Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитое демократическое правовое государство – это социальная ценность всего
человечества, условие для развития свободной личности, гарант сохранения стабильного
мира и благополучия. Практически правовые государства на Западе сформировались в
завершенном виде в середине XX в. в первую очередь в развитых индустриальных
странах.
Полное формирование правового государства, требует кроме провозглашения
конституционного принципа, в первую очередь, определенный уровень материальной
обеспеченности людей, развитая экономика, высокий культурный уровень населения.
Отстающая страна не может сформировать правовое государство. Без присутствия
демократии правовое государство невозможно. Правовое государство невозможно
сформировать несколькими правовыми актами. Для становления правового государства
нужно создать гражданское общество с очень высоким уровнем политической и правовой
культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией.
Окончательное формирование правового государства будет после периода
постиндустриального общества.
Основа правового государства – это высокоразвитое гражданское общество, в котором
первоочередным является принцип свободы экономической деятельности, который
основан на верховенстве правового закона. Гражданское общество и государство, не
являются равнозначными понятиями. С гражданским обществом не следует путать
политическое общество, такие как государство и иные институты, так как главной
фигурой и содержанием гражданского общества будут приобретающие общее социальное
значение человек как личность и его личные интересы и потребности, доступная
реализация которых происходит только вне политического контроля. Данные интересы и
потребности выражают и осуществляют через институты гражданского общества, к
2
которым относят семью, церковь, культурные объединения, научные ассоциации,
профсоюзы и так далее.
В основе правового государства лежит равенство власти, гражданина, общества и права,
их правовое равенство перед законом.
Объектом исследования выступают общественные отношения, в области особенностей
государства.
Предмет исследования - это понятие госудаства в литературных источниках по теории
государства и права.
Цель курсовой работы охарактеризовать особенности понятия и сущность государства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику государства.
2. Проанализировать правовые основы становления государственности в Российской
Федерации.
Во время изучения литературных источников по теме работы использовались труды
российских ученых-правоведов, которые так либо иначе касаются вопросов становления
правового государства в России: С.С. Алексеева, Г.А. Гаджиева, О.Е. Кутафина, Е.А.
Лукашевой, А.В. Малько, В.С. Нерсесянца, С.В. Пчелинцева, Т.Н. Радько, Б.Н. Чичерина
и других.
Методы исследования: метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и
обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности становления
правового государства в России; метод анализа специальной литературы; метод
системного анализа.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка
использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика государства
1.1 Правовое государство: понятие, признаки
В современном мире положения и выводы, которые относятся к правовому государству,
объединяют все ценные, позитивные результаты, которые достигнул ученые за
длительный исторический период.
Исходя из этого предложено такое определение правового государства - это форма
организации и деятельности государственной власти, которая обладает демократическим
режимом конституционного правления и законности, в которой развита прогрессивная
правовая система, есть разделение властей и их взаимоконтроль, признаются и
гарантируются права и свободы человека и гражданина, взаимная ответственность
государства и личности .
Правовое государство, даже, несмотря на особенности, будет оставаться государством в
полном смысле слова, то есть организацией публичной власти. Это означает, что данное
государство, будет обладать публичной властью, выступать в качестве официального
представителя не только правящей, но и иных слоев общества .
Правовое государство, как и любое другое, имеет специальный аппарат по управлению и
принуждению. Для его содержания устанавливают и взимают налоги, проводят займы,
формирует государственный бюджет. Правовое государство, так же, как и другие
государства, обладает суверенитетом.
Суверенитет правового государства, как и всех остальных, заключен в его верховенстве по
отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны и самостоятельности
государства вовне.
3
Данные черты относят к общим, так как они характерны как правовому, так и
неправовому государству. Кроме этого правовое государство отличается специальными
чертами, которые указаны в вышерассмотренном определении:
демократизм, является реальным осуществлением народовластия. Термином
«народовластие», является определение одного из главных элементов демократии в ее
современном понимании. В данной связи стоит обратить внимание на такие моменты .
Первое, народ – это действительный источник всей той власти и политики, которая
призвана выражаться и проводиться правовым государством. Народовластие
характеризуют в качестве закрепления данные предпосылок в действующей Конституции,
других законах, которые способствуют проведению его принципов в жизнь. Это
выявляется в обязательном участии населения в формировании представительных органов
государства, которые наделены правом, разрабатывать и принимать законы - акты высшей
юридической силы.
Второе, в рамках народовластия обязан быть механизм, который позволяет не только
критиковать политику государства, которая не соответствует интересам граждан,
реализации их прав и свобод, но и в нужное время воздействовать на нее средствами,
которые предусматриваются законодательством;
режим демократического конституционного правления. При данном режиме высшие
органы государственной власти на основе Конституции обладают мандатом народа,
власть реализуют в интересах народа демократичным правовым методом.
