Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Сегодня остаются проблемы в реализации социально незащищенными категориями граждан своих прав, среди которых на первое место выходят вопросы жилищных, пенсионных, трудовых прав инвалидов, прав на охрану здоровья и лекарственное обеспечение, на образование и социальное обслуживание, на доступность к объектам жизнедеятельности. Кроме того, по-прежнему остается сложной ситуация с организацией медицинской помощи инвалидам, проживающим в сельской местности. Не утратил своей остроты и вопрос санаторно-курортного лечения инвалидов, предоставления им социальных услуг, технических и иных средств реабилитации. Особую тревогу вызывают нарушения прав граждан, пребывающих в психоневрологических интернатах.
Объектом исследования выступает население с ограниченными возможностями здоровья как особая социальная группа подвергающаяся воздействию социальных рисков. Предметом исследования является система защиты социально-незащищенных граждан.
Цель исследования: выявить проблемы муниципальных предприятий, обслуживающих социально-незащищенных граждан.
Задачи исследования:
изучить основы формирования социальных рисков;
провести анализ эффективности мероприятий по реализации государственной политики в сфере защиты от социальных рисков населения с ограниченными возможностями здоровья;
выявить проблемы реализации государственной политики в сфере защиты от социальных рисков населения с ограниченными возможностями здоровья и разработать практические рекомендации.
Методологической основой выступает анализ, логико-структурный подход.
1. Теоретические основы формирования социального предпринимательства
1.1 Понятие социального предпринимательства
Развитие социального предпринимательства является условием решения следующих проблем: формирование цивилизованных и конкурентных рыночных отношений, способствующих эффективному удовлетворению потребностей общества; повышение качества продукции, работ и услуг, расширение их ассортимента; повышение уровня культуры обслуживания; приближение производства товаров к конкретным потребителям; сокращение уровня безработицы и создание дополнительных рабочих мест; вовлечение в трудовую деятельность отдельных категорий граждан (пенсионеры, инвалиды, студенты и т.д.); способствование эффективному применению творческих способностей человека, раскрытию талантов, развитию разного вида народных ремесел; содействие структурной перестройке экономики; формирование социального слоя владельцев, собственников, предпринимателей; использование местного сырья из отходов крупного производства; содействие крупному производству путем изготовления оснастки, комплектующих изделий, создание обслуживающих и вспомогательных производств; активизация научно-технического прогресса; освобождение экономической сферы от убыточных и низкорентабельных предприятий за счет их выкупа или аренды [5, с. 32].
Социальное предпринимательство, стремясь к удовлетворению запросов потребителей, придает экономике мобильность, гибкость, маневренность.
Использование ресурса самоорганизации социально ориентированного бизнеса позволяет существенно снизить издержки на предоставление социальных услуг по сравнению с коммерческими организациями, повысить уровень жизни населения за счет удовлетворения потребностей граждан в услугах, не оказываемых действующей социальной инфраструктурой [5, с. 22].
Роль социального предпринимательства в экономике проявляется в повышении общей экономической эффективности путем введения в оборот механизмов и ресурсов, ранее в таком качестве не использующихся (человеческие и материальные ресурсы, новые комбинации наличных ресурсов).
Социальное предпринимательство оказывает масштабный социальный эффект, изменяя при этом поведение и образ мысли общества. Развитие социального предпринимательства включает множество факторов, оказывающих позитивное воздействие на жизнь общества:
обеспечение трудовой занятости населения по средствам осуществления социальных проектов, организация самозанятости граждан, создание новых рабочих мест для социальных организаций;
социальная поддержка, выражающаяся в работе с социально незащищенными категориями населения;
реализация проектов, направленных на трудоустройство лиц без определенного места жительства;
социализация и ресоциализацию отдельных групп населения;
повышение социально-экономической эффективности за счет снижения нагрузки на бюджеты путем реализации частных предпринимательских проектов, основная роль в которых отводится государству (дошкольное, дополнительное, специализированное образование, здравоохранение, массовый спорт и др.);
развитие культурной среды за счет максимального использования потенциала культурных учреждений социальными предпринимателями;
территориальное развитие посредством повышения территориальной привязанности, насыщения городской среды, за счет развития транспортной инфраструктуры и развития неиспользованных земель [7, с. 44].
