Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема образования была и остается одной из ведущих для современного российского общества. Еще с
большей силой она распространяется в наше время и приобретает еще более серьезный характер. Ежегодно
государство выделяет огромные средства на развитие образования. Почему для государства образование имеет
огромное значение? Из-за чего государство уделяет огромное внимание его развитию? На эти два вопроса
существует логический ответ. Практически любое государство стремится к развитию и к тому, чтобы занимать
первые позиции на мировом рынке и вследствие этого ставит перед собой различные цели, достижение которых
поможет вывести государство на лидирующую позицию. Одной из целей, является повышение грамотности и
образованности населения, ведь судьба любого государства зависит от состояния системы образования.
3
Сейчас система образования переживает непростые времена. Уже на протяжении нескольких лет
происходит смена системы образования. Сформировавшаяся в начале 20 века, система народного образования,
которая была направлена на всесторонне развитие своих способностей у ребят, не в зависимости от их
национальной принадлежности, пола, на коллективную жизнь, а также на овладение накопленными знаниями и
на то, чтобы научиться пользоваться этими знаниями в зависимости от жизненной ситуации, разрушается. На
смену ей приходят европейские тенденции. Почему смена системы образования не проходит гладко, да потому,
что во – первых, российский менталитет не готов к европейским инновациям, а во – вторых из-за того, что для
начала смены системы образования нужно заблаговременно подготовить почву, что б этот процесс проходил
более спокойно и не создавал множество проблем на своем пути.
На данный момент проблем в российском образовании немалое количество. Одна из них – это как раз,
устаревшая система образования. Происходит смена поколений и приоритетов, развитие информационных
технологий, улучшение инфраструктуры, появление новых профессии, т. е. произошел переход от
индустриального общества к информационному обществу. Вследствие перехода требуются коренные
изменения, что и обусловило актуальность выбранной темы.
Объект исследования – сфера образования.
Предмет исследования – инструменты государственного регулирования сферы образования в
Нижегородской области.
Цель настоящего исследования – на основе анализа системы государственного управления РФ в сфере
образования на примере Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
4
определить направления совершенствования государственного управления РФ в сфере образования
Нижегородской области.
Задачи исследования:
– изучить теоретические основы государственного управления РФ в сфере образования:
– раскрыть основные функции Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской
области в сфере государственного управления образованием;
– определить эффективность системы управления образованием в деятельности Министерства
образования, науки и молодежной политики Нижегородской области;
– выявить проблемы управления образованием в Нижегородской области;
– определить направления совершенствования государственного управления РФ в сфере образования
Нижегородской области.
Исследование основывалось на следующих методах исследования: индукции, дедукции, анализу и
синтезу.
Теоретической и информационной базой исследования являются научные труды отечественных и
зарубежных ученых по государственному регулированию сферы образования. В качестве информационной базы
для исследования были использованы данные с сайта Министерства финансов Нижегородской области;
законодательные и нормативные акты Российской Федерации, статьи ведущих экономических журналов и газет;
информационные ресурсы сети Интернет.
5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РФ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие и сущность государственного управления РФ в сфере образования
В процессе реализации права на образование, обеспечения государственных гарантий прав и свобод
человека в сфере образования возникают общественные отношения, совокупность которых формирует рынок
образовательных услуг.
В ст. 2 Федерального закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. (далее – Закон об образовании) дано определение образования. Это, с одной стороны, «единый
целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и
осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства», а, с другой стороны - «совокупность
приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции
определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей
и интересов» [2].
Поэтому образовательные услуги можно представить как систему знаний, информации, умений и
навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей
личности, общества, государства. Образовательные услуги обеспечивают реализацию познавательных
6
интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в ее духовном, интеллектуальном, творческом,
физическом развитии, создают условия для профессионального развития человека.
В современной науке до сих пор нет единства среди исследователей в понимании его сущности и
актуальных общественных задач (функций). Так, признается зависимость функционирования разных сфер
общественной жизни от состояния образования. «Образование необходимо для развития экономики, политики,
культуры и всего общества - замечает С. Б. Шитов. Результатом получения образования является
интегрирование полученного объема знаний, навыков и умений с личностными качествами индивидов и
способность самостоятельно использовать свои знания. От образования зависит действенность всех социальных,
экономических, политических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального,
духовного, социокультурного потенциала страны. Модернизация современной системы высшего
профессионального образования требует разработки новых образовательных подходов, основ и ориентиров
развития современного человека» [2, с. 187].
