Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ценовая политика и тактика коммерческой организации зависят от конкурентной структуры рынка. Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер предприятий, работающих на рынке, степень дифференциации товаров разных компаний, лёгкость входа на рынок новых фирм и выхода из него, доступность рыночной информации. Существуют разнообразные варианты сочетания элементов рыночной структуры в зависимости от которых предприниматели или вступают в конкурентную борьбу, или избегают её. Основой для конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, является свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.
Актуальность темы исследования курсовой работы определяется тем, что выбор правильного метода установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии, которые учитывают тип рынка, на котором работает предприятие, составляют необходимые элементы успешной деятельности любой коммерческой организации в жёстких условиях конкуренции.
Процесс ценообразования необходимо осуществлять с учётом влияния различных внешних и внутренних факторов предпринимательской среды.
Современные подходы к ценообразованию на рынке монополистической конкуренции требуют согласования интересов его участников.
Объект исследования курсовой работы – Общество с ограниченной ответственностью «Трак-Сервис Нижний Новгород», работающее на рынке логистических услуг, который относится к монополистической конкуренции.
Предмет исследования курсовой работы – процесс ценообразования на логистические услуги Общества с ограниченной ответственностью «Трак-Сервис Нижний Новгород».
Цель исследования курсовой работы – анализ процесса ценообразования на логистические услуги и разработка предложений по его совершенствованию с учётом особенностей рынка монополистической конкуренции.
Для достижения поставленной цели исследования курсовой работы ы были определены задачи исследования:
- рассмотреть особенности рынка монополистической конкуренции и их влияние на процесс ценообразования;
- определить сегменты рынка логистических услуг для того, чтобы разработать новую ценовую стратегию и тактику коммерческой организации.
Теоретической основой исследования послужили материалы исследований современных российских учёных, посвящённые различным типам рыночной структуры, различаемым по уровню конкуренции, в том числе рынку монополистической конкуренции: С.Б. Авдашевой, А.С. Липина, Е.В. Новиковой, А.В. Пантелеева, Е.А. Девяткина, А.Ю. Юданова, Ю.Б. Рубина.
При выполнении работы применялись различные методы исследова¬ний: анализ, методы математи¬ческой статистики, сегментирование, сравнение и группировка.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении обоснована актуальность темы, определены предмет и объект исследования, сформулированы цель и задачи, решение которых необходимо для её достижения. В первой главе представлены теоретические аспекты рынка монополистической конкуренции. Во второй главе пред¬ставлены результаты анализа процесса ценообразования в логистической компании.В заключении подводятся итоги проделанной работы в соответствии с целью, задачами, предметом и объектом исследования.
Глава 1 Теоретические аспекты монополистической конкуренции
1.1 Понятие монополистической конкуренции
В научной литературе конкуренция рассматривается как борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы [2, с.271]. Статья 4 Федерального закона РФ от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» содержит следующее определение: «конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Понятие рынка монополистической конкуренции в законодательстве нашей страны отсутствует, несмотря на признаваемое отечественными экономистами и предпринимателями явление монополистической конкуренции в российском экономическом пространстве.
В экономической литературе понятие «монополистическая конкуренция» раскрывается путём дифференциации с другими видами конкуренции, что даёт возможность определить её сущность как один из возможных вариантов рыночной структуры по фактору конкуренции.
В истории экономических учений монополистическая конкуренция рассматривается как отличное по отношению к совершенной конкуренции, получившей теоретическое обоснование в трудах Адама Смита, Давида Рикардо, Карла Маркса. Учёные, в качестве основной идеи совершенной конкуренции, признавали только механизм ценового регулирования экономической системы. Давид Рикардо писал: «Когда говорят о предмете потребления, его меновой стоимости и о законах, регулирующих его цены, то всегда имеется в виду такой товар..., на производство которого оказывает огромное влияние конкуренция» [7, с.122]. Отмечая дифференциацию понятий, Джоан Робинсон в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» характеризует совершенную конкуренцию следующим образом: «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число продавцов велико и объём производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции; во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции» [8, с.55].
Российский учёный А.В. Пантелеев рассматривает совершенную конкуренцию «как взаимодействие множества мелких предприятий, производящих и предлагающих однородную продукцию и доля рынка, занимаемая каждым отдельным хозяйствующим субъектом, очень мала» [13, с.41].
Совершенная конкуренция – это соперничество экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не может оказывать решающее влияние на общие условия реализации стандартизированного товара на данном рынке. При этом каждый субъект обладает полной рыночной информацией, из-за чего ни один из них не контролирует рыночный спрос, поставку товара на рынок или цену на него.
Отметим, что совершенная конкуренция является теоретической абстракцией, а существующие реальные рынки в различной степени несовершенны.
Большинство экономистов определяют рынок монополистической конкуренции как один из типов несовершенной конкуренции, существующего в экономической теории и в практике хозяйственной деятельности наряду с другими типами несовершенных в конкурентном отношении рыночных структур: монополии и олигополии.