Социальное предпринимательство может быть задействовано в любой сфере жизни общества: образование, здравоохранение, услуги, сельское хозяйство и др.
Социальное предпринимательство решает такие проблемы в обществе, с которыми, на сегодняшний день, не справляется государство и бизнес-структуры. Оно интегрирует все самое прогрессивное и лучшее из государственного и частного секторов, поэтому является наилучшим способом (относительно государственного или коммерческого подходов) решения общественных проблем[10, с. 11].
Социальные инновации – нововведения в виде стратегий, идей, концепций, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей и решение социальных проблем.
Социальные инновации имеют широкие границы: от улучшения условий труда до создания новых инновационных сообществ, модернизации управления и государственной политики. Социальные инновации направлены на создание благоприятных условий для развития общества.
Социальные предприниматели находят инновационные, радикальные решения социальных проблем и воплощают их в жизнь. Социальные инновации выступают процессом трансформации социокультурных образцов и норм, обеспечивающих институциональное закрепление нововведений в материальной и культурной сферах общества.
Одной из основных задач социального предпринимательства является решение социальных проблем инновационным методом, путем создания самовоспроизводящегося механизма предоставления социальных услуг. Данный механизм представляет собой синергический эффект взаимодействия ресурсов предпринимателя и потребностей потребителей социальных услуг.
Результатом социальной предпринимательской деятельности является новый способ решения социальной проблемы, т.е. социальная инновация. Ее ценность и значимость определяются способностью удовлетворять потребности населения новыми, более удобными способами[14, с. 22].
Результатом деятельности социального предприятия является повышение качества жизни населения (рост социальной добавленной стоимости инновации) за счет: выявления новых способов решения социальных проблем; соблюдения минимальных стандартов качества жизни; синергического эффекта взаимодействия ресурсов предпринимателя и самоорганизации потребителя.
Развитие социального предпринимательства оказывает особое влияние на: сферу образования; область «серебряной экономики», включающую проекты, напрямую связанные с адаптацией, социализацией лиц преклонного возраста; сферу здравоохранения; сферу, связанную с адаптацией лиц с ограниченными возможностями.
Приоритетными задачами социального предпринимательства выступают: поддержка материнства и детства; профилактика социального сиротства; развитие научно-технического и художественного творчества, дополнительного образования, деятельности в области экологии и краеведения, массового спорта; формирование и дальнейшее укрепление межнационального сотрудничества.
Для решения поставленных задач перед учреждениями социальной защиты необходимо следующие, рис. 1.
Рисунок 1 – Задачи учреждений социальной защиты
Объектами управления в сфере социальной защиты являются организации и учреждения, учебные и трудовые коллективы данной системы, а также отношения между гражданами.
Субъектами управления являются органы, которые занимаются непосредственно проблемами социа
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ// Собрание Законодательств Российской Федерации. – 04.08.2014. -№ 31. – Ст.4398
2. Всеобщая декларация прав человека: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 10 декабря 1998.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. - М., 1976. - С.3-26.
4. Федеральный закон от 28 декабря 2018 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 52 (часть I) ст. 7007
5. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ», 16.01.1995, № 3, ст. 168.
6. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010 г., 2 августа № 31, ст. 4179.
7. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 48, ст. 4563.
8. Арай Ю. Н. Социальное предпринимательство в начале ХХI века: основные понятия и страновые особенности / Ю. Н. Арай // Российский журнал менеджмента. - 2018. - № 1. - С. 111-130. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru. - для доступа к информационным ресурсам требуется авторизация.
9.
10. Бабаев К. М. Социальные аспекты предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений / К. М. Бабаев // Экономические науки. - 2018. - № 9. - С. 119-122. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru. - для доступа к информационным ресурсам требуется авторизация.
11. Базылев И. В. Проблемы мотивации современного предпринимательства / И. В. Базылев, В. В. Вороненко // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 8. - С. 11-17. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru. - для доступа к информационным ресурсам требуется авторизация.