А. Г. Асмолов считает, что образование представляет собой «ведущую социальную деятельность,
участвующую в порождении таких системных социальных и ментальных аффектов в жизни общества, как
формирование гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности; динамика социальной
дифференциации и стратификации общества; усвоение различных традиций, ценностей, норм и установок
поведения больших и малых социальных групп; приобретение репертуара личностных, социальных и
профессиональных компетентностей, обеспечивающих индивидуализацию, социализацию и
профессионализацию личности в мире людей и профессий; рост человеческого потенциала как важнейшего
условия конкурентоспособности страны» [3, с. 39].
7
Обобщая современные поиски, связанные с определение содержания понятия «образование», Е. И. Исаев
и В. И. Слободчиков пишут, что «в современном обществе отчетливо выявляются три образа образования, или
три его фундаментальных интерпретации. Рассмотрим подробнее фундаментальные интерпретации авторов:
1. Образование - это сфера общества, самостоятельная форма общественной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом
поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-
ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в
области образования и науки»
4. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №662 «Об осуществлении мониторинга системы
образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования»)
5. Алексеева Е.С., Вольфсон Э.Н. Государственное управление в сфере образования: проблемы и
перспективы // Учим управлять и учимся управлять. Шестой сборник научных статей. – Кемерово, 2020. – С. 69-
72.
6. Барышева Е.Н. Зарубежные исследования государственного управления сферой высшего
образования // Управление организационно-экономическими системами. Сборник трудов научного семинара
8
студентов и аспирантов института экономики и управления. В 2-х частях. Под общей редакцией О.В. Павлова. –
2020. – С. 27-29.
7. Васильев В. П. Государственное регулирование экономики : учебник и практикум для бакалавриата
и специалитета / В. П. Васильев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 164 с.
8. Зимин В. А., Морозова Г. А. Социальная защита населения в регионе, механизмы ее
совершенствования : монография. – Самара : ООО «Научно-технический центр», 2018. – 131 с.
9. Иванцова Н.А. Повышение качества образования как стратегия государственного управления
сферой образования // Современное состояние гуманитарных и социально-экономических наук: сборник
научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. – 2019. – С. 153-156.
10. Кремень В. Новые требования к образованию и его содержанию // Разработка рамочных основ
содержания общего среднего образования для 21 века : материалы научно-практической конф. «Равный доступ к
качественному образованию». – 2018. – С. 3–10.
11. Куценко В. И. Образование – фундамент устойчивого экономического развития и социальной
гармонии: пути обновления региона // Экономика и управление. – 2019. – № 3. – С. 58–65.
12. Литвинов И.И. О некоторых актуальных вопросах государственного управления в сфере
образования // Право и правопорядок: приоритетные направления развития: сборник научных трудов. –
Хабаровск, 2019. – С. 192-195.
13. Ляшенко Е. А. Методический подход к исследованию региональной институциональной среды
функционирования технопарковых структур //Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Т. 8. – №. 3. – С.
375-390
9
14. Мишин И. Актуальные проблемы теории и практики образования, обучения и воспитания //
Экономика. – 2018. – № 4. – С. 3–9.
15. Неустроев С.С., Федорчук Ю.М. Управление в общем образовании: опыт, тенденции, перспективы.
– Москва : ФГБНУ «ИУО РАО», 2019. – 368 с.
16. Саралинова Д.С., Атуева А.Х. Реализация государственной политики в сфере образования в
субъекте РФ // ФГУ Science. – 2019. – № 1 (13). – С. 107-113.
17. Тавокин Е.П. Об особенностях современного российского образования // Вестник Российской
академии наук. – 2019. – Т. 89. – № 2. – С. 131-138.
18. Чеджемов С.Р. К некоторым проблемам организации обеспечения безопасной образовательной
среды // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2019. – № 1. –
С. 78-83.
19. Шагидаева А.Б. Проблемы государственного управления развитием образования // Социальная
педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2019. – № 1. – С. 3-10.