Такой подход получил теоретическое обоснование, которое предложил Эдвард Чемберлин, когда в 1933 году ввёл в экономическую теорию понятие рынка монополистической конкуренции. Это стало вызовом классической экономической науке, по которой конкуренция и монополия считаются взаимоисключающими понятиями, а отдельные цены объяснялись или в категориях конкуренции, или в категориях монополии. Эдвард Чемберлин утверждал, что практически все экономические ситуации представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию [11, с.11]. Учёный не привёл в своих работах чёткой дефиниции монополистической конкуренции, но подробно охарактеризовал рассматриваемый тип рынка.
А.В. Пантелеев дал следующее определение несовершенной конкуренции: «рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции; рынок, где два или более продавцов, обладают ограниченным контролем над ценой и конкурируют между собой за продажи; рынок, на котором или покупатели, или продавцы способны воздействовать на цену» [13, с.43].
А. В. Пантелеев, характеризует монополистическую конкуренцию как структуру рынка, при которой большое количество компаний предлагают разнообразную продукцию. «Каждый субъект может регулировать лишь свою цену и принимать цены других субъектов установленными. Потребители легко могут найти товары-заменители вследствие дифференцированности продукции. Отсутствие барьера входа на рынок обеспечивает такой структуре рынка высокую конкуренцию» [13, с.44].
Е. В. Новикова отмечает, «на рынке монополистической конкуренции сравнительно большое число некрупных предприятий производят дифференцированную продукцию. Вход в такую отрасль сравнительно лёгкий, что приводит к появлению конкуренции со стороны новых фирм» [6, с.89].
А. С. Липин даёт следующее определение монополистической конкуренции: «структура рынка, при которой множество предприятий производит сходный, но не идентичный продукт» [15]. Учёный обращает внимание на то, что монополистическую конкуренцию не следует смешивать с монопольным рынком: «хотя эти термины достаточно созвучны, но отображают совершенно разные ситуации на рынке» [15].
Монополистическая конкуренция - это тип рыночной структуры, который является приближённым к совершенной конкуренции, однако не соответствует ей по отдельным признакам «несовершенства» ситуации на рынке.
Модель монополистической конкуренции Эдварда Чемберлина предполагает структуру рынка, соединяющей элементы совершенной конкуренции (большое число предприятий, их независимость друг от друга, отсутствие барьеров для входа на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). Учёный так объяснил механизм образования монополистической конкуренции: «Предприниматель в своём стремлении к получению максимальной прибыли стремится захватить контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремится создать товар, который отличается от товара конкурента. Каждая компания, добившись некоторой дифференциации своего продукта, становится монополистом на рынке его сбыта» [11, с.8]. Возникает «монополия по дифференциации продукта», которая предполагает ситуацию, когда, изготавливая определённый продукт, отличный от продукции других компаний, компания обладает частичной рыночной властью: увеличение цен на её продукцию не обязательно приведёт к потере всех покупателей.
Эдвард Чемберлин широко трактует дифференциацию продукта: она включает в себя не только различные свойства продукта, но все условия реализации и услуги, которые сопутствуют продаже, а также пространственное нахождение. Отметим, что там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно становится и конкурентом, и монополистом. Пределы же власти этой группы монополистических конкурентов ограничены, так как контроль над предложением продукта носит частичный характер из-за существования товаров-заменителей и высокой ценовой эластичности спроса.
Эдвард Чемберлин писал, что коммерческий успех определяется не только ценой и потребительскими качествами продукта, но и умением продавца поставить себя в привилегированное положение на рынке. Монополия по дифференциации продукта и защита от появления конкурентов создают условия для развития спроса на определённую продукцию и получения монопольной прибыли.
Эдвард Чемберлин отмечал, что монополист может оказывать воздействие на объём спроса и его эластичность, формируя вкусы и предпочтения потребителей [11, с.8]. По мнению учёного, цена не является решающим инструментом конкуренции, так как спрос создаётся при рекламой, особыми качествами продукта и обслуживания покупателей.
1.2 Современный подход к модели рынка монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция включает в себя признаки и чистой конкуренции и чистой монополии. М.А. Сажина и Г.Г. Чибриков подчёркивают, что «это сочетание отражается в самом названии данного типа рынка» [9, с.187]. От конкурентного рынка монополистическая конкуренция получила: большое количество продавцов и покупателей, лёгкость входа и выхода на рынок из-за отсутствия барьеров. На рынке монополистической конкуренции продаются и покупаются дифференцированные товары - это является отличием от рынка чистой конкуренции.
О.М. Дюсуше даёт определение дифференциации как «вариации параметров продуктов, которые с точки зрения потребителей воспринимаются как разнообразие, и/или характеризует вариации качества продуктов» [3, с.9].
Все компании, работающие на рынке монополистической конкуренции, самостоятельно принимают решение, каким товарным стратегии и тактики придерживаться: производить ли дешёвые, но низкокачественные товары, или высококачественные товары, но и более дорогие. Для этого типа рынка характерно наличие товарных знаков и торговых марок, а также реклама. Если предприятие производит товар под известной всем товарной маркой и покупатели отдают предпочтение именно ей, то ситуация напоминает рынок чистой монополии: чем ниже эластичность спроса по цене на товар, тем большей монопольной властью обладает его производитель.