автосервиса является парк автомобилей, тенденция его прироста. Прирост парка автомобилей стимулирует развитие автосервиса, а неконтролируемый прирост углубляет его проблемы.
Цель автосервиса, как инфраструктуры автомобильного транспорта, состоит в обеспечении социально-экономической эффективности автомобиля.
Автосервис в широком понимании слова - это инфраструктура автомобильного транспорта, которая включает в себя системы торговли, поддержания работоспособности и восстановления автомобилей, его технической эксплуатации, использования и устранения вредных последствий.
Автосервис в привычном понимании слова - это система поддержания и восстановления работоспособности автомобиля, которая включает в себя подсистемы информации о клиентах и для клиентов, продажу запасных частей, материалов и принадлежностей, управление запасами, обслуживание клиентуры, диагностики технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Задача системы поддержания работоспособности и восстановления автомобилей состоит в том, чтобы в пределах требований клиентуры и технических требований обеспечить безотказность и исправность автомобиля, а также минимальные затраты времени клиентуры при этих работах.
Владельцу автомобиля сейчас не трудно найти станцию технического обслуживания в случае, если произошла серьезная поломка (хотя станции, где работают на высоком уровне, можно пересчитать по пальцам). Поэтому большинство автолюбителей стремятся мелкие поломки, не требующие специального инструмента, устранять собственноручно.
Ходовая часть – опорная основа автомобиля, предназначенная для обеспечения его передвижения, причем с определенным уровнем комфорта, без тряски и вибраций, а также для уменьшения ударных воздействий, передаваемых от неровностей дороги на автомобиль. Механизмы и детали ходовой части связывают колеса с кузовом, гасят его колебания, воспринимают и передают силы, действующие на автомобиль. По форме ходовая часть представляет собой тележку. Находясь в салоне автомобиля, водитель и пассажиры испытывают медленные колебания с большими амплитудами и быстрые колебания с малыми амплитудами. От быстрых колебаний защищает мягкая обивка сидений, резиновые опоры двигателя, коробки передач и некоторые другие элементы. Защитой от медленных колебаний служат упругие элементы подвески, колеса и шины. Устройство. Ходовая часть состоит из трех частей: остова (рамы или несущего кузова); подвески; движителя (колесного или гусеничного).
Главной задачей участка по ремонту ходовой части является снижение интенсивности изменения параметров, технического состояния механизмов и агрегатов ходовой части, выявление и предупреждение неисправностей, обеспечение экономичности работы, безопасности движения, защита окружающей среды путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ. Ремонт должен обеспечивать безотказную работу агрегатов, узлов и систем автомобиля в пределах установленных периодичностей по тем воздействиям, которые включены в перечень операций.
Организация работ по ремонту ходовой части предполагает несколько требований, выполнение которых обеспечит нормальные условия труда:
• создание нормального микроклимата на рабочем месте, предусматривающего соответствие технико-санитарным условиям температуры, задымленное и загазованности рабочей среды, борьба с вредными шумами и вибрациями;
• соответствующая покраска интерьера, оборудования;
• применение светильников для местного и освещения;
• рациональное расположение рычагов и органов управление их доступность;
• применение специализированной производственной мебели;
• удобное расположение материалов, заготовок, запасных частей, инструмента;
• рациональное расположение механизмов, станков, оборудования, обеспечивающие использование рабочего времени, свободу передвижения рабочих и транспортировку агрегатов.
На рабочем месте слесаря по ремонту ходовой части должно быть соответствующее оборудование, приспособления, которые располагаются в пределах досягаемости.
В осмотровых канавах инструмент располагаются в пределах досягаемости. Для хранения инструмента применяют передвижные шкафы, столы или переносные инструментальные ящики.
В помещении устанавливают общеобменную вентиляцию, рассчитанную на растворение вредных веществ. Воздух следует подавать в рассредоточенную в рабочую зону.
В настоящее время структура персонала станции состоит из продуктивных и непродуктивных работников, соотношение которых составляет в среднем 1:0,6. Структура продуктивных работников зависит от внешних условий. Это экономические условия, конъюнктура рынка, структура парка автомобилей, в том числе по возрасту, конкуренция, спрос и его структура, демографическая структура населения, уровень и особенности его культуры, законодательная база, технический уровень общественного производства. Например, в настоящее время, увеличивается число инжекторных автомобилей, управление которых осуществляется при помощи электроники. В связи с этим наблюдается повышенный спрос на диагностику. Более того, в современных иномарках электроника начинает занимать все большую долю.
Первой задачей персонала является необходимость клиента встретить, внимательно выслушать его жалобы и пожелания, оформить заказ-наряд, произвести приемку автомобиля, а также его сдачу клиенту. Всем этим будет заниматься приемщик. Далее автомобиль передается под управление мастера, который распределяет заказы по постам в зависимости от их загруженности видов выполняемых работ. Он организует своевременное и качественное оказание услуг, руководит работой рабочих, обеспечивает максимальное использование производственных мощностей. Бухгалтер организует учет материальных, трудовых и финансовых ресурсов, издержек производства, ведет сметы расходов и доходов по всем видам услуг, начисляет и выдает заработную плату, связанные с движением денежных средств. Директор – осуществляет руководство производственно-финансовой деятельности предприятия (станции), организует и координирует работу служб по формированию портфеля заказов, выработке и реализации стратегии, оценивает экономические результаты, конкурентоспособность, прибыль, долю рынка.
Таблица 1 – Структура персонала автосервиса
Должность Число работающих, чел.
1 2
Директор 1
Бухгалтер 1
Мастер 1
Приемщик 1
Диагностик 1
Слесарь 3
Мойщик 5
Охранник 2
Уборщица 1
Секретарь 1
2 Описание участка автосервиса или разработка планировки участка с размещением на ней подобранного оборудования
В ходе эксплуатации легковых автомобилей ходовая часть автомобиля подвергается нагрузкам различного характера. Интенсивность износа деталей ходовой части и характер возникающих неисправностей зависит от большого числа факторов.
Основные неисправности ходовой