Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Несмотря на то, что любое государство действует в интересах создания условий для развития конкуренции, в любой национальной экономике, в той или иной степени, на рынке присутствует и монополия. Она является полярной противоположностью совершенной конкуренции, которая считалась прежде многими экономистами - наиболее эффективной формой организации рынка. Но это всего лишь идеал, созданный экономистами прошлого.
На протяжении продолжительного времени монополии развивались и совершали метаморфозу в поиске новых форм и способов максимизации прибыли, однако, вместе с ними развивались и государственные институты, и меры по возможной борьбе с ней. Монополизация определяется как явление, которое нельзя рассматривать только с одной стороны, она имеет свои как преимущества, так и очевидные недостатки.
Однако, несмотря на это, негативные последствия монополизации становятся заметны весьма очевидно и затрагивают широкие слои населения. Когда монополия на рынке действует достаточно продолжительный отрезок времени, все отрицательные стороны монополизации имеют возможность и условия для полного своего проявления. Таким образом, происходит ущемление некоторых интересов общества и происходит формирование структуры негативного отношения к монополиям, что провоцирует за собой экономическую и социальную напряженность.
Проблемы монополизма, демонополизации и антимонопольного регулирования в той или иной степени отражены в трудах значительного числа российских и зарубежных учёных.
Однако хозяйственные процессы в отечественной рыночной экономике столь динамично развиваются, что даже самые основательные научные разработки не в состоянии охватить все их теоретические и практические аспекты. Поэтому исследования монополизма приобретают особую актуальность. Тем более что, несмотря на немалое количество публикаций по данной проблеме, многие её аспекты продолжают оставаться дискуссионными
Цель работы – анализ предпосылок возникновения и сущности монополий.
Задачи работы:
1. Дать характеристику предпосылкам появления и этапам развития монополий.
2. Изучить сущность монополий и порядок установления монопольной цены.
3. Проанализировать российскую экономику в условиях монополий.
Объект исследования – конкуренция на рынке.
Предмет исследования – монополии и неизбежность их появления.
Теоретическую базу исследования составили труды таких российских ученых, как М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин, А.А. Налбантов, М.В. Селюков, Л.А. Петракова, Н.Ю. Сухина, Э.М. Баданин.
Методической базой исследования послужили такие методы как индукция, дедукция, анализ, синтез, логический подход к оценке экономических явлений, сравнение изучаемых показателей.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе изучены теоретические основы монополий: предпосылки появления и этапы развития монополий и сущность монополий, а также порядок установления монопольной цены.
Во второй главе дано ссследование влияния монополий на экономику: проведен анализ российской экономики в условиях монополий и антимонопольного регулирования в России.
Заключение содержит выводы по результатам исследования.
1. Теоретические основы монополий
1.1. Предпосылки появления и этапы развития монополий
Довольно часто монополию рассматривают как новое явление в экономике, но феномен монополии зародился ещё в древние времена практически одновременно с появлением рынка и присутствовал на всех этапах общественно-исторического развития [12]. Как отмечают исследователи в области экономической истории, основные черты монополии можно проследить уже во времена Древнего Египта ещё во II тысячелетии до н.э., когда только избранная каста в лице жрецов и фараона, как хозяева наиболее крупных мануфактур, имела право продавать ткани за границу [1]. Помимо этого, в том же Древнем Египте можно увидеть формирование монополии на пшеницу, когда Египет стал не просто базой товарного производства огромного количества пшеницы, а целой зерновой житницей практически всего Средиземноморья, благодаря удобренным нильским илом землям. Помимо пшеницы предметом монополии стали получение меда, соль и обработка текстиля [2].
В дальнейшем, кроме монополии на товары, возникли и монополии на те или иные услуги. Ярким примером может послужить банковское дело в Древнем Египте, организованное в форме государственной монополии, где банки имели монопольное право ведения банковских операций [13, с.140]. При этом, в большинстве других стран того времени государство не присваивало себе монополию на банковское дело.
Отличительной особенностью античного периода была государственная монополия на ведение внешней торговли, так как она приносила огромные доходы царской казне [3]. При этом монополия на торговлю с другими странами была свойственна не только Древнему Египту, но и Вавилону, который в тот период времени достиг значительного развития во внешней торговле.