12. Барков А. В. Социальное предпринимательство в условиях формирования правовой модели рынка социальных услуг / А. В. Барков // Предпринимательское право. - 2019. - № 2. - С. 28-32.
13. Бездудная А. Г. Теоретические и методологические подходы к изучению проблем института малого инновационного предпринимательства / А. Г. Бездудная, Д. С. Юдин, С. Ж. Мейерман // Вестник Национальной академии туризма. - 2018. - № 3. - С. 61-63.
14. Бокова А. А. Социальная ответственность предпринимательства в РФ / А. А. Бокова // Современные аспекты экономики. - 2019. - № 7/8. - С. 95-106. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru. - для доступа к информационным ресурсам требуется авторизация.
15. Бурцева А. А. Социальная предпринимательская деятельность некоммерческих организаций в России как объект правового регулирования / А. А. Бурцева // Право и политика. - 2019. - № 8. - С. 1370-1377.
16. Бычкова О. И. Особенности предпринимательской деятельности в социальной сфере / О. И. Бычкова, К. И. Кухарева, П. А. Мостобаева // Психология. Экономика. Право. - 2018. - № 2. - С. 58-64. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru. - для доступа к информационным ресурсам требуется авторизация.
17. Вельтер Ф. Контекстуализация предпринимательства - концептуальные задачи и пути их решения / Ф. Вельтер // Российский журнал менеджмента. - 2018. - Т. 11, № 2. - С. 85-106.
18. Власов Е. Социальное предпринимательство: эволюция взглядов и подходов / Е. Власов // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2018.- № 3. - С. 129-131. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru. - для доступа к информационным ресурсам требуется авторизация.
19. Вороненко В. В. Проблемы социального оздоровления малого предпринимательства в России / В. В. Вороненко // Этносоциум и межнациональная культура. - 2019. - № 9. - С. 121-127. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru. - для доступа к информационным ресурсам требуется авторизация.
20. Гасанов Э. А. Концептуальные аспекты формирования малого инновационного предпринимательства в контексте информационной стадии социально-экономического развития / Э. А. Гасанов, М. А. Гасанов, Э. Э. Осипов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2018. - № 2. - С. 5-17. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru. - для доступа к информационным ресурсам требуется авторизация.
21. Горгунаков Е. А. Влияние социального фактора на эффективность корпоративного управления предпринимательских структур / Е. А. Горгунаков, Т. А. Сорвина // Экономика и управление. - 2018. - № 11. - С. 67-70. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru. - для доступа к информационным ресурсам требуется авторизация.
22. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций : науч. изд. / А. В. Киреева [и др.]. - Москва : Дело, 2019. - 514 с.
23. Гришина Я. С. Американский и европейский опыт социального предпринимательства: сравнительно-правовая характеристика / Я. С. Гришина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14, Право. - 2018. - № 2. - С. 60-74. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru. - для доступа к информационным ресурсам требуется авторизация.
24. Гришина Я. С. О соотношении частных и публичных интересов при моделировании инновационно-правовой конструкции социального предпринимательства / Я. С. Гришина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2019. - № 6. - С. 117-122.
25. Гришина Я. С. Правовая регламентация государственно-частного партнерства в условиях формирования правовой модели социального предпринимательства / Я. С. Гришина // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2018. - № 3. - С. 35-42. - То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru. - для доступа к информационным ресурсам требуется авторизация.
26. Гришина Я. С. Публично-правовые средства государственной поддержки социальных предприятий малого и среднего бизнеса / Я. С. Гришина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2019. - № 5. - С. 102-106.
27. Гришина Я. С. Социальное предпринимательство как правовая модель реформирования социально-правовой политики государства / Я. С. Гришина // Правовая политика и правовая жизнь. - 2019. - № 4. - С. 52-55.
28. Грищенко Ю. И. Тенденции и направления развития социального предпринимательства в России / Ю. И. Грищенко // Некоммерческие организации в России. - 2018. - № 4. - С. 38-44.