Тут будет политический и идеологический плюрализм, политические партии, которые
реально осуществляют социально-экономические и политические права граждан, их
организаций, обеспечивают выборность и сменяемость центральных и местных
представительных органов власти.
Таким образом, в условиях данного режима будут институты представительной
демократии, такие как представительные органы, избираемые непосредственно
населением на основе демократической избирательной процедуры, а также институты
непосредственной демократии, такие как референдум и так далее;
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Характеризуя
правовое государство недостаточно указаний на многообразие его органов, их
перечисления.
Государственная власть, которая основана на праве, эффективно действует только, тогда
когда есть обеспечение прав и законных интересов личности, когда в ней есть разделение
труда: институты государства «выстроены» по-особому.
Это означает, что сформированы самостоятельные ветви власти, каждая из которых
осуществляет «свою» особую деятельность .
Данных ветвей, власти, которые свидетельствуют о большой развитости государства, три:
законодательная, исполнительная, судебная. Что означает, три вида государственных
органов: законодательные, исполнительные, судебные.
Принцип разделения властей позволяет «рассредоточить» государственную власть между
разными властными звеньями, структурами. Это дает предупреждение ее концентрации в
любой из ее структур, не позволяя при этом превратить ее в авторитарную и
тоталитарную власть.
Конституцией Российской Федерации предусматривается: государственная власть
«осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную»
(ст. 10); законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием,
исполнительная - Правительством, судебная - органами правосудия, судами.
Следовательно, принцип разделения властей разрешает отметить, что все ветви власти
одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к
другу. Они оказывают взаимное
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек.
1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-
ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Барсегян А.А. Россия как социальное государство: конституционно-правовой
аспект // В сборнике: Экономика, политика, право, образование в современном
информационном обществе: новые парадигмы материалы Всероссийской научнопрактической крнференции. редколлегия: М.С. Козлов, В.В. Рябчиков, З.А. Васильева и
др.. 2012. С. 105-108.
3. Вестов Ф.А., Фаст О.Ф. Правовое государство как критерий модернизации России
// Правовая культура. 2013. № 1 (14). С. 052-057.
4. Григорьева, И.В. Теория государства и права / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ,
2011.
5. Грухин, Ю. А. Теория государства и права. Ч. 1: учебно-методическое пособие /
Ю.А. Грухин, В.А. Слепцов. – Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2016. – 124 с.
6. Дулич Л.М. Правовое государство в современной России // В сборнике:
Актуальные проблемы юридической науки и высшего образования в современных
условиях сборник научных статей по материалам международной научно-практической
конференции: в 2 томах. 2016. С. 72-77.
7. Ишеков К.А. Правовое государство как основа конституционно-правового развития
современной России // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 4 (38). С. 7-11.
8. Кочкалов С.А. Проблемы становления правового государства в России // В
сборнике: Право и проблемы функционирования современного государства сборник
материалов 6-й международной научно-практической конференции. Члены ред. совета
(НИЦ «Апробация»): А. К. Халифаева,Геворкьян Д. П.. 2014. С. 63-66.
9. Кадыша И.А. Достижения и проблемы становления правового государства в России
// В сборнике: ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ межвузовский сборник научных трудов.
Москва, 2014. С. 47-50.
10. Кривошаева А.И., Собянина В.Ю. Основные проблемы становления правового
государства в России // Сборник научных трудов по материалам XXXIX международной
научно-практической конференции. 2016. С. 137-140.
11. Корнев, В. Н. Теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.Н. Корнева.
— М.: РАП, 2017. — 560 с.
12. Косов Р. В. В.Основы социального государства : учеб. пособие. Тамбов: Изд-во
ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011.
13. Кудинов, О. А. Комментарии к источникам римского права / О. А. Кудинов. — М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. — 344 с.
14. Морозова, Л.А. Функции российского государства на современном этапе / Л.А.
Морозова // Государство и право. – 2011. - № 2
15. Рощин Б.Е. Современная Россия как социальное государство // В сборнике:
Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века Материалы XIII
Международной научной конференции: в 2-х частях. А. А. Корников (ответственный
редактор). 2014. С. 209-215.
16. Фатихов Р.Ф. Политические факторы становления правового государства в
современной России // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 1 (79). С. 109-
114.
17. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. 3-е изд., дополн. и
испр. - М.: Юрист, 2011
5
18. Черногорцева, Г. В. Правовые идеи в философии нового времени // Молодой
ученый. — 2019. — №12. — С. 877-880.
19. Эпов А., Суковатов Г.В. Становление правового государства в России его
особенности и проблемы // Материалы XII межвузовской студенческой научнопрактической конференции. 2016. С. 135-139.