Период Средневековья характеризуется появлением фирм-монополистов, для которых государством создавались отдельные условия на занятие той или иной деятельностью по средствам выдачи привилегий. В начале XVII века в Англии это явление носило наиболее явный характер. Раздача монополий стала не просто политикой государства, а банальным средством пополнения казны. Только в первой половине XVII века государство выдало более 700 монополий, что свидетельствует о злоупотреблении власти правом продавать на монополию торговли [4]. Несмотря на возражения парламента и потребителей, данная экономическая политика государства продолжалась еще достаточно долгое время. К 30-ым годам были монополизированы практически все производства и услуги, что незамедлительно привело к негативным последствиям.
Масштабный рост коррупции, незаконная деятельность предпринимателей, ограничение производства, ущемление интересов потребителей, не просто сковывание, а полнейшее уничтожение конкуренции в стране в тот период времени - всё это последствия безразборчивого наделения привилегий купцов. В свою очередь, отсутствие конкуре
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О защите конкуренции"
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» // «Собрание законодательства РФ», 27.07.2015, № 30, ст. 4571.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2017, № 52 (Часть I), ст. 8111.
5. Антимонопольное регулирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М.В. Шишкин, А.В. Смирнов. - М.: Юрайт, 2019. - 143 с.
6. Вечканов Г.С, Вечканова Г.Р. Микроэкономика: учебник для вузов, 4-е изд. - СПб.: Питер, 2018. - 464 с.
7. Курс экономической теории: учебное пособие под ред. Чепурина М.Н, Киселевой Е.А. - Киров, 2017. - 624с.
8. Беспятых Е.А. Импортозамещение как основной инструмент антикризисной политики РФ // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2017. № 1 (41). С. 182-189.
9. Латышов А.Ю. Особенности современной монополии как формы организации бизнеса // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - №21 - С. 192-200.
10. Литвиненко М.А. Современные тенденции развития корпораций в фармацевтической промышленности [Электронный ресурс] / М.А. Литвиненко // Электронное периодическое научное издание "Системное управление". - 2018. - №2 (16). – С. 44-49
11. Мельков С.А., Перенджиев А.Н. Террористическая угроза и «Теневая экономика»: есть ли взаимосвязь? // Власть. 2016. Т. 24. № 10. - С. 178-185.
12. Москвалевич Г.Н. Возникновение монополии и зарождение монополистических отношений в экономике Древнего мира // Вестник - экономист ЗАБГУ 2015 №10
13. Муравьева Л.А. Финансово-экономическое развитие Древнего мира // Учет. Анализ. Аудит. - 2015. - №1 - С. 133-143.
14. «Роснефть» и «Новатэк» не пускают к экспортной трубе «Газпрома» [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/09/08/732922-rosneft-novatek-gazproma.
15. Доли рынка и основные финансовые показатели сотовых операторов по итогам 2018 года [Электронный ресурс] // Портал о современных технологиях мобильной и беспроводной связи. URL: http://1234g.ru/operatory-sotovoj-svyazi/operatory-rossii/doli-rynka- sotovykh-operatorov-2018.
16. Доля «Газпрома» на газовом рынке Европы достигла рекорда [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/business/06/02/2019/5a79c1cd9a79470df95b0ee6.
17. Доля «Почты России» на посылочном рынке в 2018 году составила 67 % [Электронный ресурс] // New Retail. URL: https://new-retail.ru/novosti/retail/dolya_pochty_rossii_na_posylochnom_rynke_v_2018_godu_sostavila_6726 75/.
18. Монополии оставляют без закона [Электронный ресурс] // Сайт ФАС. URL: https://fas.gov.ru/publications/15522 (дата обращения: 05.03.2019).
19. Монополии: примеры в мире и в России [Электронный ресурс] // ФБ. URL: http://fb.ru/article/194243/monopolii-primeryi-v-mire-i-v-rossii.
20. Российский рынок газа 2018! Итоги отраслевой конференции [Электронный ресурс] // Mbplast.by. URL: https://www.mplast.by/novosti/2019-06-19-rossiyskiy-ryinok-gaza-2018-itogi-otraslevoy-konferentsii/amp/ .